Решение б/н Решение по делу № 147-ФАС52-07/16 от 25 апреля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

18.03.2016 №СС-07/2338

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 147-ФАС52-07/16

 

 

18 марта 2016 года                                                                                    г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 18 марта 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №147-ФАС52-07/16, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПринтМедиа» (юридический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленина, д.95, кв.15; фактический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Октябрьская, д.66, оф.1) по обращению потребителя рекламы С. (Нижегородское УФАС России не располагает письменным согласием заявителя на использование его персональных данных) по признакам нарушения статьи 8, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя Общества по Доверенности от 25.11.2015г. – Отрошко И.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Потребитель рекламы С. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением по поводу рекламы, размещенной в рекламно-информационном журнале «Sconto» за октября 2015 года, содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Учредителем рекламно-информационного журнала «Sconto» является ООО «ПринтМедиа» (606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленина, д.95, кв.15).

В связи с указанными обстоятельствами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 09 февраля 2016 года вынесло Определение о возбуждении дела №147-ФАС52-07/16 по признакам нарушения статьи 8 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителя - ООО «ПринтМедиа».

Изучив материалы дела, представленные документы и выслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В рекламно-информационном журнале «Sconto» за октябрь 2015 года распространялись следующие сообщения:

1. На страницах 32-33, 59, 62, 63 журнала размещена реклама услуг предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

- на стр.32-33 «Авторская кондитерская «Richarelli» ТОРТЫ&СЛАДОСТИ Хотите выбрать торт на заказ? Ищите, где купить эксклюзивный торт на праздник или корпоратив?...Кондитерская «Richarelli» располагает огромным ассортиментом праздничных десертов, предлагает доступные цели и отличные условия доставки готовой продукции. Обращайтесь прямо сейчас. Тел.8-915-944-95-55, 8-915-944-58-88, 8-920-033-49-49, www.richarelli.ru г.Дзержинск, ул.Окская набережная, 3, оф.5 Доставка по Нижнему Новгороду и Дзержинску»;

- на стр.59 «БАМБОЛА кафе ул.Молодежная, 7а (ТЦ «Планета») тел.8-951-910-36-32 vk.com/kafebambola Доставка пиццы, бизнес-ланча и всего ассортимента меню БРОНИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВОВ в преддверии Нового года и Рождества При заказе чизкейка/тирамису – капучино в подарок! «Pizza mix» - собери пиццу сам – получи скидку 10%»;

- на стр.62 «КАФЕ Розмарин Японская и европейская кухня ⃰Свадьбы ⃰ Юбилеи ⃰ Банкеты ⃰ Корпоративы Индивидуальный подход к каждому клиенту! Бизнес-ланч с 12 до 16 часов – от 150 руб. Скидки! Акции! Подарки! ⃰ Суши ⃰ Пицца ⃰Шашлык ⃰Гамбургер Доставка по городу от 300 р. – бесплатно! ул.Попова, 36 (стоянка «Арсенал») тел. 8-930-708-555-2, 23-555-2, 8-920-294-666-2 www.кафе-розмарин.рф vk.com/publicrozmarin»;

- на стр. 63 «Кафе ИЗБА •Бизнес-ланч с 12 до 16 часов •Банкетный зал на 40 человек •Доставка еды •Блюда из мяса и овощей на углях, шурпа и лагман. Хит! Полный бизнес-ланч – 150 рублей в любое время! Всегда вам рады и благодарны! Цены, условия и качество обслуживания вас приятно удивят! ул.Самохвалова, 6е, тел.8-903-053-40-87, 8-906-348-35-75 vk.com/kafeizba»;

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Приведенные сообщения являются рекламой, поскольку соответствуют вышеприведенному определению, направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования – предприятиям общественного питания: кондитерской «Richarelli»,  кафе «БАМБОЛА, кафе «Розмарин» и кафе «Изба».

В соответствии с пунктом 4.4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 192-ст., услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию в числе прочего включают доставку продукции общественного питания и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому.

Таким образом, предприятия общественного питания имеют право осуществлять продажу продукции не только в местах оказания услуг, но и путем дистанционного оформления заказа с последующей доставкой  общественного питания потребителю.

Продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, является продажей товара дистанционным способом.

Данное определение содержится в пункте 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.

Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

В рассматриваемых рекламных сообщениях в случае доставки общественного питания потребителю отсутствует непосредственный контакт потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора.

Таким образом, рекламные сообщения, содержащие сведения о доставке общественного питания, распространенные в рекламно-информационном журнале «Sconto» за октябрь 2015 года на страницах 32-33, 59, 62, 63, подпадают под определение продажи товаров дистанционном способом.

Реклама товаров при дистанционном способе продаже должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 8 Федерального закона «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе товаров при дистанционном способе продажи, а именно: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение по продаже товаров дистанционным способом, покупатель может выразить претензию за некачественный товар. Следовательно, наименование организации, предоставляющей рекламируемые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В свою очередь установление требований к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи является важной и необходимой мерой, позволяющей защитить интересы потребителей.

В рассматриваемых рекламных сообщениях отсутствуют сведения о продавце рекламируемых товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, распространение на страницах 32-33, 59, 62, 63 рекламно-информационного журнала «Sconto» за октябрь 2015 года вышеуказанных рекламных сообщений без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, противоречит требованиям статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем, по смыслу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ52-01076 от 28.09.2015 рекламно-информационный журнал «Sconto» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, учредителем выступает ООО «ПринтМедиа».

Рассматриваемые рекламные сообщения распространялись на основании Договоров на размещение рекламных материалов, заключенные ООО «ПринтМедиа» с ООО «Солнечный рай» (№8-11-15 от 01.07.2015), с ООО «Гарда» (№А-30 от 06.10.2015), с ИП Киреева М.А. (№19-11-15 от 30.07.2015), с ИП Моругин И.П. (№Е-75 от 28.09.2015).

Таким образом, ООО «ПринтМедиа» является рекламораспространителем анализируемых рекламных сообщений. Реклама, распространенная ООО «Принт-Медиа» противоречит требованиям статьи 8 ФЗ «О рекламе».

2. На странице 45 размещена реклама следующего содержания: «Туристической агентство Комильфо б-р Космонавтов, 1/77, тел. 32-53-50, 8-902-788-19-83, доп.офис +7-902-300-66-20 www.comilfonn.ru Новогодние туры.. Страны с вылетом из Н.Новгорода…Оформление туров в кредит и рассрочку в офисе агентства».

Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

При отнесении тех или иных услуг к финансовым используется понятие финансовой услуги, приведенное в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

По смыслу указанной правовой нормы под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

С учетом изложенного деятельность, указанная в рекламном сообщении «Туристической агентство Комильфо…Оформление туров в кредит и рассрочку в офисе агентства» подпадает под понятие финансовой услуги.

В рассматриваемой рекламе наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность, отсутствует.

Следовательно, рекламное сообщение «Туристической агентство Комильфо…Оформление туров в кредит и рассрочку в офисе агентства» не соответствует требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за нарушение данной нормы ФЗ «О рекламе» возложена на рекламораспространителя (часть 7 статьи 38 Закона).

В рамках дела установлено, что данная реклама размещалась на основании Договора от 23.09.2015 №001/10, заключенного между ООО «ПринтМедиа» и ООО «Комильфо».

То есть в рассматриваемом случае рекламораспространителем является  учредитель рекламно-информационного журнала «Sconto» - ООО «ПринтМедиа».

Таким образом, распространенное ООО «ПринтМедиа» рекламное сообщение туристического агентства «Комильфо» в части отсутствия в рекламе финансовой услуги указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, противоречит части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».  

Анализируя обстоятельства, при которых Общество допустило нарушения статьи 8 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», Комиссия Нижегородского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 11.1. Устава ООО «ПринтМедиа» единоличным исполнительным органом Общества является Директор Общества.

 Согласно Приказу №1 от 01.08.2014 директором Общества является Маляревский А.К. Договоры на распространение рекламных сообщений, рассмотренных в рамках дела, а также Акты выполненных работ подписаны указанным должностным лицом Общества.

Таким образом, к нарушению рекламного законодательства привели действия должностного лица – директора ООО «ПринтМедиа» – Маляревского А.К. по ненадлежащему исполнению своих служебных обязанностей.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО «ПринтМедиа» предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащими рекламные сообщения, распространенные ООО «ПринтМедиа» в рекламно-информационном журнале «Sconto» в октябре 2015 года, поскольку они противоречат требованиям статьи 8 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

        2. Выдать ООО «ПринтМедиа» предписание о прекращении нарушений законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         С.В. Смирнов

Члены Комиссии                                                                                     О.Ю. Швецова

                                                                                                            Н.Е. Шумилова

 

 

18.03.2016 №СС-07/2339

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 147-ФАС52-07/16-01

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

18 марта 2016 года                                                                               г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 18.03.2016 по делу №147-ФАС52-07/16 о признании рекламы, распространенной ООО «ПринтМедиа» (юридический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленина, д.95, кв.15; фактический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Октябрьская, д.66, оф.1), в рекламно-информационном журнале «Sconto» за октябрь 2015 года, ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ПринтМедиа» в срок до 30 марта 2016 года прекратить нарушение статьи 8 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение в рекламно-информационном журнале «Sconto» рекламы дистанционного способа продажи товаров ООО «Солнечный рай», ООО «Гарда», ИП Киреева М.А., ИП Моругин И.П. без указания сведений о продавцах.

2. ООО «ПринтМедиа» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 31 марта 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии                                                             С.В. Смирнов 

Члены комиссии                                                                          О.Ю. Швецова  

    Н.Е. Шумилова

 

 

 

18.03.2016 №СС-07/2464

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 147-ФАС52-07/16-02

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

18 марта 2016 года                                                                               г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 18.03.2016 по делу №147-ФАС52-07/16 о признании рекламы, распространенной ООО «ПринтМедиа» (юридический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленина, д.95, кв.15; фактический адрес: 606016, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Октябрьская, д.66, оф.1), в рекламно-информационном журнале «Sconto» за октябрь 2015 года, ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ПринтМедиа» в срок до 30 марта 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение в рекламно-информационном журнале «Sconto» рекламы ООО «Комильфо» без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги.

2. ООО «ПринтМедиа» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 31 марта 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                             С.В. Смирнов  

Члены комиссии                                                                          О.Ю. Швецова  

    Н.Е. Шумилова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны