Решение б/н Решение по делу №1497-ФАС52-03/15 от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №1497-ФАС52-03/15

о нарушении антимонопольного законодательства

   07 декабря 2015 года                                                            город Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 декабря 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела №1497-ФАС52-03/15                       о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в следующем составе:

- Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

- А.М. Смолина

 

- М.Д. Макарова

-

 

 

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,

с участием:

- <…>

-

 

представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (доверенность от 10.07.2015);

- <…>

- <…>

-

-

 

заявителя;

представителя заявителя,-

 

рассмотрев дело №1497-ФАС52-03/15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение <…>  (далее – <…>, заявитель) на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее – ПАО «МРСК Центра и Приволжья», сетевая организация), связанные с нарушением срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению электроустановки объекта заявителя, расположенного по адресу: <…> к электрическим сетям.

По результатам рассмотрения поступившего обращения Нижегородское УФАС России приказом от 13 октября 2015 года №380 возбудило в отношении публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» дело №1497-ФАС52-03/15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Определением от 21.10.2015 рассмотрение дела назначено на 03.12.2015.

На заседании комиссии Нижегородского УФАС России, состоявшемся              03 декабря 2015 года, <…> пояснила, что 10.07.14 заключен договор №07/2054-юр с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на технологическое присоединение жилого дома, расположенного по адресу<…> , к электрическим сетям.

В договоре  установлено, что срок мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения договора. По истечении указанного срока мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта заявителя, расположенного по вышеуказанному адресу, не исполнены.

Представитель ответчика пояснила, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не уклонялось от выполнения обязательств по заключенному с заявителем договору технологического присоединения, также не отказывало и не отказывает заявителю в осуществлении технологического присоединения. При реализации мероприятий, направленных на подключение заявителя, выявлено, что участок <…> находится в охранной зоне, принадлежащей ПАО «ФСК ЕЭС» высоковольтной линии 220 кВ.  В связи с тем, что указанная линия проходит напрямую через участок заявителя, прохождение ВЛ-0,4 кВ, которую необходимо построить для ее подключения, возможно только путем пересечения с указанной ВЛ-220 кВ.

Также сообщила о том, что в настоящий момент мероприятия со стороны сетевой организации по технологическому присоединению объекта (жилого дома) <…>  выполнены, что подтверждается актом о приемке выполненных работ (хозспособ) от 20.11.2015.

Представитель заявителя сообщил о том, что в настоящее время мероприятия со стороны сетевой организации выполнены, а именно осуществлено строительство ЛЭП-0,4 кВ от ТП №4 до вновь проектируемого объекта; мероприятия со стороны заявителя по состоянию на 03.12.2015 не осуществлены.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Как установлено из представленных документов, в связи с новым строительством 24.06.2014 <…> обратилась в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с заявкой (вх.№2457/К) о технологическом присоединении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу.

10.07.2014 между <…> и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №07/2054-юр.

Пунктом 1 указанного  выше договора  установлены следующие характеристики осуществления технологического присоединения:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств в размере 15 кВт;

- категория надежности - III;

-класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.

Согласно техническим условиям, являющимся приложением к вышеуказанному договору, сетевая организация осуществляет:

- установку в ТП №4 на вновь отходящую линию 0,4 кВ коммутационного аппарата;

- проектирование и строительство ЛЭП-0,4 кВ от ТП №4 до вновь проектируемого объекта. Протяженность ЛЭП-0,4 кВ определить проектом. В случае принятия воздушного варианта ЛЭП опоры принять типа СВ 95, марку и сечение провода определить проектом;

- мероприятия по реализации технических условий исполнить до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Управлением установлено, что на момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства сетевой организацией не были исполнены обязательства, вытекающие из указанного выше договора.

Из письменных пояснений сетевой организации, направленных 13.08.2015 (вх.№5524) в адрес Нижегородского УФАС России, следует, что в целях исполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями от 10.07.2014 №12-2054 между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и                      ООО «ЭнергоСтрой» 11.03.2015 заключен договор №377-14/ЭС/332-юр  на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии с которым       ООО «ЭнергоСтрой» обязуется осуществить работы по модернизации распределительной сети в части строительства ВЛ-0.4 кВ от ТП-4 Л-1506 РП-15А ПС «Буревестник» южнее поселка Кудьма.

В указанных письменных пояснениях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сообщает о том, что при реализации мероприятий, направленных на подключение заявителя, выявлено, что участок <…>  находится в охранной зоне, принадлежащей ПАО «ФСК ЕЭС» высоковольтной линии 220 кВ. В связи с тем, что указанная линия проходит напрямую через участок заявителя, прохождение ВЛ-0,4 кВ, которую необходимо построить для подключения объекта <…> , возможно только путем пересечения с указанной ВЛ-220 кВ.

В силу прочего из письменных пояснений следовало, что в целях исполнения возложенных на себя обязательств подрядчиком сетевой организации направлен запрос в филиал ПАО «ФСК ЕЭС» «Нижегородское предприятие магистральных электрических сетей» с просьбой выдать технические условия на пересечение проектируемой ВЛ-0,4 кВ с существующей ВЛ-220 кВ.

21.09.2015 №НБ-03/4366 Нижегородским УФАС России направлен запрос в     ПАО «ФСК ЕЭС» «Нижегородское предприятие магистральных электрических се-тей», в котором Управление запросило сведения о том, рассмотрено ли в настоящее время обращение ООО «ЭнергоСтрой» (от 26.05.2015 исх.№74/01) по вопросу получения согласования на прохождение ВЛ-0,4 кВ по территории охраной зоны с пересечением ВЛ-220 кВ.

В ответ на требование о предоставлении информации ПАО «ФСК ЕЭС» «НПМЭС» сообщило Управлению о том, что письмом от 23.09.2015 №М6/2/2561 филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Волги направлены ООО «ЭнергоСтрой» технические условия. Между тем ПАО «ФСК ЕЭС» «НПМЭС» указало на то, что длительность выдачи технических условий связана с отсутствием информации от заявителя (ООО «ЭнергоСтрой»), в связи с чем потребовалось осуществление выезда на место с целью определения пересекаемых воздушных линий для обеспечения возможности выдачи указанных технических условий.

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции)  антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления и материалов принимает решение о возбуждении либо отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии; при этом мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям новых потребителей являются неотъемлемой частью одного технологического процесса оказания  сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и рассматриваются в комплексе. 

Указанный вывод, в частности,  следует из положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ                      «О естественных монополиях» юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Статья 4 Федерального закона «О естественных монополиях» определяет услуги по передаче электроэнергии как сферу деятельности, осуществляемую в условиях естественной монополии.

Таким образом, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах присоединенных электрических сетей.

С учетом вышеизложенного, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Между тем технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 указанных правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяцев - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Пунктом 18 вышеуказанных Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с оформлением по результатам такой проверки акта о выполнении заявителем технических условий, согласованного с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления), за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, а также для лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых электроустановок заявителя, включая вводные распределительные устройства, должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя;

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").

Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающего устройства заявителя истек 10.11.2014.

Установлено, что сроки технологического присоединения ответчиком существенно нарушены; на момент возбуждения настоящего дела технологическое присоединение в отношении рассматриваемого объекта не осуществлено.

Необходимо также отметить, что для осуществления строительства вышеуказанных электросетевых объектов  ООО «ЭнергоСтрой» направило запрос №74/01 о выдаче технических условий на пересечение проектируемой ВЛИ-0,4 кВ от фидера-5 ТП №4 ЛЭП-1506 РП-15А ПС «Буревестник» с существующей ВЛ-220 кВ в филиал ОАО «ФСК ЕЭС» «НПМЭС» лишь после истечения сроков, установленных для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а именно: 26.05.2015.

Пункт 16 Правил технологического присоединения содержит императивные требования к срокам осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя к электрическим сетям; при этом оснований для увеличения указанных сроков, либо оснований для отказа от исполнения сетевой организацией установленных требований законодательством не предусмотрено. Ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена на сетевую организацию, которая, в свою очередь, обязана предпринять все необходимые действия для соблюдения требований законодательства.

Оценивая установленные фактические обстоятельства в рамках их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья», допустив нарушение установленного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства объекта заявителя, указанных выше, вышло за допустимые пределы осуществления гражданских прав, ввиду чего нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В то же время в данном случае комиссией Нижегородского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела (на 03.12.2015) сетевая организация выполнила со своей стороны мероприятия, необходимые для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства, принадлежащего <…> , чему имеется документальное подтверждение.

Таким образом, установленное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41,  49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

Признать установленным факт нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (<…>)  части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части невыполнения в срок обязательств по технологическому присоединению энергопринимающей установки <…> к электрическим сетям.

Рассмотрение дела №1497-ФАС52-03/15 прекратить в связи с добровольным устранением публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» нарушения антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).

Председатель Комиссии                                                                   Ю.Н. Гребнев

Члены Комиссии                                                                               А.М. Смолина

М.Д. Макарова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны