Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№1537-ФАС52-03/14

 

В полном объеме решение изготовлено 24.03.2015       г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения оглашена 17.03.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы                                     по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

 

- Кошелева И.А.

 

- Куфлина И.С.

 

- Абдулкеримов Р.А.

-

 

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий,

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,

член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -

 

-

 

-

 

рассмотрев дело №1537-ФАС52-03/14 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603000, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис №5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили заявления <…>, проживающей по адресу: <…>; (далее – <…>, заявитель) и <…>, проживающей по адресу: <…> (далее также – <…>, заявитель),- на действия общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее также – ООО «Теплосервис», ресурсоснабжающая организация, ответчик), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителей, прекращением подачи горячего водоснабжения в жилые многоквартирные дома, расположенные по адресам: <…>, после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.

По итогам рассмотрения заявлений в отношении ООО «Теплосервис» Управлением возбужденно дело №1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства (приказ №468 от 02.12.2014). Определением о назначении дела № 1537-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.12.2014 № ЮГ-03/3878 к участию в деле помимо ООО «Теплосервис» привлечены в качестве заявителей <…> и <…>, в качестве заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью «УК «Вистма» (далее – ООО «УК «Вистма»).

На заседание комиссии, состоявшееся 17.03.2015, ООО «Теплосервис», надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило; <…>, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, своего представителя не направила; <…>, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, своего представителя не направила. ООО «УК «Вистма» своего представителя также не направило.

С учетом надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, руководствуясь частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствии их и представителей.

По результатам исследования материалов дела в их достаточности и взаимосвязи для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Установлено, что исполнителем коммунальных услуг по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <…> и ООО «Теплосервис» заключен договор теплоснабжения №2-11 от 31.12.2010, по условиям которого теплоснабжающая организация (ООО «Теплосервис») обязуется продавать потребителю (ТСЖ «Сенная 6/49») до границы балансовой и эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть тепловую энергию, а потребитель - оплатить её (пункты 2.1.1 и 2.2.1 Договора теплоснабжения).

Согласно данному договору ТСЖ «Сенная 6/49» оплачивает выставленные                 ООО «Теплосервис» счета – фактуры за потребленные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) и задолженности по состоянию на 29.09.2014 не имела. Данный факт также подтверждает и ООО «Теплосервис» (письмо исх. №38 от 08.10.2014).

С 14 июля по 29 сентября 2014 года ООО «Теплосервис» прекратило подачу горячего водоснабжения в обслуживаемый многоквартирный дом ТСЖ «Сенная 6/49».

Из письменных пояснений ООО «Теплосервис» следует, что общество является ресурсоснабжающей организацией (владеет источником тепловой энергии – котельной, а также тепловыми сетями), к которой присоединены объекты теплопотребления ТСЖ «Сенная 6/49», ООО «УК «ВИСТМА», а также многоквартирные дома       <…>, перешедшие с июня 2012 года на непосредственное управление. Таким образом, ООО «Теплосервис» обеспечивает тепловой энергией для нужд отопления и горячего водоснабжения жилые дома по адресу: <…>.

14 июля 2014 года ООО «Теплосервис» остановило работу котельной на ежегодный плановый ремонт. Поскольку со стороны ООО УК «Вистма» имелась задолженность в размере 4 000 000 рублей перед ресурсоснабжающей организацией, ООО «Теплосервис» в связи с отсутствием денежных средств не смогло в 14-ти дневный срок (СанПиН 2.1.4.2496-09) произвести ремонт и поверку оборудования котельной (письмо исх. №38 от 08.10.2014 в адрес Нижегородского УФАС России).

Подача горячего водоснабжения в указанные многоквартирные дома возобновлена только 29.09.2014.

Между тем согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет передачу тепловой энергии как естественно-монопольный вид деятельности.

Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона «О естественных монополиях»).

В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции»). Как установлено в ходе рассмотрения дела,             ООО «Теплосервис» владеет источником тепловой энергии – котельной, расположенной по адресу: <…>, а также тепловыми сетями (договор аренды нежилого помещения от 15.12.2010 №б/н).

Согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования город Нижний Новгород до 2028 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.12.2013 № 877, ООО «Теплосервис» является единой теплоснабжающей организацией в зоне деятельности присоединенных тепловых сетей.

Как определяется частями 3 и 7 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», единая теплоснабжающая организация обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

Вышеназванные положения Федерального закона «О теплоснабжении» корреспондируют с пунктом 12 Правил организации теплоснабжения, согласно которому единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана, в числе прочего, заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями  выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям.

С учетом приведенных обстоятельств, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что ООО «Теплосервис», являясь единой теплоснабжающей организацией, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в зоне деятельности, определяемой границами присоединенных тепловых сетей. Подробно параметры искомого товарного рынка оказания услуг теплоснабжения в зоне деятельности ООО «Теплосервис» изложены в аналитическом отчете, составленном по Правилам порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 №220), и приобщенном к материалам настоящего дела.

Следовательно, действия ООО «Теплосервис» должны соответствовать требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила), определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

Согласно пункту 4 приложения №1 к Правилам услуга по горячему водоснабжению должна предоставляться бесперебойно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях  инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

В соответствии с пунктом 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.2496-09), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09», в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Аналогичная норма закреплена в пункте 121 Правил, согласно которой ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115[1] и пункте "б" пункта 117[2] данных Правил. Из письменных объяснений ООО «Теплосервис» следует, что ТСЖ «Сенная 6/49» задолженности по оплате тепловой энергии не имеет, жители <…> задолженности по оплате тепловой энергии также не имеют. Отключение заявителей от поставки горячего водоснабжения в период с 14 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года, привело к нарушению режима поставки коммунального ресурса добросовестным плательщикам, что нарушает нормы действующего законодательства о теплоснабжении и ущемляет тем самым интересы потребителей.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячего водоснабжения) после истечения срока  ежегодного профилактического ремонта котельной заявителям (период нарушения с 27 июля 2014 года по 29 сентября 2014 года).

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание тот факт, что в сентябре 2014 года подача горячего водоснабжения в многоквартирные дома заявителей возобновлена, в связи с чем принятия мер антимонопольного реагирования в данном случае не требуется.

В связи с указанным нарушение антимонопольного законодательства устранено добровольно, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

1.        Признать установленным факт нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603028, город Нижний Новгород, улица Ярославская, дом 2, офис №6) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем невозобновления подачи тепловой энергии (горячее водоснабжение) в многоквартирные дома, расположенные по адресам: <…>, после истечения срока ежегодного профилактического ремонта котельной.

2.        Рассмотрение дела №1537-ФАС52-03/14 прекратить в связи с добровольным устранением обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (603028, город Нижний Новгород, улица  Ярославская, дом 2, офис №6) нарушения по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                       Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                     И.А. Кошелева

 

                                                                                                        Р.А. Абдулкеримов

 

                                                                                                        И.С. Куфлина

 

[1] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

[2] Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны