Решение б/н Решение по делу № 1505-ФАС52-02/14 от 18 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 по делу № 1505-ФАС52-02/14

 

 

17 февраля 2015 года                                                                      г. Нижний Новгород

Резолютивная часть оглашена 16.02.15

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гребнева Ю.Н. – председателя комиссии, заместителя руководителя управления,

членов комиссии:

Валитова М.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

Патокиной Н.Н. – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, —

 

при участии представителей муниципального казённого учреждения «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района» (ответчика): К. М.М., М.С.А. (по доверенностям),

рассмотрела 16 февраля 2015 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в отношении муниципального казённого учреждения «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района» (далее – Учреждение, ответчик), —

 

и установила:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области с заявлением о нарушении Учреждением антимонопольного законодательства обратилась гражданка С.Т.И., которая указала, что вопреки требованиям статьи  Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Учреждение взимает плату за услуги по выдаче ордеров на земляные работы. Вместе с тем, как полагала заявительница, муниципальная услуга по выдаче разрешений на производство земляных работ должна оказываться без взимания платы, за счёт органа местного самоуправления; платная выдача искомых ордеров является нарушением антимонопольного законодательства.

Поскольку установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг свидетельствовало о признаках нарушения антимонопольного законодательства, Управление 26.11.2014 возбудило в отношении Учреждения соответствующее дело по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На рассмотрение дела заявительница не явилась, своих представителей не направила, о причинах неявки не сообщила, поэтому с учётом наличия доказательств надлежащего извещения С.Т.И. о времени и месте рассмотрения дела заседание проведено в отсутствие заявительницы по правилам части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции.

Представители Учреждения сообщили свою позицию по делу в «отзыве» от 14.02.2015, которая сводилась к тому, что непосредственно муниципальная услуга по выдаче ордера на производство земляных работ оказывается бесплатно, плата взимается лишь за сопутствующие услуги (анализ места производства работ, в том числе его осмотр, оптимальные методы и сроки работ, консультирование заказчиков и т.п.). На заседании комиссии 16.02.2015 ответчик дополнил свою позицию, указав, что в настоящее время внесены изменения в документы, относящиеся к вопросу выдачи ордеров на производство земляных работ, суть которых заключается в установлении принципа безвозмездного оказания как самой муниципальной услуги по выдаче ордеров, так и прочих сопутствующих услуг.

Изучив материалы дела, заслушав выступления представителей ответчика, комиссия приходит к следующему.

Решением Земского Собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 24.03.2009 № 554 «Об утверждении Правил производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций на территории Кстовского муниципального района» утверждены одноимённые Правила (далее – Правила).

Так, в соответствии с пунктом 1.6 Правил земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта (вертикальная разработка грунта на глубину более 30 см), асфальтового покрытия, возведением насыпи, за исключением пахотных работ; ордер - разрешительный документ, оформленный в соответствии с настоящим порядком и дающий право на выполнение определенного вида и объема работ в указанные сроки.

Наличие письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования, на работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), предусмотрено приказом Минрегиона России от 27.12.2011           № 613.

В пункте 1.2 Правил  отражено, что контроль за выполнением настоящих Правил осуществляют уполномоченные должностные лица органов внутренних дел (милиция), МУ «АТИ Кстовского муниципального района» (прежнее наименование ответчика), администрации муниципальных образований Кстовского района. Оформление и выдачу ордеров на территории Кстовского муниципального района осуществляют: в границах сельских поселений уполномоченный орган администрации Кстовского муниципального района - МУ «АТИ Кстовского муниципального района»; на территории городского поселения город Кстово - администрация городского поселения (пункт 1.3 Правил).

Из приведённых норм следует, что Учреждение является организацией, осуществляющей функции органов местного самоуправления в сфере благоустройства, в том числе контрольные, а также предоставляющей муниципальную услугу по выдаче ордеров на производство земляных работ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797  (с послед. изменениями) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» выдача ордеров на производство земляных работ прямо определена как муниципальная услуга.

Вместе с тем частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплён универсальный принцип (рассматриваемый случай не подпадает под исключения), согласно которому государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе.

В свою очередь, в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Из справок, представленных самим ответчиком в дело, видно, что Учреждение взимало плату за оказание муниципальной услуги по выдаче ордеров на производство земляных работ: в 2013 году на сумму 336150 руб., в 2014 году – 234450 руб.

Такие действия Учреждения сами по себе противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ограничивают соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доводы ответчика о том, что муниципальная услуга по выдаче ордера на производство земляных работ оказывалась бесплатно, а плата взималась лишь за сопутствующие услуги, опровергаются как упомянутыми справками, составленными Учреждением, так и платёжными документами в адрес контрагентов, где в поле «Наименование платежа» однозначно указано, что денежные средства взимаются за услуги по выдаче ордеров на земляные работы.

При таких обстоятельствах комиссия приходит к итоговому выводу о том, что в действиях Учреждения имело место нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как отмечалось выше и утверждают представители ответчика, в настоящий момент денежные средства за услуги по выдаче ордеров на земляные работы Учреждением не взимаются ни прямо, ни каким-либо косвенным образом, поэтому комиссия считает, что Учреждение добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства.

В пункте 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции определено, что комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. В этом случае резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства (часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, рассмотрение дела подлежит прекращению по вышеобозначенному основанию.

Комиссия, кроме того, отмечает, что в соответствии с принятыми администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области постановлениями от 14.01.2015 №№ 9, 10, решением Земского Собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 05.02.2015 № 802, исключается сама возможность взимания Учреждением платы за услуги по выдаче ордеров на производство земляных работ на законных основаниях.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48, 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

      признать факт нарушения муниципальным казённым учреждением «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду совершения действий, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, что выразилось в необоснованном  (не предусмотренном действующим законодательством) взимании платы за выдачу ордеров на производство земляных работ.

      Рассмотрение дела № 1505-ФАС52-02/14 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» муниципальным казённым учреждением «Административно-техническое обеспечение Кстовского муниципального района» прекратить ввиду добровольного устранения ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.

 

         В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции»  настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель комиссии                                                                              Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                     

                                                                                                         М.А. Валитов

 

 

                                                                                                              Н.Н. Патокина

Связанные организации

Связанные организации не указаны