Решение №ОШ/17547/20 Решение от 29 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


ООО «Лесотарасервис»



ООО «Фанпром»



Департамент лесного хозяйства

Нижегородской области







РЕШЕНИЕ

по делу № 052/01/18.1-2174/2020


26 октября 2020 года г. Нижний Новгород


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- <...>

-

председателя комиссии,

- <...>

-

члена комиссии,

- <...>

-

члена комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи:

- <...>

-

представителя ООО «Груп Дельта Инвестментс» (доверенность ),

- <...>

-

представителя ООО «Груп Дельта Инвестментс» (доверенность ),

- <...>

-

генерального директора ООО «Груп Дельта Инвестментс»,

- <...>

-

представителя ООО «Фанпром» (третьего лица) (доверенность ).

- <...>

-

представителя ООО «Лесотарасервис» (доверенность ).

- <...>

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность ),

- <...>

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность ),

- .<...>

-

представителя Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (доверенность ),

рассмотрев в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесотарасервис» (далее также — ООО «Лесотарасервис», заявитель) на действия организатора торгов Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее также — организатор торгов) при организации и проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, номер извещения торгов 040820/0168806/01,


установила:


В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Лесотарасервис» на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при организации и проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, номер извещения торгов 040820/0168806/01 (далее – конкурс).

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях организатора торгов департамента лесного хозяйства Нижегородской области при организации и проведении конкурса.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Лесотарасервис» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 22.10.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 20.10.2020 № ОШ/16835/20).

В ходе заседания Комиссии Нижегородского УФАС России представителями Департамента лесного хозяйства Нижегородской области заявлено ходатайство об отложения заседания комиссии для подготовки развернутой позиции по доводам жалобы ООО «Лесотарасервис». Названное ходатайство удовлетворено. Уведомлением от 23.10.2020 №ЛШ/17073/20 срок рассмотрения указанного дела продлен до 02.11.2020, рассмотрение жалобы ООО «Лесотарасервис» назначено на 26.10.2020.

Представителем ООО «Фанпром» заявлено ходатайство о привлечении названного общества к рассмотрению указанной жалобы в качестве заинтересованного лица. Комиссией Нижегородского УФАС России названное ходатайство удовлетворено.

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

26.10.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Лесотарасервис» на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области.

Заслушав организатора торгов, представителей сторон, изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных  нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Лесотарасервис» обладает правом на обжалование действий организатора торгов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области 04.08.2020 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение и документация о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка, номер извещения торгов 040820/0168806/01.

Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Тонкинском районом лесничестве, Тонкинском участковом лесничестве, кварталах №№ 1, часть 2, 3-7, часть 8, 9-24, 26-29, 31, 32, 36, 37, 40, 42-44, 46-48, 101, 102, 107-110, 112-115, 118, 120-124, 130-134, общей площадью 9964,9980 га.

Кадастровые номера лесного (земельного) участка 52:04:0100003:42, 52:04:0200001:70, 52:04:0100007:74, 52:04:0100007:75 .

Ежегодный объем заготовки древесины – 22,9 тыс. м3, в т.ч. 10,4 тыс. м3 по хвойному хозяйству.

Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) составляет 5 102 578,76 руб.

Рассматриваемые торги проводятся в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила рассмотрения заявления о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и методика оценки дополнительной потребности в древесине и наличия на территории субъекта Российской Федерации лесных участков, параметры использования лесов в границах которых позволяют удовлетворить дополнительную потребность в древесине, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 № 1475.

Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 241 (далее — Постановление № 241).

Согласно протоколу № 1 от 07.10.2020 Конкурсная комиссия допустила следующих участников:

ООО «Группа Дельта Инвествментс»;

ИП Гливчук

ООО «Лесотарасервис»

ООО «Фанпром»

АО «78 Деревообрабатывающий комбинат Н.М.».

В соответствии с конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.03.2019 № 241.

Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели:

1) Предлагаемая цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата), руб.

2) Планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемая с лесного участка, являющегося предметом конкурса, руб.

3) Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемой, с лесного участка являющегося предметом конкурса, чел.

4) Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, шт.

5) Численность работников участника конкурса, чел.

Согласно части 2 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации конкурс проводится путем оценки конкурсных предложений участников конкурса, проводимой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся на основании критериев, определенных Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления (часть 4 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации).

На основании части 3 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении конкурса конкурсная комиссия рассматривает конкурсные предложения в течение трех рабочих дней со дня вскрытия конвертов в порядке, установленном конкурсной документацией. Рассмотрение и обсуждение конкурсных предложений осуществляются на заседании конкурсной комиссии.

В силу части 5 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией. Участники конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. Конкурсная комиссия в целях обеспечения экспертной оценки конкурсных предложений вправе привлекать экспертов, экспертные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации решение о победителе конкурса принимается в день заседания конкурсной комиссии и оформляется протоколом о результатах конкурса, который подписывается членами конкурсной комиссии, а также утверждается председателем конкурсной комиссии.

Как следует из письменных пояснений Департамента лесного хозяйства Нижегородской области вскрытие конвертов с конкурсными предложениями осуществлялось конкурсной комиссией у допущенных к конкурсу участников 07.10.2020.

В результате вскрытия конвертов и рассмотрения конкурсных предложений установлено наличие необходимых документов, предусмотренных конкурсной документацией. В тот же день, в целях объективного рассмотрения предложений, согласно требований документации о конкурсе, размещенной на официальном сайте торгов в сети «Интернет» torgi.gov.ru (извещение № 040820/0168806/01), были дополнительно запрошены материалы и документы по обоснованию конкурсных предложений участников конкурса (штатное расписание, договоры и контракты поставки и т.д.).

Руководствуясь пунктом 5 статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, конкурсная комиссия в целях обеспечения независимой и объективной экспертной оценки конкурсных предложений привлекла экспертов.

Для экспертной оценки конкурсные предложения вместе с полным пакетом документов и дополнительными материалами участников конкурса были представлены экспертам. По результатам рассмотрения получено письменное заключение экспертов по каждому участнику конкурса.

Согласно протоколу №1 от 09.10.2020 в результате рассмотрения и оценки конкурсных предложений конкурсной комиссией выявлено несоответствие конкурсных предложений обоснованиям конкурсных предложений по критериям № 2 и № 3 ИП Гливчук Ю.Н., по критериям № 2 и № 3 ООО «Лесотарасервис», по критериям № 2 и № 3 АО «78 Деревообрабатывающий комбинат Н.М.», по критерию № 2 ООО «Груп Дельта Инвестментс».

Конкурсная комиссия в ходе обсуждений, опираясь на мнение экспертов, признала недостоверными сведения, указанные в конкурсных предложениях, в связи с чем их значения были приняты равными нулю, и баллы по соответствующим критериям не присуждались.

Вместе с тем, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством.

Частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 названного Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 4 раздела VII Методических рекомендаций «О порядке привлечения экспертов на всех этапах закупочного цикла» (информация взята с сайта http://kro.omsu-nnov.ru/?id=70526) в выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и исследовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта.

Следовательно действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в случае привлечения экспертов в экспертном заключении должны быть отражены: результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формирование выводов экспертов, данные требования установлены статьей 86 АПК, статьей 204 УПК РФ, статьей 26.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что письменное заключение экспертов, на которое опиралась конкурсная комиссия при оценке конкурсных заявок, содержит неоднозначные выводы, которые изложены в названном заключении, в том числе, в следующем виде: «вызывает сомнение; не вполне достоверными и т.д.».

Так выводы экспертов в отношении заявки ООО «Груп Дельта Инвестментс» по критерию №2 звучат следующим образом: «Производство фанеры их хвойной древесины на имеющемся технологическом оборудовании вызывает сомнение. Поэтому представленные расчеты по критерию №2 конкурсного предложения являются не вполне достоверными». Обоснование подобных выводов экспертной комиссией не сделано.

Кроме того, названное заключение относительно участника ООО «Лесотарасервис» содержит отрицательный вывод, только об ошибочном указании числового значения по показателю «Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемой, с лесного участка являющегося предметом конкурса, чел.»,вместе с тем не дана оценка аналогичному критерию участника ООО «Фанпром», в котором указаны дробные показатели критерия.

Показатель планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины или иной продукции переработки древесины, получаемой с лесного участка, являющегося предметом конкурса, по ряду участников Конкурсной комиссией не оценен в разрезе продукции, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что протокол от 09.10.2020 №1 не содержит обоснований приравнивания конкурсных предложения участников по различным критериям к нулевым значениям и не содержит сведений о конкретных несоответствиях заявок Лесному кодексу, подзаконным актам, конкурсной документации и сведений о не правильности их заполнения.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в рассматриваемом случае комиссия не оценила должным образом конкурсные предложения участников, не установила их соответствие требованиям конкурсной документации, не проверила правильность их оформления.

Следовательно, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия конкурсной комиссии при оценке конкурсных заявок участников рассматриваемых торгов не соответствуют требованиям действующего законодательства и могут привести к злоупотреблениям при проведении конкурса со стороны его организатора.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о признании жалобы ООО «Лесотарасервис» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,


решила:


1. Жалобу ООО «Лесотарасервис» на действия Департамента лесного хозяйства Нижегородской области при организации и проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, номер извещения торгов 040820/0168806/01 признать обоснованной.

2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования статьи 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации

3. Выдать Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области обязательное для исполнения предписание.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.



Председатель комиссии <...>


Члены комиссии <...>


<...>









2020-21609(1)




Связанные организации

ООО "Фанпром"
ИНН 5234004169, ОГРН 1075235000829
ООО Лесотарасервис
ИНН 5246018568, ОГРН 1025201530485
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449