Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 15 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№1364-ФАС52-02/15

 

20 апреля 2016 года                                                           город Нижний Новгород

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

-Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Патокиной Н.Н.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Сильцова Р.О.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

при участии в заседании комиссии:

 

от открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал»:

- Б.А. В.

-

представитель по доверенности от 01.01.2016;

 

от открытого акционерного общества «Нижегородский трест инженерно-строительных изысканий»:

- С.Ю. В.

-

представитель по доверенности от 05.11.2015;

 

от некоммерческого партнёрства «Объединение инженеров изыскателей в строительстве»:

- М.В.В.

 

-

представитель по доверенности от 05.11.2015;

 

рассмотрев в заседании от 06 апреля 2016 года дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ                   «О защите конкуренции» в отношении открытого акционерного общества «Нижегородский водоканал» (603086, Нижний Новгород, ул. Керченская                д. 15а),

 

установила:

 

15.06.2015 региональная служба по тарифам (далее - РСТ) Нижегородской области направила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обращение некоммерческого партнёрства «Объединение инженеров изыскателей в строительстве» (далее - НП «ОИИС») по вопросу злоупотребления открытым акционерным обществом «Нижегородский водоканал» (далее – ОАО «Нижегородский водоканал», Общество, ответчик) доминирующим положением при установлении стоимости за услугу уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал».

25.06.2015 в Нижегородское УФАС обратилось открытое акционерное общество «Нижегородский трест инженерно-строительных изысканий» (далее – ОАО «НижегородТИСИЗ») с заявлением о нарушении ОАО «Нижегородский водоканал» действующего законодательства при установлении последним цен за услугу уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал».

Из обращений НП «ОИИС» и ОАО «НижегородТИСИЗ» следует, что внутренним приказом ОАО «Нижегородский водоканал» установлена стоимость за услугу уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», которая, по мнению заявителей, является необоснованной и существенно завышенной, а также не соответствует реальным материально-техническим затратам Общества на оказание этой услуги.

Как указано в обращениях, поступивших в Управление, стоимость согласования Обществом только сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах городских территорий сопоставима со стоимостью самих инженерных изысканий, что делает выполнение изысканий нерентабельным.

Кроме того, НП «ОИИС» и ОАО «НижегородТИСИЗ» приведен перечень организаций по городу Нижнему Новгороду, которыми оказываются услуги по согласованию (уточнению) сетей, с указанием стоимости таких услуг.

Согласно данным заявителей услуги по согласованию (уточнению) сетей оказываются: ЗАО «ПКТ» (ЗАО «Промышленные Компьютерные технологии») - 1400 руб. (лист А4, не более 2 коммуникаций), 2500 руб. (за лист А4, свыше 2 коммуникаций); ООО «ВЭС» (ООО «Волгаэлектросеть») - 3090 руб. за объект; ООО «Зефс-Энерго» - 1800 руб. за объект; ООО «Теплосети» - 1450 руб. за первый лист А4, 600 руб. за последующие листы;                                                                  МП «Нижегородэлектротранс» - 8400 руб. за объект; МКУ «Управление городскими сетями наружного освещения и инженерной защиты г.Н.Новгорода» - бесплатно; ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» - 147 руб. за лист А4; ООО «Заводские сети» - 7000 руб. за объект; ПАО «Ростелеком» - 236 руб. за лист А4; Вымпелком, МТС, Связьстрой-4 и Транстелеком – бесплатно; МП «Нижегородский метрополитен» (Нижегородское метро) - 12 000 руб. за объект; ОАО «РЖД» - 170 руб. за лист А4.

В свою очередь, ОАО «НижегородТИСИЗ» и НП «ОИИС» отмечают, что отказаться от услуг по согласованию (уточнению) инженерных коммуникаций не представляется возможным в силу того, что в системе нормативных документов в изысканиях и строительстве такое согласование носит обязательный характер.

Приведенные мотивы послужили основанием для подачи                            ОАО «НижегородТИСИЗ» и НП «ОИИС» заявлений в компетентные органы с просьбой рассмотреть возможность применения мер административного реагирования в отношении ОАО «Нижегородский водоканал», злоупотребляющего своим доминирующим положением.

 Проанализировав поступившие обращения, Нижегородское УФАС России посчитало, что в действиях ОАО «Нижегородский водоканал» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон), в связи с чем возбудило настоящее дело (приказ от 23.09.2015 №361). 

Приведённой нормой права запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, комиссией антимонопольного органа перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принималось заключение об обстоятельствах дела, в котором изложены фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

ОАО «Нижегородский водоканал» в письменной форме (исх. от 04.04.2016 №282) комиссии, рассматривающей данное дело, представлены возражения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

 В своих возражениях ОАО «Нижегородский водоканал» не согласилось с выводами комиссии антимонопольного органа и привело следующие аргументы.

По мнению ОАО «Нижегородский водоканал», схемы, имеющиеся в архиве ОАО «Нижегородский водоканал», не могут использоваться в целях предоставления услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», так как собственником сетей является администрация города Нижнего Новгорода, сведения о расположении сетей получены от администрации и данная информация в большинстве случаев устарела и является неактуальной.

На основании вышесказанного ответчик делает вывод, что необходимой информации в Обществе в достаточном для заявителей объеме не имеется, а для получения актуальных данных необходим выезд на место.

Общество считает, что ОАО «Нижегородский водоканал» доказано фактическое осуществление выездов с целью оказания услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, что подтверждается путевыми листами.

В свою очередь, в трудозатратах на выезд автотранспорта и специалиста на место необходимого исследования учтено время, которое а/машина и инженер тратят на передвижение в условиях городских пробок.

ОАО «Нижегородский водоканал» в возражениях на заключение указало, что непредоставление услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения администрацией не означает невозможность предоставления ею необходимых сведений в том объеме, в котором они имеются у администрации города Нижнего Новгорода.     

На заседании комиссии представители ОАО «НижегородТИСИЗ» и               НП «ОИИС» поддержали доводы, изложенные в обращениях, и просили признать факт нарушения ОАО «Нижегородский водоканал» антимонопольного законодательства.

Также НП «ОИИС» на заседание комиссии представлено ходатайство о приобщении к материалам дела калькуляции нормированной стоимости уточнения инженерных сетей, которая, по мнению НП «ОИИС», должна составить 1122,4 руб. за планшет.

Комиссией антимонопольного органа ходатайство НП «ОИИС» удовлетворено, калькуляция приобщена к материалам дела.  

Представителями ОАО «Нижегородский водоканал», участвовавшими в рассмотрении дела, наличие в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства отрицалось.

По мнению представителей ОАО «Нижегородский водоканал», стоимость, взимаемая за предоставление спорной услуги, не является завышенной и обусловлена понесенными Обществом затратами на ее предоставление, что подтверждается калькуляцией стоимости уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                         ОАО «Нижегородский водоканал», а также предоставленными в антимонопольный орган первичными документами.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, оценив имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.

 В соответствии с подпунктом 4.1 свода правил «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция. СНиП 11-02-96.СП 47.13330.2012», утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России) от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС (далее – Свод правил СП 47.13330.2012), инженерные изыскания для строительства относятся к виду градостроительной деятельности, осуществляемой с целью изучения природных условий и факторов техногенного воздействия для подготовки данных по обоснованию материалов для архитектурно-строительного проектирования, строительства, эксплуатации, сноса (демонтажа) зданий или сооружений, а также для документов территориального планирования и документации по планировке территории.

Согласно статье 47 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (ГрК РФ) разработка проектной документации без проведения инженерных изысканий не допускается.

Одним из видов инженерных изысканий для строительства являются инженерно-геодезические изыскания (приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624), которые обеспечивают получение достоверных инженерно-топографических планов на участках проектирования.  

В силу подпункта 5.6 Свода правил СП 47.13330.2012 планы инженерных сетей в составе топографических планов подлежат обязательному согласованию с эксплуатирующими организациями.

Такое согласование инженерных коммуникаций необходимо в силу того, что расположение и технические характеристики инженерных сетей имеют самое непосредственное влияние на принятие обоснованных и безопасных проектных решений согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, согласование инженерных коммуникаций является предшествующим и обязательным видом работ для разработки проектной документации объектов строительства и реконструкции зданий и сооружений.

Следовательно, получение согласований инженерных коммуникаций является неотъемлемой частью инженерных изысканий и обязательно в силу закона.

Одной из организаций, предоставляющих услуги по согласованию (уточнению) инженерных коммуникаций водоснабжения и водоотведения, является ОАО «Нижегородский водоканал».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В целях рассмотрения настоящего дела, а также установления доминирующего положения ОАО «Нижегородский водоканал» проведен анализ конкурентной среды на рынке услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах. Результаты исследования изложены в аналитическом отчете, приобщенном к материалам дела, на основании которого установлено доминирующее положение ОАО «Нижегородский водоканал» на рынке услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения; ниже приведены основные выводы анализа. 

Рынок услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах является смежным рынком по отношению к рынку услуг водоснабжения и водоотведения, на которых ОАО «Нижегородский водоканал» также занимает доминирующее положение и является субъектом естественной монополии.

Именно ОАО «Нижегородский водоканал» как гарантирующая организация  централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода (постановление администрации города Нижнего Новгорода от 07 октября 2013 года №3828) эксплуатирует водопроводные и (или) канализационные сети, которые находятся на обслуживании Общества.

Соответственно доминирующее положение ОАО «Нижегородский водоканал» на рынке услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения обусловлено нахождением у ответчика на законных основаниях соответствующих объектов инфраструктуры – сетей водоснабжения и водоотведения.

Как указано в подпункте 4.7 приказа ФАС РФ от 28.04.2010  №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

С учетом особенностей предоставления спорной услуги географическими границами рынка являются границы балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения ОАО «Нижегородский водоканал». Иные субъекты, которые обладают техническими сведениями о сетях водоснабжения и водоотведения, обслуживаемых Обществом, а также имеют право на проверку (согласование) этих сетей на инженерно-топографических планах (схемах), на товарном рынке отсутствуют.    

Доля ОАО «Нижегородский водоканал» на рынке услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения равна 100%.

В свою очередь, администрация города Нижнего Новгорода, которая является собственником сетей водоснабжения и водоотведения, как орган местного самоуправления не может являться субъектом товарного рынка.

Кроме того, в материалах дела №1364-ФАС52-02/15 имеется ответ от Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (исх. №12-01-12-166/16/ИС от 21.01.2016) на запрос Управления, свидетельствующий о том, что услуга по уточнению прохождения сетей водоснабжения и водоотведения администрацией города Нижнего Новгорода не предоставляется.

Также в письме Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (исх. №10-3-1668/15ж от 01.09.2015) указано, что прейскурант на согласование прохождения сетей водоснабжения и водоотведения разрабатывается субъектом естественной монополии (ОАО «Нижегородский водоканал») самостоятельно; администрацией города Нижнего Новгорода тарифы на согласование прохождения инженерных коммуникаций при выполнении изыскательских работ не регулируются.

В связи с доминирующим положением Общества на товарном рынке право на свободное определение стоимости оказываемой услуги не абсолютно и ограничено обязанностью соблюдения требований антимонопольного законодательства. В частности, часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, установление и поддержание монопольно высокой цены товара.

В силу части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

В соответствии с разъяснениями Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 №2, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

  1. затратный метод;
  2. метод сопоставимых рынков.

Оценку цены товара на предмет того, является ли она монопольно высокой или низкой, необходимо начинать с установления наличия сопоставимых конкурентных рынков (сопоставимого конкурентного рынка) и установления цены товара на таких сопоставимых рынках.

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование.

При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела комиссией антимонопольного органа установлено, что критерий, содержащийся в части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, не применим к исследуемым обстоятельствам в силу отсутствия конкурентных товарных рынков, сопоставимых с рынком услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения ОАО «Нижегородский водоканал».

В связи с отсутствием конкурентного рынка, сопоставимого по количеству предоставляемой за определенный период услуги, по составу покупателей или продавцов услуги и условиям доступа, указанного в статье 6 Закона о защите конкуренции, с рассматриваемым товарным рынком, комиссией антимонопольного органа при анализе стоимости услуги согласования (уточнения) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах, оказываемой ОАО «Нижегородский водоканал»,  использован затратный метод.

В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ                «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», решением РСТ по Нижегородской области от 16 декабря 2014 года №57/9 для                       ОАО «Нижегородский водоканал» установлены тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на услуги, оказываемые ОАО «Нижегородский водоканал» и которые не относятся к регулируемым видам деятельности, устанавливаются локальным актом Общества.

Так, в целях организации оказания платных услуг населению и предприятиям приказом Общества от 03.04.2014 №П-14-112-ОД установлена стоимость за услугу уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», в размере 19583,79 рублей (включая НДС).

Приказом ОАО «Нижегородский водоканал» от 26.02.2015 №П-15-045-ОД внесены изменения в Прейскурант стоимости работ (услуг), оказываемых Обществом в 2015 году. Стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                           ОАО «Нижегородский водоканал», изменена в зависимости от формата подготовленного топографического плана и составила 16000 рублей для формата А4, 18000 рублей для формата А3-А2, 20000 рублей для формата А1-А0.

Согласно калькуляции стоимости уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал» (формат А4), в стоимость спорной услуги включены расходы на оплату труда, а именно:

ознакомление и рассмотрение материалов инженером 1 категории технического отдела – 79,31 руб., ведущим инженером эксплуатационного участка – 63,25 руб.;

рассмотрение документации, подготовка проекта заключения по ней, работа с электронной базой данных, нормативными и архивными документами ведущим инженером эксплуатационного участка – 325,49 руб.;

рассмотрение документации, согласование проекта заключения по ней, оформление, оформление согласования начальником эксплуатационного участка – 78,35 руб.;

выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка – 737,94 руб.

В структуру стоимости уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения (формат А4) также включены: начисления на оплату труда 30,2% в размере 387,87 руб., стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) – 2768,99 руб., накладные расходы – 6406,26 руб.

Себестоимость оказания услуги по уточнению прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал», в формате А4 составила 10847,46 руб.

Согласно представленной Обществом калькуляции уровень рентабельности услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения  составил 25%, то есть 2711,86 руб. в стоимостном выражении.

Общая стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой ОАО «Нижегородский водоканал» в формате А4, равна 13559,32 руб., с учетом НДС 18% - 16000 руб.      

Аналогичные статьи расходов включены в стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой Обществом в форматах А3-А2, А1-А0.

Сумма затрат, понесенных ОАО «Нижегородский водоканал» при предоставлении услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения в формате А3-А2, составила:

ознакомление и рассмотрение материалов инженером 1 категории технического отдела – 79,31 руб., ведущим инженером эксплуатационного участка – 84,34 руб.;

рассмотрение документации, подготовка проекта заключения по ней, работа с электронной базой данных, нормативными и архивными документами ведущим инженером эксплуатационного участка – 351,66 руб.;

рассмотрение документации, согласование проекта заключения по ней, оформление, оформление согласования начальником эксплуатационного участка – 78,35 руб.;

выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка – 843,36 руб.;

начисления на оплату труда (30,2%) - 433,98 руб.;

стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) – 3164,56 руб.;

накладные расходы – 7167,83 руб.

Себестоимость оказания услуги по уточнению прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал», в формате А3-А2 составила 12203,39 руб.; рентабельность (25%) в стоимостном выражении равна - 3050,85 руб.

Общая стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой ОАО «Нижегородский водоканал» в формате А3-А2, равна 15254,24 руб., с учетом НДС 18% - 18000 руб.

  Сумма затрат, понесенных ОАО «Нижегородский водоканал» при предоставлении услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения в формате А1-А0, составила:  

ознакомление и рассмотрение материалов инженером 1 категории технического отдела – 79,31 руб., ведущим инженером эксплуатационного участка – 105,42 руб.;

рассмотрение документации, подготовка проекта заключения по ней, работа с электронной базой данных, нормативными и архивными документами ведущим инженером эксплуатационного участка – 377,84 руб.;

рассмотрение документации, согласование проекта заключения по ней, оформление, оформление согласования начальником эксплуатационного участка – 78,35 руб.;

выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка – 948,78 руб.;

начисления на оплату труда (30,2%) - 480,09 руб.;

стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) – 3560,13 руб.;

накладные расходы – 7929,40 руб.

Себестоимость оказания услуги по уточнению прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал», в формате А1-А0 определена в размере 13559,32 руб.; рентабельность (25%) в стоимостном выражении составила 3389,83 руб.

Общая стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой ОАО «Нижегородский водоканал» в формате А3-А2, равна 16949,15 руб., с учетом НДС 18% - 20000 руб.

Как установлено из предоставленных ОАО «Нижегородский водоканал» калькуляций, вне зависимости от формата топографического плана расходы на а/машину LADA 213100 (НИВА), выезд на место специалиста составляют в среднем 17,35% и 4,61% от итоговой стоимости услуги соответственно.

Значительной статьей затрат согласно калькуляции является такой показатель как «накладные расходы», который составляет 40% от стоимости спорной услуги вне зависимости от формата топографического плана.

При формировании цены услуги затраты занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта должны быть экономически оправданны при соответствующей им разумной прибыли. Для признания цены монопольно высокой она должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, то есть быть экономически необоснованной.

Оценивая обоснованность величины затрат на услуги по уточнению прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, включенных                        ОАО «Нижегородский водоканал» в себестоимость оказания такой услуги, комиссия Нижегородского УФАС России исходит из следующего.

Приказом Госстроя России от 30.09.1999 №168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (МДК 3-02.2001) (далее – Правила), которые действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ), обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм (подпункт 1.1.4 Правил).

Правила распространяются на права и обязанности эксплуатационного персонала по содержанию, обеспечению рациональных режимов работы, приемке и вводу в эксплуатацию, контролю и учету, выполнению ремонтов и ликвидации повреждений и аварий на сооружениях, оборудовании, устройствах и системах водоснабжения и водоотведения ВКХ (1.1.2 Правил).

В соответствии с подпунктом 1.1.28 Правил одной из функций организации ВКХ является хранение технической документации (материалов изысканий, проектов, исполнительных чертежей и пр.).

Согласно подпункту 1.6.6 Правил постоянному хранению в архиве организации ВКХ подлежат: оперативные схемы систем водоснабжения и канализации, планшеты (топографические планы) с указанием всех необходимых технических характеристик, исполнительные чертежи коммуникаций.

Таким образом, вся необходимая для оказания Обществом услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения информация должна иметься в электронной системе документооборота организации ВКХ. При этом у организации ВКХ постоянному хранению в архиве подлежит именно оперативная техническая документация, которая отражает действительное состояние, месторасположение инженерных сетей, изменения в оперативную схему должны вноситься непосредственно после проведения тех или иных операций.

Следовательно, у организации водопроводно-канализационного хозяйства, которой является ОАО «Нижегородский водоканал», отсутствует технологическая или иная необходимость осуществлять выезды на местность по заявкам хозяйствующих субъектов, осуществляющих инженерные изыскания, для уточнения расположения и технических характеристик сетей водоснабжения и водоотведения, что указывает на необоснованное включение в калькуляцию себестоимости соответствующей услуги статей затрат, связанных с искомыми выездами. 

Кроме того, порядок организации проведения уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                           ОАО «Нижегородский водоканал», сторонним организациям установлен             ОАО «Нижегородский водоканал» протоколом от 08.04.2015 (под председательством первого заместителя генерального директора                           С. О. Шульгина).

Протоколом от 08.04.2015 утвержден следующий порядок проведения уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения:

  1. В приемные окна центра проектно-технических согласований (ЦПТС) поступает заявка от заказчика на оформление счета за уточнение сетей.
  2. Сотрудник приемного окна ЦПТС в течение 10 минут регистрирует заявку и отправляет ее на обработку в бухгалтерию.
  3. Сотрудники бухгалтерии в течение 10 минут обрабатывают заявку, выписывают счет и направляют уведомление о готовности сотрудникам приемных окон.
  4. Сотрудник приемного окна выдает на руки заказчику оригинал счета с приложением двух экземпляров акта об оказании услуг.
  5. После оплаты счета заказчик направляет в ЦПТС: копию документа, подтверждающего оплату данной услуги, два экземпляра акта об оказании услуг, два экземпляра копии с плана города в М 1:500, на которых необходимо выполнить уточнение коммуникаций.
  6. Сотрудник ЦПТС направляет один экземпляр копии с плана города ответственным лицам на водопроводный эксплуатационный участок по принадлежности.
  7. Ответственные лица на водопроводном эксплуатационном участке в течение двух рабочих дней наносят на копию с плана города актуальную информацию о прохождении, диаметре, материале сетей, заверяют вышеуказанную информацию подписью и печатью и возвращают ее в ЦПТС.
  8. Сотрудник ЦПТС направляет один экземпляр копии с плана города ответственным лицам на канализационный эксплуатационный участок по принадлежности.
  9. Ответственные лица на канализационном эксплуатационном участке в течение двух рабочих дней наносят на копию с плана города актуальную информацию о прохождении, диаметре, материале сетей, заверяют вышеуказанную информацию подписью и печатью и возвращают ее в ЦПТС.
  10. В случае расхождения наносимой информации с данными программы «Гидрограф», эксплуатационный участок передает уточненную информацию о прохождении сетей в ОИТР. Сотрудник ОИТР в соответствии с процедурой ДП.003-2013 «Взаимодействие подразделений ОАО «Нижегородский водоканал» по информационному обмену и сопровождению информационно-графической базы данных водоснабжения и водоотведения» заносит представленную информацию в «Гидрограф».
  11. Один экземпляр уточненной копии с плана города вместе со счетом-фактурой и одним экземпляром акта об оказании услуг, подписанный обеим сторонами, выдается заказчику в соответствии со сроком согласно расписке.

Таким образом, из протокола от 08.04.2015, который описывает порядок предоставления спорной услуги, не следует, что сотрудниками                        ОАО «Нижегородский водоканал» для оказания услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения осуществляются выезды на место пролегания сетей, соответственно автотранспортные средства Общества не задействуются.

Кроме того, анализируемый протокол свидетельствует о том, что в                  ОАО «Нижегородский водоканал» имеется программа «Гидрограф», в которой имеется актуальная информация, необходимая для оказания услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения.

Следует отметить, что ОАО «Нижегородский водоканал» после поступления информации, предоставляемой исполнителями инженерных изысканий на согласование, фактически получает самые актуальные и последние сведения об инженерно-топографических условиях, о природных и техногенных объектах и их характеристиках в местах проведения инженерных изысканий, что подтверждает отсутствие необходимости выезда по заявкам, поступающим от хозяйствующих субъектов. 

Вышеприведенный вывод о том, что выезд на местность для оказания услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения сотрудниками ОАО «Нижегородский водоканал» не осуществлялся, подтверждаются также следующим.

В соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона                                 «О водоснабжении и водоотведении» от 7.12.2011 №416-ФЗ (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.  

В материалах дела имеется ответ ОАО «Нижегородский водоканал» (исх. от 11.02.2016 №21-1/1-6-1-1774/16) на запрос Управления, из которого следует, что «наряды на осуществления работ по заявкам хозяйствующих субъектов по предоставлению услуги по уточнению прохождения сетей в эксплуатационных подразделениях не выдавались. Первичными документами, которые оформляются по затратам на оказание услуги уточнения прохождения сетей являются: выписываемые ежедневно на каждую поездку (по каждой машине) путевой лист и формируемые (в электронном виде) в конце каждого месяца, на основании выписываемых путевых листов в программе 1С УПП документ «требование-накладная» со сводными бухгалтерскими проводками в разрезе видов топлива и типов машин (легковые, грузовые, специальные и строительная техника)».

Как следует из первичных документов Общества (путевых листов), представленных самим ОАО «Нижегородский водоканал», затраты на израсходованное автомобильное топливо в 2015 году списывались на регулируемый вид деятельности: услуги водоснабжения и водоотведения. В свою очередь, предоставление услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                             ОАО «Нижегородский водоканал», не относится к регулируемому виду деятельности.

Согласно пункту 11 приказа Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Методика) необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения целевых показателей деятельности регулируемой организации, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.

Исходя из пунктов 96 и 97 Методики одной из составляющих тарифа регулируемых организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение является необходимая валовая выручка регулируемой организации. 

Таким образом, приведенные затраты на топливо учтены РСТ Нижегородской области в составе необходимой валовой выручки при утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

На основании исследования имеющихся в деле доказательств комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что для расчёта стоимости услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, Обществом учитывались затраты, которые в действительности не были понесены с целью оказания спорной услуги.

Следовательно, необоснованным признается включение                                   ОАО «Нижегородский водоканал» в себестоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения затрат (формат А4), экономически и технологически не связанных с процессом оказания названной услуги, а именно:

выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка – 737,94 руб.;

стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) – 2768,99 руб.

Соответственно неправомерно включены в себестоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой в формате А3-А2, следующие затраты:

выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка – 843,36 руб.;

стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) – 3164,56 руб.

Также необоснованными признаются такие затраты Общества, как выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка в размере 948,78 руб. и стоимость машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) в размере 3560,13 руб., которые включены в себестоимость спорной услуги, предоставляемой в формате А1-А0.

Таким образом, затраты, связанные с выездом на место ведущего инженера эксплуатационного участка, стоимостью машин, механизмов и оборудования (автомашина LADA 213100 (НИВА)) и отнесенные Обществом на затраты на оказание услуги (формат А4, А3-А2, А1-А0) уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в аренде ОАО «Нижегородский водоканал», признаются комиссией антимонопольного органа необоснованно включенными в стоимость спорной услуги, что свидетельствует о превышении стоимости искомых услуг над суммой необходимых для производства и реализации таких услуг расходов и прибыли.

Соответственно, начисления на оплату труда и накладные расходы, включенные Обществом в себестоимость услуги (формат А4, А3-А2, А1-А0) уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, являются завышенными, так как с учетом необоснованности отнесения поименованных выше затрат (выезд на место ведущего инженера эксплуатационного участка, стоимость машин, механизмов и оборудования) на себестоимость спорной услуги, фонд оплаты труда на оказание предоставляемой ответчиком услуги подлежит сокращению, также пропорциональному уменьшению подлежат накладные расходы.     

Так, при исключении из расходов на оплату труда такой статьи затрат, как выезд на место, начисления на оплату труда соответственно уменьшатся: на 222,86 руб. (формат А4), на 254,69 руб. (формат А3-А2), на 286,53 руб. (формат А1-А0).

В соответствии с имеющимся в материалах дела расчетом накладных расходов ОАО «Нижегородский водоканал», накладные расходы к заработной плате составляют 498,8% (данные для прейскуранта на 2015 год).

Таким образом, накладные расходы на оказание спорной услуги сократятся на следующие стоимостные показатели: формат А4 на 4442,39 руб., формат А3-А2 на 4206,65 руб., формат А1-А0 на 4732,49 руб.

Следовательно, при сокращении начислений на оплату труда и накладных расходов, а также исключении из калькуляции стоимости услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения затрат на автомашину LADA 213100 (НИВА) и заработную плату ведущего инженера эксплуатационного участка за выезд на место, себестоимость спорной услуги в зависимости от формата равна не более: 3436,85 руб. (формат А4), 3734,13 руб. (формат А3-А2), 4031,39 руб. (формат А1-А0).

Вместе с тем при уменьшении суммы затрат, отнесенных на себестоимость  спорной услуги, рентабельность оказания услуг (формат А4, А3-А2, А1-А0) уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», в абсолютном выражении также уменьшится.  

С учетом рентабельности 25% и НДС 18% стоимость услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», составит не более: 5069,35 руб. (формат А4), 5507,84 руб. (формат А3-А2), 5946,30 руб. (формат А1-А0).      

Необходимо также отметить, что из имеющихся в деле документов следует, что трудозатраты для расчёта калькуляции на уточнение прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                ОАО «Нижегородский водоканал», зависят от формата топографического плана. Так, в норму времени работы сотрудников входит такой показатель как выезд на место инженера, трудоемкость которого составляет 3,5 часа (формат А4), 4 часа (формат А3-А2), 4,5 часа (формат А1-А0). Аналогичная трудоемкость в зависимости от формата топографического плана устанавливается для показателя - использование а/транспорта – а/машина LADA 213100 (НИВА).

При этом трудозатраты для расчёта, включенные в калькуляции (время), на которые указывалось выше, не согласуются с фактическим пребыванием автотранспорта на объектах, указанных в путевых листах, что также подтверждает неправомерность установления ответчиком цены услуги уточнение прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, которая   превышает сумму необходимых для оказания такой услуги расходов.

С учётом изложенных обстоятельств комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «Нижегородский водоканал» по установлению и поддержанию монопольно высокой цены за услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании                            ОАО «Нижегородский водоканал», ущемляют интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, соответственно, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как отмечалось выше конкурентные товарные рынки, сопоставимые с рынком услуг по согласованию (уточнению) прохождения сетей водоснабжения и водоотведения на топографических планах в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения ОАО «Нижегородский водоканал», отсутствуют. Между тем при принятии решения о нарушении ОАО «Нижегородский водоканал» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции комиссией антимонопольного органа в качестве косвенных доказательств учтены сведения о стоимости и порядке предоставления услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, оказываемой иными хозяйствующими субъектами.

МУП «Водоканал» города Екатеринбурга, МУП «Водоканал» города Казани, ОАО «ОмскВодоканал» оказывают услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения без взимания платы.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2014-2015 г.г. за оказание услуги по сверке расположения водопроводных/канализационных сетей на предоставленной топографической съемке М 1:500 без выезда специалиста на участок взимало 2474,39 руб. с НДС (участок свыше 100 м (за 100 п.м сети)), 3464,15 руб. с НДС (участок до 100 м включительно).

Отдельно согласно прейскуранту на выполнение работ и оказание услуг ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» установлена стоимость за оказание услуги по сверке расположения водопроводных/канализационных сетей на предоставленной топографической съемке М 1:500 с выездом специалиста в размере 7001,67 руб. с НДС.

Вместе с тем согласно данным, предоставленным вышепоименованными хозяйствующими субъектами, процедура оказания услуг согласования (уточнения) инженерных сетей происходит следующим образом.

 Хозяйствующие субъекты предоставляют в организации, предоставляющие услуги согласования сетей, топографические планы участков территорий. Сотрудники эксплуатирующих организаций проводят сверку отображенных на топографических планах сетей водопровода и канализации с существующими сетями водопровода и канализации, отображенных на дежурном плане сетей. С целью уточнения технических характеристик сетей и трассы пролегания коммуникаций, проводится работа с техническим архивом.

Необходимо отметить, что только в исключительных случаях при отсутствии в архиве исполнительной документации, специалисты вышеназванных эксплуатирующих организаций выезжают на место для уточнения трассы пролегания сетей.

Следовательно, отсутствие необходимости в выезде на место для уточнения пролегания тех или иных сетей подтверждается субъектами рынка услуг согласования (уточнения) инженерных сетей. 

Из материалов, предоставленных в антимонопольный орган, можно сделать вывод, что имеется ряд организаций, которые осуществляют эксплуатацию централизованной системы водопроводно-канализационного хозяйства в других городах, оказывающих услуги по согласованию прохождения сетей водоснабжения и водоотведения бесплатно. К таким хозяйствующим субъектам относятся, в частности, МУП «Водоканал» города Екатеринбурга, МУП «Водоканал» города Казани, ОАО «ОмскВодоканал».

Также анализ стоимости спорной услуги показал, что при наличии платы, например у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», за оказание услуги согласования сетей, она не сопоставима в стоимостном выражении с аналогичной услугой ОАО «Нижегородский водоканал».

Таким образом, учитывая технологически и функционально схожие характеристики услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, предоставляемой, в том числе МУП «Водоканал» города Екатеринбурга, МУП «Водоканал» города Казани, ОАО «ОмскВодоканал», с аналогичной услугой, оказываемой ОАО «Нижегородской водоканал», стоимость таких услуг и соответственно включенные в нее затраты не могут существенно различаться, что в анализируемом случае имеет место.   

По правилам пункта 5 части 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае комиссия пришла к выводу, что                            ОАО «Нижегородский водоканал» следует в соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: пересмотреть (с учётом выводов решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по настоящему делу) порядок ценообразования услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

  1. Признать открытое акционерное общество «Нижегородский водоканал» (603086, Нижний Новгород, ул. Керченская, д. 15а) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с совершением действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, что выразилось в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.
  2. Выдать ОАО «Нижегородский водоканал» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего в срок до 20 мая 2016 года пересмотреть порядок ценообразования услуги уточнения прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на обслуживании ОАО «Нижегородский водоканал», с учетом выводов решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по настоящему делу.

ОАО «Нижегородский водоканал» сообщить об исполнении вышеуказанного предписания Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в срок до 27 мая 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение и выданное на его основании предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Указанные решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»  лица, участвовавшие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, представляют в федеральный антимонопольный орган жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа, нарушающие единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, в течение одного месяца со дня принятия решения или выдачи предписания.

В силу части 1.1 статьи 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  в случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                             Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                              М.А. Валитов

 

            Н. Н. Патокина

 

    Р.О. Сильцов

Связанные организации

Связанные организации не указаны