Решение б/н Решение по делу №1261-ФАС52-03/15 о нарушении антимонопольно... от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №1261-ФАС52-03/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

   05 ноября 2015 года                                                         город Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела №1261-ФАС52-03/15                       о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в следующем составе:

- Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

- А.М. Смолина

 

- М.Д. Макарова

-

 

 

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,

с участием:

 

- <…>

-

представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» (доверенность от 09.07.2015);

- <…>

-

 

 

 

представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» (доверенность от 10.07.2015) , –

 

рассмотрев дело №1261-ФАС52-03/15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило коллективное обращение <…> (действующей в интересах <…>), <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (далее также - заявители) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее также – ПАО «МРСК Центра и Приволжья»), выразившиеся в необоснованном, с точки зрения заявителей, уклонении от осуществления мероприятий, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение энергоустановок жилых домов, расположенных по адресу: <…> к электрическим сетям.

По результатам рассмотрения поступившего обращения Нижегородское УФАС России приказом от 28 августа 2015 года №326 возбудило в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» дело №1261-ФАС52-03/15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением от 02.09.2015 рассмотрение дела назначено на        20.10.2015.

На заседание комиссии Нижегородского УФАС России, состоявшееся                20 октября 2015 года, присутствовали <…>, <…>

<…>, <…>, <…>, <…>,        <…> не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства извещены.

<…> пояснила, что 01.09.14 заключен договор №07/2783-юр с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу:  <…> к электрическим сетям.

В договоре  установлено, что срок мероприятий по технологическому присоединению составляет четыре месяцев со дня заключения договора. По истечении указанного срока мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по вышеуказанному адресу, не исполнены.

Мероприятия по технологическому присоединению в границах своего земельного участка <…> выполнила.

Представители ответчика пояснили, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не уклонялось от выполнения обязательств по заключенным с заявителями договорам технологического присоединения, также не отказывало и не отказывает заявителям в осуществлении технологического присоединения.

При этом в соответствии с техническими условиями, являющимися неотъемлемыми частями договоров на технологическое присоединение, сетевая организация осуществляет, в том числе, строительство трансформаторной подстанции (далее-ТП) -10/0,4 кВ, а также строительство ЛЭП-0,4кВ от опоры №164 ЛЭП-1007 ПС «Куликово» до новой  ТП, а также строительство ЛЭП-0,4 кВ до границ земельных участков заявителей.

20.11.2014 между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «ЭнергоСтрой» заключен договор №3518-юр на выполнение проектно-изыскательских работ в отношении объектов всех заявителей.

Представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  сообщили, что в настоящий момент мероприятия по технологическому присоединению объектов (жилых домов) <…> и <…> исполнены, что подтверждается актами об осуществлении технологического присоединения, актами осмотра (обследования) электроустановок, актами разграничения границ балансовой принадлежности сторон, актами разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон и актами о выполнении технических условий.

Мероприятия по технологическому присоединению объектов (жилых домов) <…>, <…>, <…>, <…>, <…>  со стороны сетевой организации выполнены, однако подтверждающие документы находятся в процессе оформления. 

Указанные ответчиком фактические обстоятельства <…> и <…> опровергли, сообщив об отсутствии фактического технологического присоединения объектов, расположенных по адресу: <…> При рассмотрении дела комиссией объявлялся перерыв до               27.10.2015 года 15 часов 30 минут.

На заседание комиссии Нижегородского УФАС России, состоявшееся                27 октября 2015 года, заявители не явились, своих представителей не направили.

Представители ответчика сообщили, что фактическое технологическое присоединение объектов <…> , <…> , <…>, <…>  выполнено, что подтверждается соответствующими документами.

Фактическое технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…>, <…>, <…> не осуществлено ввиду того, что указанные граждане в адрес сетевой организации с заявлением о проверке выполнения технических условий не обращались.

Рассмотрев поступившие материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции)  антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления и материалов принимает решение о возбуждении либо отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии; при этом мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям новых потребителей являются неотъемлемой частью одного технологического процесса оказания  сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и рассматриваются в комплексе. 

Указанный вывод, в частности,  следует из положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ                      «О естественных монополиях» юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Статья 4 Федерального закона «О естественных монополиях» определяет услуги по передаче электроэнергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных электрических сетей.

С учетом вышеизложенного, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Между тем технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 указанных правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики составляет 4 месяца.

Пунктом 18 вышеуказанных Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

По делу установлено, что в период с 01.09.2014 по 01.10.2014                           ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключило договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с <…>  (договор от 22.09.2014 №07/3105-юр со сроком исполнения – 22.01.2015), <…> (договор от 05.09.2014 №07/2901-юр со сроком исполнения – 05.01.2015), <…>  (договор от 01.09.2014 №07/2783-юр со сроком исполнения – 01.01.2015), <…> (договор от 05.09.2014 №07/2884-юр со сроком исполнения – 05.01.2015), <…> (договор от 22.09.2014 №07/3083-юр со сроком исполнения – 22.01.2015), <…> (договор от 01.09.2014 №07/2794-юр со сроком исполнения – 01.01.2015), <…> (договор от 01.10.2014 №07/3268-юр со сроком исполнения – 01.02.2015).

Между тем сроки технологического присоединения ответчиком существенно нарушены; на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение в отношении рассматриваемых объектов не осуществлено.

Таким образом, указанные действия ответчика являются нарушением статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 16 Правил технологического присоединения и, как следствие, части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции.

Пункт 16 Правил технологического присоединения содержит императивные требования к срокам осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям; при этом оснований для увеличения указанных сроков, либо оснований для отказа от исполнения сетевой организацией установленных требований законодательством не предусмотрено. Ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена на сетевую организацию, которая, в свою очередь, обязана предпринять все необходимые действия для соблюдения требований законодательства.

В связи с наличием нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению обозначенные граждане, владеющие жилыми домами, лишены возможности пользоваться услугами электроснабжения.

Оценивая установленные фактические обстоятельства в рамках их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья», допустив нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заявителей, указанных выше, вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав, ввиду чего нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В то же время в данном случае комиссией Нижегородского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела (на 27.10.2015) сетевая организация выполнила мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих <…>, <…>, <…>,    <…>, чему имеется документальное подтверждение. Технологическое присоединение объектов <…>, <…>, <…>  не осуществлено в связи с отсутствием информации об исполнении данными лицами предусмотренных техническими условиями обязательств.

Таким образом, установленное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41,  49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

 решила:

  1. Признать установленным факт нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» (<…>)  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части невыполнения сетевой организацией мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> к электрическим сетям.
  2. Рассмотрение дела №1261-ФАС52-03/15 прекратить в связи с добровольным устранением публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная компания Центра и Приволжья» нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                   Ю.Н. Гребнев

Члены Комиссии                                                                               А.М. Смолина

М.Д. Макарова

Связанные организации

Связанные организации не указаны