Решение б/н Решение № 1235-ФАС52-07/15 от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16.09.2015 №СС-07-9335

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 1235-ФАС52-07/15

 

                                                                                           г. Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

  Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя     управления;

  Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

  Лекутова Е.А.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело №1235-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя Ершова Игоря Евгеньевича (603000, г. Нижний Новгород, ул. Славянская, д.2-а; 603043, г. Нижний Новгород, пр. Октября, д.21, кв.18; 603147,    г. Нижний Новгород, ул. Веденяпина, д.32, кв.223) по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии заявителя – потребителя рекламы В. (в Нижегородском УФАС России отсутствует письменное согласие заявителя на использование персональных данных) и в присутствии  ответчика Ершова И.Е.,

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 21.07.2015г. поступило обращение потребителя рекламы В. (в Нижегородском УФАС России отсутствует письменное согласие заявителя на использование персональных данных) по поводу рекламы «Центра здоровья», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что данное рекламное сообщение содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» 20 августа 2015 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области вынесло Определение о возбуждении дела № 1235-ФАС52-07/15 в отношении рекламодателя ИП Ершова И.Е.

Изучив материалы дела и представленные документы, заслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России  приходит к следующим выводам.

В своем обращении заявитель сообщил, что 20 июля 2015 года обнаружил в своем почтовом ящике рекламную листовку следующего содержания: «БЕСПЛАТНО обследование организма в рамках государственной программы 24 июля в 11 ч 29 июля в 13 ч Программа здоровое питание здоровье нации ул. Славянская 2-а «Центр здоровья» Проверка внутренних органов и систем (легких, печени, почек, сердца, сосудов, суставов, позвоночника)-Выявление причин заболеваний –Рекомендации по устранению заболеваний и поддержанию здоровья Запись по тел.: 8-920-006-23-96; 8-952-441-26-51», что, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителей рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенными услугами. Объектом рекламирования является «Центр здоровья», а товаром – оказываемые им услуги.

В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно пунктам 3, 4 и 6 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Информация, размещенная на рекламной листовке, указывает на осуществление деятельности «Центра здоровья», связанной с выявлением причин заболеваний, рекомендациями по устранению заболеваний и поддержанию здоровья. Соответственно данные услуги попадают под определение профилактики.

Таким образом, реклама «Центра здоровья» должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 24 Федерального закона «о рекламе», устанавливающей специальные требования.

Спорная реклама, объектом рекламирования которой является услуга по профилактике здоровья, должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламном сообщении «Центра здоровья» не содержатся данные предупреждения о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации у специалистов.

Таким образом, реклама «БЕСПЛАТНО обследование организма в рамках государственной программы 24 июля в 11 ч 29 июля в 13 ч Программа здоровое питание здоровье нации ул. Славянская 2-а «Центр здоровья» Проверка внутренних органов и систем (легких, печени, почек, сердца, сосудов, суставов, позвоночника)-Выявление причин заболеваний –Рекомендации по устранению заболеваний и поддержанию здоровья Запись по тел.: 8-920-006-23-96; 8-952-441-26-51» без указания предупреждения о наличии противопоказаний к ее применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации у специалиста, противоречит требованиям части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В рекламных сообщениях, размещенных на рекламных листовках, содержится упоминание о том, что «программа здоровое питание здоровье нации» проводит обследование организма в рамках государственной программы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно информации, размещенной в сети Интернет на сайте http://programs.gov.ru/Portal/site/index (портал государственных программ Российской Федерации) государственная программа – это система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

В Перечне государственных программ Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года №1950-р (с изм. на 06 июня 2015 года), отсутствует государственная программа «Здоровое питание – Здоровье нации». Соответственно программа «Здоровое питание- здоровье нации» не является государственной программой.

Информация, размещенная на рекламной листовке о том, что обследование организма проходит в рамках государственной программы, не соответствует действительности, поскольку в настоящее время программа «Здоровое питание – здоровье нации» не является государственной.

Таким образом, реклама «Центра здоровья» в части информации «обследование организма в рамках государственной программы» вводит в заблуждение потребителя рекламы, тем самым противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24  ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламодатель –  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Деятельность в «Центре здоровья» осуществляет ИП Ершов И.Е., в связи с чем является рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения, следовательно, рекламное сообщение «БЕСПЛАТНО обследование организма в рамках государственной программы 24 июля в 11 ч 29 июля в 13 ч Программа здоровое питание здоровье нации ул. Славянская 2-а «Центр здоровья» Проверка внутренних органов и систем (легких, печени, почек, сердца, сосудов, суставов, позвоночника)-Выявление причин заболеваний –Рекомендации по устранению заболеваний и поддержанию здоровья Запись по тел.: 8-920-006-23-96; 8-952-441-26-51», распространенное в июле 2015 года, противоречит требованиям части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В своих пояснениях от 13.08.2015г. ИП Ершов И.Е. сообщил, что «Центр здоровья» осуществляет свою деятельность на основании «методических рекомендаций по индивидуальному и функциональному питанию», разработанных Некоммерческим партнерством «Сибирский федеральный центр оздоровительного питания», имеющим аттестат аккредитации №POCC RU. 0001. 11ПКЗ от 21.08.2012г. Также сообщил, что «Центр здоровья» не предоставляет медицинские услуги и лекарственные средства, а информирует своих клиентов о правильном образе жизни, проводит тестирование (состоящее из 85 вопросов), результат которого может определить риск и  статистику заболеваний.

ИП Ершов И.Е. в ходе рассмотрения дела ходатайствовал об отложении рассмотрения дела № 1235-ФАС52-07/15 на более поздний срок, в связи с необходимостью привлечения сотрудника программы «Здоровое питание здоровье нации».

Комиссия Нижегородского УФАС России отклонила ходатайство ИП Ершова И.Е., в связи с тем, что имеющиеся доказательства в деле являются достаточными для вынесения Решения по делу. Таким образом, отсутствует необходимость продления срока рассмотрения и привлечения сотрудника программы «Здоровое питание здоровье нации».

В ходе рассмотрения дела потребитель рекламы В. предоставил рекламу «Центра здоровья», полученную им в августе 2015 года.

В связи с отсутствием сведений о том, что на момент вынесения решения ИП Ершов И.Е. прекратил распространение рекламных листовых, содержащих нарушения рекламного законодательства, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ИП Ершову И.Е. предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Ершова И.Е., размещенную на рекламных листовках, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП Ершову И.Е. предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         С.В. Смирнов

 

 

Члены Комиссии                                                             М.Д. Алексеенкова

 

 

                                                                                                      Е.А. Лекутова

 

 

 

 

Исп.: Лекутова Е.А.,

тел.: 8 (831) 430-55-74

16.09.2015 №СС-07-9334

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 1235-ФАС52-07/15-01

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

16 сентября 2015 года                                                        г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Лекутова Е.А.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 16.09.2015г. по делу № 1235-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей  рекламы ИП Ершова И.Е. (603000, г. Нижний Новгород, ул. Славянская, д.2-а; 603043, г. Нижний Новгород, пр. Октября, д.21, кв.18; 603147, г. Нижний Новгород, ул. Веденяпина, д.32, кв.223), поскольку ее содержание противоречит  требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45  Правил  рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Ершову И.Е. в срок до 28 сентября 2015 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Центра здоровья», содержащей не соответствующие действительности сведения о государственной программе.

 

2. ИП Ершову И.Е. представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 29 сентября 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает Общество от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  С.В. Смирнов  

 

 

 

Члены комиссии                                                                     М.Д. Алексеенкова

 

 

 

               Е.А. Лекутова  

16.09.2015 №СС-07-9396

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ  № 1235-ФАС52-07/15-02

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

16 сентября 2015 года                                                        г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Лекутова Е.А.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 16.09.2015г. по делу № 1235-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей  рекламы ИП Ершова И.Е. (603000, г. Нижний Новгород, ул. Славянская, д.2-а; 603043, г. Нижний Новгород, пр. Октября, д.21, кв.18; 603147, г. Нижний Новгород, ул. Веденяпина, д.32, кв.223), поскольку ее содержание противоречит  требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45  Правил  рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ИП Ершову И.Е. в срок до 28 сентября 2015 года прекратить нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы «Центра здоровья» без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимостью ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалиста.

 

2. ИП Ершову И.Е. представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 29 сентября 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает Общество от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  С.В. Смирнов  

 

 

 

Члены комиссии                                                                     М.Д. Алексеенкова

 

 

 

               Е.А. Лекутова  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Лекутова Е.А.,

 тел.(831) 430-55-74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Лекутова Е.А.,

 тел.(831) 430-55-74

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны