Решение б/н Решение по делу №1234-ФАС52-07/15 от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11.11.2015 № СС-07/11050

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1234-ФАС52-07/15

       

        

                                                                                                            г. Н. Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2015 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 ноября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Швецова О.Ю.

-

-

член Комиссии, начальника отдела  контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В.

 

 

Кожевникова Т.А.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

член Комиссии, ведущий эксперт отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе.

 

рассмотрев дело №1234-ФАС52-07/15, возбужденного в отношении САО «ВСК» (юридический адрес: 121552, г.Москва, ул.Островная, д.4; адрес филиала: 603000, г.Н.Новгород, ул.Варварская, д.40) по обращению ООО «Росгосстрах» (603000, г.Н.Новгород, ул.Звездинка, д.28/13) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

- представителя ООО «Росгосстрах» по доверенности от 24.02.2014г. Б.,

- представителя САО «ВСК» по доверенности от 10.12.2014г. К.,

- представителя ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области» по доверенности от 06.11.2015г. Дыдыкиной М.Е.

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ООО «Росгосстрах» на действия САО «ВСК», содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащих требованиям части 1 статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В своем обращении заявитель сообщил, что 26.06.2015г. ГКУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» разместило на сайте: zakupki.gov.ru извещение №0832200006615000408 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). По мнению заявителя, САО «ВСК» необоснованно применило страховые тарифы, в результате чего выиграло аукцион.

В связи с указанными обстоятельствами, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 20 августа 2015 года издал приказ №317 о возбуждении дела №1234-ФАС52-07/15 по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении САО «ВСК».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Росгосстрах» поддержал заявленные требования. Представитель САО «ВСК» с заявленными требованиями не согласился.

Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.  

САО «ВСК» зарегистрировано за основным регистрационным номером 1027700186062 согласно Свидетельства серия <...> САО «ВСК» имеет лицензию от 19.11.2011г. С №0621 77 на осуществление различных видов страхования. На территории Нижегородской области находится филиал САО «ВСК».

ООО «Росгосстрах» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1025003213641 согласно Свидетельства о государственной регистрации №004454702. Основной целью общества является получение прибыли за счет проведения страховой деятельности. ООО «Росгосстрах» имеет лицензию от 07.12.2009г. С №0977 50 на осуществление различных видов страхования. На территории Нижегородской области находится филиал ООО «Росгосстрах».

Таким образом, СОАО «ВСК» и ООО «Росгосстрах» работают на одном рынке - рынке страховых услуг в границах Нижегородской области, и являются конкурентами.

26.06.2015г. на официальном сайте zakupki.gov.ru размещалась информация о проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору страховщика для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств для нужд ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности».

В аукционе участвовало четыре страховых организации.

Начальная (максимальная) цена контракта, рассчитанная заказчиком, составила 1 903 822,78 рублей.

Решением аукционной комиссии от 13.07.2015г. победителем аукциона признано САО «ВСК» как участник, предложивший минимальную цену контракта в сумме 1 863 664,41 руб.

В пояснениях САО «ВСК» сообщило, что цена контракта заказчиком изначально была неверно рассчитана. В 2011 году САО «ВСК» выиграло конкурс на страхование автомобилей ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности». На тот момент у заказчика был заключен контракт с лизинговой компанией ООО «Союзная лизинговая компания» сроком на 5 лет. Юридический адрес собственника транспортных средств – г.Саров Нижегородской области, в связи с чем, применим территориальный коэффициент Кт 1,1. Кроме того, общество использовало право на снижение цены контракта в ходе аукциона.

Согласно части 6 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

  Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию  (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения  при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Указанием Центрального банка РФ от 19.09.2014г. №3384-У с последующими изменениями.

 Размер суммы страховой премии определяется как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Согласно пункта 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением №1 к Положению Банка России от 19.09.2014г. №431-П, при выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

Таким образом, законодательство предусматривает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ, может использовать различные источники информации.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.

САО «ВСК» 26.06.2015г. в 17.07 часов подало заявку на участие в электронном аукционе, заявке присвоен номер <...> . В заявке САО «ВСК» предложило цену контракта в сумме 1 863 664,41 рубль.

САО «ВСК» представило расчет цены контракта. Комиссией Нижегородского УФАС России выявлены иные коэффициенты КБМ, используемые САО «ВСК» при расчете цены контракта. Данные сведены в таблицу.

 

№ ТС согласно таблице заказчика

КБМ заказчика

КБМ ВСК

КБМ по данным РСА (от ВСК)

КБМ по данным РСА (проверка)

26

0,8

0,75

0,85

0,85

27

0,8

0.75

-

-

28

0,8

0,65

-

-

30

0,8

0,70

не представлено

-

31

0,8

0,75

не представлено

-

32

0.8

0,65

не представлено

-

39

0,8

0,75

0,85

0,85

41

0,8

0,70

-

-

42

0,8

0,75

-

-

52

0,8

0,75

-

-

63

0,8

0,75

0,85

0,85

68

0,8

0,70

0,85

0,85

73

0,8

0,75

0,85

0,85

92

0,8

0,75

0.85

0,85

102

0,8

0,65

не представлено

-

106

0,8

0,65

не представлено

-

111

0,8

0,50

не представлено

-

116

0,8

0,70

-

-

123

0,8

0.65

не представлено

-

124

0,8

0.75

не представлено

-

130

0,8

0,50

-

-

133

0.8

0,75

-

-

134

0,8

0.50

-

-

137

0,95

1

-

-

138

0,8

0,75

-

-

139

0,8

0,50

0,85

0,85

140

0,95

1

-

-

 

значек (-) – нет точных данных.

 

По данным автомобилям САО «ВСК» могло получить информацию об условиях применения КБМ, то есть информацию о наличии (отсутствии) страховых выплат, произошедших в период действия предыдущего договора страхования, только из аукционной документации, поскольку не являлось страховщиком в предыдущий страховой период. Каких-либо дополнительных запросов в адрес заказчика САО «ВСК» не направляло.

В ходе рассмотрения дела представитель САО «ВСК» не смог пояснить, почему применялись данные коэффициенты КБМ, каких-либо поясняющих документов не представлено.

В  связи с этим, коэффициенты КБМ, предложенные САО «ВСК», без какой-либо информации о классах транспортных средств, неприменимы.

Также Комиссией Нижегородского УФАС России при сравнении расчета, представленного САО «ВСК», с расчетом начальной (максимальной) цены контракта заказчика установлено, что ответчиком и ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» применены одинаковые территориальные коэффициенты Кт, равные 1,8. Между тем, представитель САО «ВСК» в ходе рассмотрения дела заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления договора лизинга.

Комиссия Нижегородского УФАС России, рассмотрев заявленное ходатайство, отказывает в его удовлетворении, поскольку при участии в аукционе САО «ВСК» не представляло и не ссылалось на данный договор, а также применило в представленном расчете цены контракта территориальный коэффициент Кт равный 1,8, а не 1,1, на который ссылался представитель САО «ВСК».

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона  «О защите конкуренции»,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции»  определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что САО «ВСК» и ООО «Росгосстрах» работают на одном рынке оказания услуг страхования, в том числе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Нижегородской области, следовательно, являются конкурентами.

САО «ВСК», рассчитывая страховую премию, применило страховые тарифы в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), отличные от используемых заказчиком - ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» без подтверждающих документов, что является нарушением пункта 1.8 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся приложением №1 к Положению Банка России от 19.09.2014г. №431-П.

Применив заниженные страховые тарифы КБМ, САО «ВСК» уменьшило итоговую сумму страховой премии с 1 903 822,78 рублей до 1 863 664,41 рублей. В результате уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов аукциона САО «ВСК» признан победителем.

Довод САО «ВСК» о том, что общество снизило начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись шагом аукциона, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необоснованным исходя из следующего. САО «ВСК» рассчитало цену контракта с использованием заниженных коэффициентов КБМ и предложило ее до проведения аукциона в заявке, поданной 26.06.2015г. в 17.07 часов. Аукцион проводился 10.07.2015г. в 09.00 часов. Таким образом, действия САО «ВСК» расцениваются как намеренное снижение цены контракта.

Действия САО «ВСК» противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, а именно пункту 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которым установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

 САО «ВСК» своими неправомерными действиями по занижению страховых тарифов, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей. Заказчик заключил государственный контракт от 28.07.2015г. №77 именно с САО «ВСК».

Таким образом, действия САО «ВСК» направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности.

Действия САО «ВСК» причинили убытки добросовестным страховщикам, участвующим в конкурсе, в том числе ООО «Росгосстрах», поскольку конкуренты лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить договор со страхователем – ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что данные действия САО «ВСК» являются недобросовестной конкуренцией.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Таким образом, действия САО «ВСК» противоречат требованиям части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия САО «ВСК», выразившиеся в занижении страховой премии при участии в аукционе, проведенном для нужд ГБУ НО «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности», нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение  трех месяцев со дня его вынесения.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

           

   Председатель комиссии                                                                 С.В.Смирнов

 

 

           Члены Комиссии                                                                     О.Ю.Швецова

 

    

                                                                                                               Н.В.Михайлова

 

                                                                                                                

                                                                                                               Т.А.Кожевникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Михайлова Н.В.

тел.8 (831) 430-55-74               

Связанные организации

Связанные организации не указаны