Решение б/н Решение по делу № 1438-ФАС52-07/16 от 22 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

16.09.2016 № СС-07/8884

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1438-ФАС52-07/16     

                                                                

                                                                                               г.Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 сентября 2016 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №1438-ФАС52-07/16, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества «МТС-Банк» (115432, г.Москва, пр.Андропова, д.18, корп.1; 603000, г.Н.Новгород, ул.М.Горького, д.117) по обращению потребителя рекламы В. по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии:

- В.,

- представителя ПАО «МТС-Банк» по доверенности от 30.12.2015г. №22НН-16-001 С.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы В. по поводу рекламы карты «МТС Деньги Вклад» ПАО «МТС-Банк», распространяемой в виде рекламных листовок в салоне связи ПАО «МТС» по адресу: г.Н.Новгород¸ ул.Б.Покровская, д.48, противоречащей требованиям статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В связи с местонахождением ПАО «МТС-Банк» в городе Москве и возможным распространением подобных рекламных сообщений на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ПАО «Мегафон». 

ФАС России письмом от 29.07.2016 № АК/51890/16 наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ПАО «МТС-Банк».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 12 августа 2016 года вынесло Определение №1438-ФАС52-07/16 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ПАО «МТС-Банк».

В ходе рассмотрения дела 12.09.2016г. заявитель озвучил ходатайство о привлечении к участию в рассмотрении дела и к ответственности рекламораспространителя – ПАО «МТС».

Рассмотрев заявленное ходатайство, Комиссия Нижегородского УФАС России не находит оснований для его удовлетворения ввиду того, что ответственность за нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе»).

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

В июле-августе 2016 года в салоне связи ПАО «МТС» по адресу: г.Н.Новгород¸ ул.Б.Покровская, д.48, распространялась реклама карты «МТС Деньги Вклад» в виде рекламных листовок. Листовки рекламируют карту «МТС Деньги Вклад» с накопительным счетом.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – ПАО «МТС-Банк», товаром является карта «МТС Деньги Вклад».

В. в своем обращении и в ходе рассмотрения дела пояснил, что рекламная листовка «МТС Деньги Вклад» не содержит всех существенных условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. К таким условиям относятся сведения о комиссии по обслуживанию банковской карты, сведения о всех видах процентных ставок, сведения о возврате стоимости покупок.

Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что Приказом от 31.07.2015г. №07-00767/15-(0) ПАО «МТС-Банк» утверждена и введена в действие с 01.08.2015г. версия Тарифа 60 «МТС Деньги».

Согласно приложения №2 к Приказу банковская карта «МТС Деньги» является продуктом, предназначенным для проведения операций за счет собственных средств клиента с использованием банковской карты/кредитования операций, проводимых с использованием банковской карты с условиями кредитования счета в пределах суммы установленного лимита кредитования.

Таким образом, услуги, предоставляемые по банковской карте, являются финансовыми услугами.

Статьей 28 ФЗ «О рекламе» установлены требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама банковской карты «МТС Деньги Вклад» содержит следующие сведения:

- карта с накопительным счетом;

- высокий ежемесячный доход при сумме остатка от 1000 рублей;

- возврат до 3% от суммы покупок  дополнительными опциями «Мобильная», «Шопинг» и «Путешествия»;

- удобные платежи и управление счетом с помощь. Мобильного и интернет-банка;

- бесплатное участие в программе «МТС Бонус».

В рекламном сообщении также даны ответы на вопросы о том, как накапливать средства, как пополнить счет карты, о подключении одной из дополнительных опций и о дополнительных сервисах и услугах (копилка, получение наличных, МТС Бонус, мобильные платежи и управление счетом).

На оборотной стороне рекламной листовки мелким шрифтом указана информация о:

- ежемесячном начислении процентов на остаток собственных средств, ежегодный доход по состоянию на 01.03.2016г. составляет до 7,5%;

- о взимании комиссии при снятии денежных средств;

- о выплате вознаграждения в зависимости от сумм расходных операций за исключением категорий, указанных в тарифах и условиях.

Между тем, Приложение №1 ПАО «МТС-Банк» к приказу от 31.07.2015г. №07-00767/15-(0) – «60. Тариф ПАО «МТС-Банк» «МТС Деньги» - содержит сведения о различных видах комиссий, не указанных в рекламе:

- наличие комиссии за обслуживание банковской карты;

- наличие комиссии за возобновление расходных операций по карте;

- наличие комиссии за получение наличных денежных средств с использованием карты и без использования карты в кассах ПАО «МТС-Банк»;

- комиссия за пополнение наличными денежными средствами с использованием карты текущего счета и так далее.

При подключенной опции «Накопительная» начисляются проценты в размере  6%-8% в зависимости от суммы остатка собственных средств на карте. Информация о сумме остатка средств на карте, при которой начисляются проценты, в рекламном сообщении отсутствует.

Рекламное сообщение также не содержит условий выплаты вознаграждения в зависимости от суммы расходных операций оплаты товаров и услуг. Такими условиями являются ежемесячный оборот по счету карты; имеются операции, при совершении которых вознаграждение не выплачивается; минимальная и максимальная суммы вознаграждений.

Сведения о взимаемых комиссиях, влияющие на окончательную сумму расходов потребителя, воспользовавшегося предложением банка, а также о процентах и вознаграждениях, влияющих на доход по карте, являются существенной информацией, необходимой потребителю для принятия осознанного решения.

Поскольку реклама банковской услуги ПАО «МТС-Банк» направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Вместе с этим, возможность потенциальных потребителей банковских услуг ознакомиться с существенными условиями рекламируемой услуги на сайтах www.dengi.mts.ru,  www.mtsbank.ru и по телефону 8-800-250-08-90, на что указано в спорной рекламе, а также в салонах распространения рекламных листовок, не заменяет обязанности по включению в рекламное сообщение всех существенных условий банковской услуги, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ПАО «МТС-Банк» заключил агентский договор от 09.02.2012г. №12/00667 на информационно-рекламное обслуживание с АО «РТК». Изготовление рекламных листовок осуществлялось ООО «Келла-Дизайн» по договору от 24.05.2016г., заключенному с АО «РТК».

Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения является ПАО «МТС-Банк».

Таким образом, реклама ПАО «МТС-Банк», распространенная в июле-августе 2016 года в салоне связи «МТС» по адресу: г.Н.Новгород¸ ул.Б.Покровская, д.48, противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о прекращении распространения рекламных листовок, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО «МТС-Банк», распространенную в июле-августе 2016 года в салоне связи «МТС» по адресу: г.Н.Новгород¸ ул.Б.Покровская, д.48, поскольку он противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ПАО «МТС-Банк» предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                         С.В.Смирнов

 

 

Члены Комиссии                                                                           Н.Е.Шумилова

 

 

                                                                                                     Н.В.Михайлова

16.09.2016 № СС-07/8885

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу №1438-ФАС52-07/16

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

             

         

         16 сентября 2016 года                                                            г.Нижний Новгород     

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства  о рекламе в составе:

 

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Михайлова Н.В.

-

 

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

на основании своего Решения от 16.09.2016г. по делу №1438-ФАС52-07/16 о признании ненадлежащей рекламы ПАО «МТС-Банк», распространенной в июле-августе 2016 года в салоне связи «МТС» по адресу: г.Н.Новгород¸ ул.Б.Покровская, д.48, поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года №508,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ПАО «МТС-Банк» в срок до 31 октября 2016 года прекратить нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламных листовок карты «МТС Деньги Вклад» без указания всех существенных условий данного банковского продукта.

 

2. ПАО «МТС-Банк» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 01 ноября 2016 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

 

 

 

 

 Председатель комиссии                                                           С.В.Смирнов

 

 

  Члены комиссии                                                                     Н.В.Михайлова

 

 

                                                                                                     Н.Е.Шумилова

                                                                                                                       

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Исп.Михайлова Н.В.

  Тел.8 (831)430-55-74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

исп.: Михайлова Н.В.,

тел. 8(831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны