Решение б/н Решение по делу 1508-ФАС52-07/15 от 9 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 1508-ФАС52-07/15

 

2016 г.                                                                                                   г. Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Айзман О.И.

-

член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции.

рассмотрев дело №1508-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении открытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, г. Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 5), общества с ограниченной ответственностью «НижегородЭнергоГазРасчет» (603005, г. Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 5), общества с ограниченной ответственностью «Союзконтакт» (603100, г. Н. Новгород, ул. Б. Покровская, 43, 64; 603000, Нижний Новгород, ул. Студеная 8, 3 этаж, 4) по обращению потребителя рекламы В. по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии:

- заявителя;

- представителя ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» по доверенности от 11.01.2016 г. и ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по доверенности от 01.02.2016 г. – В.;

- представителя ООО «Союзконтакт» по доверенности б/н от 10.03.2015 г. – Б.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30.09.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы В. по поводу рекламы, распространенной на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления газа за август 2015 года, что, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

В своем обращении потребитель рекламы В. сообщил, что размещение рекламы на оборотной стороне квитанции по оплате услуг ЖКХ противоречит требованиям пункта 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), что, по его мнению, является нарушением требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Потребитель рекламы В. представил квитанцию по оплате услуг газа за август 2015 года. Поставщиком услуг является ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», получателем платежа – ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», производство рекламы на квитанциях осуществляет ООО «Союзконтакт».

ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» являются рекламораспространителями рекламных сообщений, ООО «Союзконтакт» - рекламопроизводителем.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 13 октября 2015 года возбудило дело №1508-ФАС52-07/15 по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителей – ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» и рекламопроизводителя - ООО «Союзконтакт».

Определением от 26.10.2015 г. №СС-07/10602 Комиссия Нижегородского УФАС России приостановила производство по делу №1508-ФАС52-07/15 до вынесения кассационной инстанцией акта по жалобе Нижегородского УФАС России.

В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления дела №1508-ФАС52-07/15, 26.02.2016 г. Комиссия Нижегородского УФАС России возобновила производство по делу.

Заседание Комиссии Нижегородского УФАС России назначено на 19 апреля 2016 года в 10 часов 00 минут. В рассмотрении дела объявлялся перерыв до 25 апреля 2016 года до 15 часов 30 минут.

Изучив материалы дела и представленные документы, выслушав доводы заявителя и ответчиков, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

На оборотной стороне квитанции об оплате услуг потребления газа за август 2015 года в городе Нижнем Новгороде распространялось следующее сообщение: «Бахетле. Супермаркет домашней еды…г. Нижний Новгород, Казанское шоссе,д.6…чай ГРИНФИЛД КЕНИАН САНРАЙЗ черн., 100 п., 200 г 16990...САХАР-ПЕСОК, 1 кг 4490…».

Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламные сообщения направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – супермаркету «Бахетле», товарами выступают продукты питания, реализуемые в супермаркете.

В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

«Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 04.09.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) в пункте 69 закрепляют исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах. Так, в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов являются составной частью Российского Законодательства. В связи с тем, что в пункте 69 Правил не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, Заявитель полагает, что такое размещение является нарушением требований части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Ранее, рассмотрев обращение потребителя рекламы В. от 16.03.2015 г. по поводу размещения рекламы на оборотной стороне квитанций по оплате услуг газа, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 15.04.2015 г. вынесло решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства в связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает ограничений по способу распространения рекламной информации, в том числе, с использованием платежных документов.

27.04.2015 г. В. обратился в Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа.

Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода своим решением от 02.06.2015 г. заявление В. удовлетворил, признал незаконным Решение Нижегородского УФАС России об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства от 15.04.2015 г. №СС-07/3232.

23.06.2015 г. Нижегородское УФАС России направило апелляционную жалобу на Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.06.2015 г. по делу №2-7935/2015.

02.09.2015 г. Нижегородский областной суд в своем апелляционном определении по делу №33-8778/2015 Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.06.2015 г. оставил без изменения, апелляционную жалобу Управления – без удовлетворения.

19.10.2015 г. Нижегородское УФАС России направило кассационную жалобу на Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 02.06.2015 г. по делу №2-7935/2015 и апелляционное определение Нижегородского областного суда от 02.09.2015 г. по делу №33-8778/2015.

27 января 2016 года Нижегородский областной суд отказал Нижегородскому УФАС России в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В своем решении от 02.06.2015 г. Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода нашел обоснованными доводы заявителя – В. о том, что в данном случае понятие законодательства Российской Федерации и гражданского законодательства, применительно к части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», предусматривает не только названный Федеральный Закон «О рекламе», но и требования норм иных отраслей гражданского законодательства Российской Федерации.

Поскольку Правилами прямо не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о наличии нарушения требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в части размещения рекламы на оборотной стороне квитанции по оплате услуг газа.

Комиссия Нижегородского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила, что в соответствии с представленной заявителем квитанцией по оплате услуг газа за август 2015 года, поставщиком услуг является ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», получателем платежа – ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», производство рекламы на квитанциях осуществляет ООО «Союзконтакт».

Производство рекламы осуществлялось на основании договора №1/12 на тиражирование (печать) рекламной продукции от 10.02.2012г., заключенного между ООО «Союзконтакт» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», в соответствии с которым ООО «Союзконтакт» выполняет работу по приведению рекламной информации к готовой для распространения форме путем печати по заданию ООО «НижегородЭнергоГазРасчет». Между ОАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» также заключен договор оказания услуг №01-16-0107/15Р от 02.03.2015 г., в соответствии с которым ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» по поручению ОАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» оказывает услуги по доставке информационных и рекламных материалов, размещенных на оборотной стороне квитанций на оплату услуг природного газа.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

Таким образом, ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» являются рекламораспространителями рекламных сообщений, ООО «Союзконтакт» - рекламопроизводителем. Реклама, произведенная ООО «Союзконтакт» и распространенная ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» является ненадлежащей, противоречащей требованиям части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Статья 38 ФЗ «О рекламе» устанавливает ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе. Ответственность за нарушение требований части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не установлена. Таким образом, не представляется возможным привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований, установленных частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе», ввиду отсутствия состава и события административного правонарушения.

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» и ООО «Союзконтакт» предписания об устранении выявленных нарушений Федерального закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу на оборотной стороне квитанций по оплате услуг потребления газа за август 2015 г., произведенную ООО «Союзконтакт» и распространенную ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», распространенную на оборотной стороне квитанций по оплате услуг газа, поскольку ее размещение противоречит требованиям части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Союзконтакт», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» и ООО «НижегородЭнергоГазРасчет» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                               С.В. Смирнов

 

 Члены Комиссии                                                                             О.И. Айзман

 

                                                                                                                Н.В. Михайлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.: Айзман О.И.,

тел: (831)434-04-41

Связанные организации

Связанные организации не указаны