Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по... от 30 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16.11.2015 № СС-07/11211

 

 

Постановление

о назначении административного наказания

по делу об административном правонарушении

 1335-ФАС52-07/15

 

         16 ноября 2015 года                                                               г. Нижний Новгород

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Смирнов Сергей Вениаминович, рассмотрев протокол и материалы дела №1335-ФАС52-07/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Литера» (603022, г.Н.Новгород, пр.Гагарина, д.21, пом.4; 603000, г.Н.Новгород, ул.Короленко, д.29, оф.412, 4 этаж), в присутствии представителя ООО «Литера» по доверенности от 09.11.2015г. З.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Волго-Вятского Главного Управления Банка России по поводу размещения рекламы об оказании финансовых услуг в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей».

15.09.2015г. Комиссия Нижегородского УФАС России по результатам рассмотрения дела №1215-ФАС52-07/15 признала ненадлежащей рекламу ИП Балабониной Г.Н. и ИП Тутыниной Л.А., распространенную ООО «Литера» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г., №21 (293) от 05.06.2015г., №22 (294) от 12.06.2015г., поскольку она противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

15.10.2015г. уполномоченным должностным лицом Нижегородского УФАС России составлен Протокол №1335-ФАС52-07/15 об административном правонарушении, ответственность за  совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Изучив материалы административного дела, должностное лицо Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г., №21 (293) от 05.06.2015г., №22 (294) от 12.06.2015г. распространялись сообщения следующего содержания:

- «ИП Балабонина Г.Н. Деньги быстрее всех. До 650 000 рублей. 25% годовых, по паспорту, до 5 лет, возможность досрочного погашения, всем без ограничения (территориально)»;

- «ИП Тутынина Л.А. Займы 19%, сумма любая до 1000000 руб. (до 7 лет). Пример ваших платежей: 500 тыс.руб. – по 10475р./мес., 250 тыс.руб. – по 5238 р./мес., 60 тыс.руб. – по 1257 р./мес. Возможно досрочное погашение, только паспорт <...> от 18 до 75 лет. 429-06-11…».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанные сообщения являются рекламой, так как ориентированы на неопределенный круг лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования – ИП Балабониной Г.Н., ИП Тутыниной Л.А., товаром являются предлагаемые финансовые услуги по выдаче займов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как установлено ст.807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

В силу ст.809 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или соответствующей части.

ИП Балабонина Г.Н. и ИП Тутынина Л.А. рекламируют услуги по предоставлению займов под процент. Следовательно, займ в данном случае является финансовой услугой. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 данного Закона профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В письме от 16.05.2014г. №АГ/19720/14 ФАС России разъяснила, что порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации». В случае выявления рекламы деятельности по предоставлению займа лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность в данной сфере, такая реклама должна признаваться нарушающей требование части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно письма ФАС России от 31.07.2014г. №АД/30890/14, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских кредитов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Таким образом, рекламировать кредиты для населения вправе только профессиональные участники рынка финансовых услуг.

Согласно части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

ИП Балабонина Г.Н. и ИП Тутынина Л.А. являются физическими лицами, следовательно, не могут осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, рекламные сообщения противоречат требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункта 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно представленных документов ИП Балабонина Г.Н. (Принципал) заключила с ООО «Медиа-Лайнер» (Агент) договор от 18.05.2015г. №4115, в соответствии с которым Агент принимает на себя обязанности по проведению переговоров с ООО «Литера» и по заключению с ним сделок на размещение и распространение рекламы Принципала в газете «Арена Рекламных возможностей».

ИП Тутынина Л.А. (Принципал) заключила с ООО «Медиа-Лайнер» (Агент) договор от 26.02.2015г. №4014, в соответствии с которым Агент принимает на себя обязанности по проведению переговоров с ООО «Литера» и по заключению с ним сделок на размещение и распространение рекламы Принципала в газете «Арена Рекламных возможностей».

ООО «Литера» заключило договор от 25.08.2009г. №3 с ООО «Медиа-Лайнер» на размещение в газете «Городская рекламная газета «Арена рекламных возможностей» рекламы лиц, переданных ООО «Медиа-Лайнер».

Издателем газеты «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» является ООО «Литера», следовательно, ООО «Литера» - рекламораспространитель.

Таким образом, реклама ИП Балабониной Г.Н. и ИП Тутыниной Л.А., распространенная ООО «Литера» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №19 (291) от 22.05.2015г., №21 (293) от 05.06.2015г., №22 (294) от 12.06.2015г., противоречит требованиям части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО «Литера» совершило правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт нарушения ООО «Литера» требований части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлен решением №1215-ФАС52-07/15 от 15.09.2015г. Комиссии Нижегородского УФАС России.

Место совершения правонарушения – г.Н.Новгорода.

Время совершения правонарушения – май - июнь 2015 года.

На основании вышеизложенного, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО «Литера».

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Литера» пояснил, что из текстов рекламных сообщений нельзя однозначно установить, что рекламируются услуги по предоставлению займов или кредитов. При обращении по телефонам, указанным в рекламе, клиентам пояснялось, какие услуги предоставляли рекламодатели, что не могло ввести в заблуждение потребителей. Кроме того, представитель ООО «Литера» считает, что правонарушение является малозначительным, поскольку не представляет общественной опасности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. По мнению должностного лица Нижегородского УФАС России, ИП Тутынина Л.А. рекламирует займы, о чем прямо указано в сообщении, из сообщения ИП Балабониной Г.Н. также можно сделать о рекламе финансовых услуг, поскольку указана процентная ставка, максимальная сумма займа, срок выдачи. Реклама не содержит сведений об иных лицах, выдающих займы.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения.

Согласно пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий нарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания и являются смягчающими вину.

В материалах дела отсутствуют сведения о каких-либо исключительных, форс-мажорных обстоятельствах, при которых ООО «Литера» совершило указанные правонарушения.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ является формальным, поэтому причинение вреда общественным отношениям или наличия ущерба не требуется.

В связи с изложенным, Нижегородское УФАС России считает, что отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении ООО «Литера».

ООО «Литера» имело возможность для соблюдения требований  законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры.

Должностное лицо считает доказанной вину ООО «Литера» в совершении административного правонарушения. 

Таким образом, ООО «Литера» нарушена часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок привлечения ООО «Литера» к административной ответственности не истек, других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено.

При назначении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело, считает возможным наложить штраф в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ООО «Литера» (603022, г.Н.Новгород, пр.Гагарина, д.21, пом.4; 603000, г.Н.Новгород, ул.Короленко, д.29, оф.412, 4 этаж; ИНН 5262242912, ОГРН 1095262007389) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

В 10-дневный срок после уплаты штрафа надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении настоящего постановления.

 В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

 Предупредить о том, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, л/с 04321510030);

Код налога – 16111626000010000140;

ИНН 5260041262;

КПП 526001001;

ОКТМО 22701000.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти.

Сумма штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                           С.В.Смирнов

 

 

исп.Михайлова Н.В., тел.8 (831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны