Постановление б/н Постановление №1558-ФАС52-02/15 по делу об административном... от 2 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20 ноября 2015 года                                                            г. Нижний Новгород

Резолютивная часть оглашена 19 ноября 2015 года

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Гребнев Юрий Николаевич, рассмотрев в городе Нижнем Новгороде (пл. Горького, д.6, 11 этаж, зал заседаний) материалы дела №1558-ФАС52-02/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении должностного лица – генерального директора закрытого акционерного общества «Управление отходами-НН» Г.И.Н., без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

 

установил:

 

Согласно протоколу об административном правонарушении от 26 октября 2015 года №1558-ФАС52-02/15, Г.И.Н. как генеральному директору закрытого акционерного общества (ЗАО) «Управление отходами-НН» (далее также – общество) вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ).

Суть нарушения заключается в совершении должностным лицом занимающего доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при оказании услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне по адресу: Нижегородская область, город Балахна, улица Вокзальная, дом 37.

Основанием для возбуждения настоящего производства послужили обстоятельства, установленные Нижегородским УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №862-ФАС52-02/14 и зафиксированные в решении по данному делу от 25 ноября 2014 года.

На рассмотрение дела Г.И.Н. не явился, представителя не направил, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте его рассмотрения.

17 ноября 2015 года посредством телефонной связи Г.И.Н. устно сообщил, что по состоянию здоровья не имеет возможности присутствовать на рассмотрении настоящего дела, в связи с чем просил отложить рассмотрение дела для оформления доверенности по передаче полномочий по представлению его интересов защитнику.

В связи с тем, что положениями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ закреплено право лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать при его рассмотрении, должностное лицо, рассматривающее дело, пришло к выводу о необходимости отложения дела об административном правонарушении, назначив его рассмотрение на                   19 ноября 2015 года на 13 часов 15 минут.

17 ноября 2015 года Г.И.Н. извещен о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой, принятой им лично.

Впоследствии ходатайств об отложении дела от Г.И.Н. не поступило, таким образом должностное лицо антимонопольного органа полагает возможным рассмотреть дело без участия Г.И.Н.

На основании части 1 статьи 29.11 Кодекса составление мотивированного постановления откладывалось на один день.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ (части 1 и 2) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме (части 1 и 2 статьи 26.7 КоАП РФ).

По правилам статьи 26.11 Кодекса должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Должностное лицо, рассматривающее дело, исследовав все собранные по делу доказательства, в том числе материалы, полученные в рамках производства по делу №862-ФАС52-02/14 о нарушении антимонопольного законодательства, считает подтвержденным факт совершения должностным лицом ЗАО «Управление отходами –НН» административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, его виновность в данном случае объективно следует из анализа относимых, достоверных и допустимых доказательств в их совокупности.

Из материалов дела усматривается, что согласно уставу, утвержденному решением общего собрания акционеров (протокол от 14 мая 2012 года №14/05/12), одним из основных видов деятельности ЗАО «Управление отходами – НН» является сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов.

31 октября 2013 года Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу выдал ЗАО «Управление отходами – НН» бессрочную лицензию №052-160 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 3, 4 классов опасности.

Впоследствии, 04 июня 2014 года, Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу выдал ЗАО «Управление отходами – НН» новую бессрочную лицензию №052-160 на осуществление аналогичной деятельности.

В соответствии с обозначенными разрешительными документами местом осуществления обществом лицензируемого вида деятельности является Нижегородская область, город Балахна, улица Вокзальная, дом 37.

Установлено, что на территории Балахнинского района Нижегородской области функционирует один полигон ТБО, расположенный по указанному адресу и эксплуатируемый ЗАО «Управление отходами-НН».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

ЗАО «Управление отходами – НН» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, в том числе в географических границах Балахнинского района Нижегородской области, что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и самим обществом по существу не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела на заседаниях комиссии установлено, что ЗАО «Управление отходами – НН» деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на полигоне, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Балахна, улица Вокзальная, дом 37, осуществляло с момента получения соответствующей лицензии, выданной    31 октября 2013 года.

Комиссией Нижегородского УФАС России изучены документы относительно деятельности ЗАО «Управление отходам – НН» по обращению с отходами производства и потребления на полигоне по адресу: Нижегородская область, город Балахна, улица Вокзальная, дом 37, в том числе договоры между обществом и следующими потребителями:

  • ООО «РусКомТранс» (договор от 26.05.2013 №52-13/юлз);

ООО «Коммунальщик» (договор от 01.08.2013 №62-13/юлз);

  • ООО «Хлеб» (договор от 01.09.2013 №65-13/юлз);
  • ИП Ф.Н.В. (договор от 01.07.2013 №61-13/юлз);
  • ООО «Чистый двор» (договор от 01.10.2013 №71-13/юлз);
  • Беловское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства  Чкаловского района Нижегородской области  (договор от 01.07.2013 №55-13/юлз);
  • ООО «ТехноЭнергоСервис» (договор от 01.10.2013 №68-13/юлз).

Условия указанных договоров аналогичны.

Так, пунктом 1.1 договора от 01.01.2013 № 9-13, заключенного ЗАО «Управление отходами – НН» с ООО «ТехноЭнергоСервис», закреплено, что ЗАО «Управление отходами – НН» оказывает услуги по временному складированию отходов в целях их дальнейшего размещения, а также услуги по утилизации (захоронению) ТБО, а ООО «ТехноЭнергоСервис» оплачивает оказываемые услуги в соответствии с условиями настоящего договора на основании выставленных счетов в порядке и размере, установленном разделами 2 и 3 настоящего соглашения.

Стоимость услуг установлена пунктом 2.1 договора. ООО «ТехноЭнергоСервис» обязалось оплачивать обществу названные услуги по цене, равной 139 рублей 19 копеек за 1 кубический метр.

Стоимость услуг может изменяться в связи с тем, что договор носит долгосрочный характер и в течение срока его действия возможно увеличение стоимости оказания услуг в связи с ростом затрат на представляемые обществом услуги (пункт 2.3 договора).

Пунктом 2.3 договора определено, что общая стоимость услуг рассчитывается исходя из фактического объема отходов, поступивших от ООО «ТехноЭнергоСервис».

Согласно пункту 4.1.1 договора ЗАО «Управление отходами – НН» обязалось осуществлять временное складирование отходов в целях их дальнейшего размещения, а также утилизировать (захоранивать) твердые бытовые отходы в соответствии с техническим регламентом. Акты выполненных работ и счет-фактуры общество должно выставлять не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным (согласно Налоговому кодексу Российской Федерации)(пункт 4.3 договора).

Пунктами 6.1 и 6.2 договора определены сроки его действия с 01.10.2013 по 31.12.2013. Услуги по утилизации (захоронению) оказываются не ранее даты выдачи лицензии на осуществление деятельности.

За период с октября 2013 года ЗАО «Управление отходами – НН» ООО «ТехноЭнергоСервис» выставлены счета фактуры на оплату услуг по временному складированию ТБО по цене 139 рублей 19 копеек (с учетом НДС) от 31.10.2013 №Ц443 на сумму 14 475 рублей 76 копеек, от 31.12.2013 №Ц542 на сумму 17 816 рублей 32 копейки, от 31.03.2014 №Ц148 на сумму 21 156 рублей 88 копеек, от 30.04.2014 №Ц202 на сумму 7 794 рубля 64 копейки, от 31.05.2014 №Ц290 на сумму 14 475 рублей 76 копеек, от 30.06.2014 №Ц352 на сумму 18 929 рублей 84 копейки.

Из анализа указанных документов (договоров, счетов-фактур) следует, что контрагенты ЗАО «Управление отходами-НН» в период с 31.10.2013 по 31.07.2014 оплачивали обществу услуги по размещению отходов, то есть их хранение и захоронение.

Следовательно, ЗАО «Управление отходами – НН» в рамках заключенных договоров в период с 31.10.2013 по 31.07.2014 фактически оказывались услуги по утилизации (захоронению) отходов, а не по их накоплению, ЗАО «Управление отходами-НН» в ходе рассмотрения настоящего дела в антимонопольный орган не представлено доказательств обратного.

Приказами «Об установлении стоимости услуг по временному складированию с последующим размещением» от 01.01.2013 №01-01, от 03.06.2013 №01-16 ЗАО «Управление отходами – НН» самостоятельно определило стоимость указанных услуг в размерах 134 рубля 14 копеек за               1 кубический метр с НДС на период с 01.01.2013 по 02.06.2013, и  139 рублей 19 копеек за 1 кубический метр с НДС на период с 03.06.2013 по 31.07.2014, которые общество применяло при расчетах с потребителями.

Данный факт не отрицается ЗАО «Управление отходами - НН».

Следовательно, с момента получения лицензии и до 31 июля 2014 года, выполняя условия соглашений, в том числе вышеуказанных договоров, ЗАО «Управление отходами – НН» при расчетах с контрагентами за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов применяло самостоятельно установленный тариф в размере 139 рублей 19 копеек за                     1 кубический метр с НДС, утвержденный генеральным директором приказом от 03.06.2013 №01-16.

В материалах дела имеется счет-фактура от 30 июня 2014 года №Ц356, выставленный ЗАО «Управление отходами – НН» ООО МФ «Олимп-мебель», по договору от 01.09.2013 №66-13/юлз на оплату услуг по утилизации (размещению) отходов 4, 5 класса опасности за июнь 2014 года по цене 117 рублей 96 копеек за 1 кубический метр (без учета НДС).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон №210) регулированию подлежат тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов.

В силу пункта 1 статьи 2 названного Закона №210 под организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

При этом установление тарифов на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок (статья 4 Закона №210).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008             № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования).

В силу пункта 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесены, в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Следовательно, осуществление деятельности по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов как подлежащей обязательному регулированию государством возможно только на основании утвержденных уполномоченным на то органом тарифов, исходя из финансовых потребностей организации и с соблюдением принципа обеспечения доступности услуг для их потребителей.

С учетом подпункта 3.5.12 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ Нижегородской области), утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171, в качестве одной из основных функций РСТ Нижегородской области обозначено регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Из письма РСТ Нижегородской области от 08.04.2014 №1391/14 следует, что тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов на территории Балахнинского района Нижегородской области для ЗАО «Управление отходами – НН» на период с 31.10.2013 по 31.07.2014 не устанавливались.

Антимонопольным органом выяснено, что экономически обоснованный тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые обществом, на межмуниципальном  полигоне для размещения непригодных к переработке твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: Нижегородская область, город Балахна, улица Вокзальная дом 37, утвержден ЗАО «Управление отходами - НН» регулирующим органом решением от 30.06.2014 №26/7 на соответствующий период регулирования с 1 августа по 31 декабря 2014 года в размере                     246 рублей 73 копейки за 1 кубический метр.

Изучив обстоятельства дела №862-ФАС52-02/14, комиссия Нижегородского УФАС России в решении от 25 ноября 2014 года пришла к заключению, что ЗАО «Управление отходами – НН», самостоятельно установив тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и в последующем применяя их в рамках сложившихся договорных отношений с потребителями, нарушило требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заместитель руководителя Нижегородского УФАС России, рассматривающий настоящее дело, приходит к аналогичному выводу и считает подтвержденным факт нарушения ЗАО «Управление отходами-НН» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции определено, что ответственность за нарушения антимонопольного законодательства несут должностные лица коммерческих организаций.

В статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу примечания к этой же статье Кодекса под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Ответственность должностных лиц за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, запрещенных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц, установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В частности, Г.И.Н., являясь единоличным исполнительным органом – генеральным директором закрытого акционерного общества «Управление отходами-НН», не обеспечил соблюдение обществом требований антимонопольного законодательства, то есть пренебрежительно отнесся к своим обязанностям руководителя.

С учетом всего вышеизложенного заместитель руководителя Нижегородского УФАС России окончательно квалифицирует действия генерального директора закрытого акционерного общества «Управление отходами-НН» Г.И.Н., как образующие состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае малозначительности совершенного правонарушения. Между тем, исследовав характер совершенного Г.И.Н. правонарушения, степень его общественной опасности, должностное лицо антимонопольного органа не усматривает исключительных обстоятельств для квалификации деяния Г.И.Н. в качестве малозначительного. Назначением Г.И.Н. административного наказания достигаются его цели.

При назначении наказания должностное лицо исходит из общих правил статьи 4.1 Кодекса.

Согласно санкции части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение рассматриваемого административного правонарушения на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от пятнадцати тысяч рублей до двадцати тысяч рублей.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, должностным лицом не выявлено.

Исходя из изложенного, основываясь на правилах статей 4.1, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, назначает                      Г.И.Н. минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере пятнадцати тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

признать генерального директора закрытого акционерного общества «Управление отходами-НН» Г.И.Н., <…> года рождения, уроженца города <…>, зарегистрированного по адресу: <…>, проживающего по адресу: <…> , виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

 

В соответствии со статьями 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Г.И.Н. предлагается после уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области копию платежного поручения, заверенного банком, с сопроводительным письмом о выполнении постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Банк получателя – Волго-Вятское ГУ Банка России;

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет – 04321510030);

Код налога – 161 1 16 02010 01 60001 40;

ИНН –  5260041262; КПП – 526001001; ОКТМО – 22701000.

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

Частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом.

 

 

Заместитель руководителя                                                           Ю.Н. Гребнев

Связанные организации

Связанные организации не указаны