Решение б/н Заключение №1750-ФАС52-02/15 (РНП) от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11 декабря 2015 года              г. Нижний Новгород

 

Комиссия №1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

- Валитова М.А.

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Патокиной Н.Н.

 

 

-

 

 

 

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Очиловой З.Ш.

 

-

члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М.Н.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

- при участии:

от АО «Транснефть – Верхняя Волга» (организатор закупки):

- К.А.Н.(доверенность  21-19/717 от  09.12.2014);

- Б.Н.А. (доверенность 21-19/205 от 30.09.2015);

от  ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»:

- Д.В.В. (доверенность № 64 от 02.12.2015);

- В.А.С. (управляющийООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»),

рассмотрев 11.12.2015 в открытом заседании комиссии заявление       акционерного общества    «Транснефть  –  Верхняя  Волга»    о     включении

ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

 

установила:

 

руководствуясь Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 (далее – Правила), акционерное общество «Транснефть – Верхняя  Волга»(далее – АО «Транснефть – Верхняя  Волга», заказчик) направило в Нижегородское УФАС России сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» (далее – Завод, ООО «ТД СЗНРО»)для включения в реестр недобросовестных поставщиков, введение которого предусмотрено Законом о закупках, в связи с уклонением Завода от заключения договора по итогам открытого аукциона в электронной форме по лоту В-10.54.15 Пробоотборники для резервуаров вертикальных (далее – аукцион).

На процедуру рассмотрения сведений о недобросовестном поведении участника аукциона(ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования») прибыли представители АО «Транснефть – Верхняя  Волга» иЗавода.

Представители заказчика в устном выступлении на заседании комиссии требования своего заявления поддержали.

В возражениях на заявлениеАО «Транснефть – Верхняя  Волга» о недобросовестномповедении участника аукциона - ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» (далее – возражения)ООО «ТД СЗНРО»сообщило следующее.

По данным Завода, «в момент проведения электронных торгов 20.10.2015 по лоту №B-10/54/15 произошел  технический  сбой  вычислительной техники, вследствие чего сумма предложения отразилась некорректно: при понижении цены с 1241433,6 рублей до 1221433,6 при шаге 20000 рублей электронной системой торговой площадки ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» (далее – Биржа) автоматически была сгенерирована и выставлена сумма 122033,6 рублей».

Завод отмечает, что о сбое вычислительной техники ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» немедленно уведомило руководство площадки Биржа.

Также Завод поясняет, что по итогам аукциона победителем признано ООО «Скорая Экологическая Помощь», что отражено в итоговом протоколе от 20.10.2015 №В-10.54.15/И.  

По мнению Завода, ООО «ТД СЗНРО» не могло уклониться от заключения договора поставки, так как оно не является победителем аукциона, проект договора в его адрес не поступал.Подробно позиция ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» изложена письменно (исх.№3039 от 02.12.2015, №3106 от 10.12.2015).

ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» просит антимонопольный орган отказать АО «Транснефть – Верхняя  Волга» в удовлетворении обращения о внесении ООО «ТД «Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия Нижегородского УФАС России в результате осуществления проверки представленных АО «Транснефть  –  Верхняя  Волга» документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил,и иных материалов приходит к следующим выводам.

Установлено, что открытый аукционв электронной форме по лоту В-10.54.15 Пробоотборники для резервуаров вертикальныхпроводился в соответствиис: 

  1. Требованиями законодательства Российской Федерации.
  2. Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Транснефть  –  Верхняя  Волга».
  3.  Правилами проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для  ОАО «АК «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» на ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург».
  4. Регламентом проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для ОАО «АК «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» на ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» (http://www.spbex.ru/21729).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) 21 сентября 2015 года акционерным обществом «Транснефть  –  Верхняя  Волга» на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте www.zakupki.gov.ru  - 31502777420)и на электронной площадке ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» размещено извещение о проведении открытого аукционав электронной форме по лоту №В-10.54.15 Пробоотборники для резервуаров вертикальных.

Согласноизвещению аукцион в электронной форме по лоту №В-10.54.15 Пробоотборники для резервуаров вертикальных проводился на электронной площадке ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург»(организатор закупки).Торговая сессия проводилась 20.10.2015 г. в 10 часов 00 минут в электронном виде по адресу организатора закупки.Местом рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки является электронная площадка ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург».

Начальная (максимальная) цена договора составила 2419000,00 руб. с НДС. Минимальный размер шага понижения ценовой заявки составляет                 20000,00 руб. с НДС.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Подпунктом 3.10 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Транснефть  –  Верхняя  Волга» установлено, что закупки в электронной форме (путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме) осуществляются в соответствии с регламентами, правилами, действующими на электронной площадке и соглашением, заключенным между заказчиком, организатором закупки и оператором электронной площадки.

Так, правилами проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для  ОАО «АК «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» на ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» (далее – правила) регламентирован, в частности, порядок размещения на ЭП Биржи ценовой заявки при проведении процедуры торговой сессии аукциона, порядок оформления результатов закупок.

В силу подпунктов 10.4.4, 10.4.6, 10.4.7 правил, ценовые заявки принимаются на сервере Биржи только в период проведения торговой сессии. Время приема ценовых заявок составляет 30 (тридцать) минут от начала проведения процедуры торговой сессии аукциона (процедуры пошагового понижения стоимости заявок на участие в закупке) до истечения срока подачи ценовых заявок, а также не менее 10 (десяти) минут от поступления последней ценовой заявки до истечения срока подачи ценовых заявок. Время, оставшееся до истечения срока подачи ценовых заявок, обновляется автоматически, после снижения начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или текущей минимальной ценовой заявки. Если в течение указанного времени последняя ценовая заявка не снижена, торговая сессия автоматически завершается. Участники закупки подают ценовые заявки, снижая текущее минимальное предложение на величину в пределах не менее минимального размера шага понижения.

Процедура торговой сессии аукциона проводится в день и период, указанный в извещении о закупке, путем последовательного снижения Участниками закупки или Участником закупки цены договора (начальной (максимальной) цены договора (лота)), указанной в извещении о закупке, не менее чем на установленный минимальный размер шага понижения цены (подпункт 10.4.8.1 Правил).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Порядок оформления результатов закупок в случае проведения закупок в форме аукциона установлен в подпункте 11.1 Правил и представляет собой следующее.

11.1.1. Биржа, по результатам проведения аукциона (процедуры торговой сессии аукциона) с помощью программных средств ЭП Биржи, в течение 1 (одного) часа после окончания аукциона формирует следующие документы:

  • протокол об итогах закупки,
  • выписку из протокола об итогах по форме 2 «Расчет цены заявки на участие в закупке» (далее – выписка по форме 2) на Победителя аукциона, попозиционно–откорректированную по итогам проведенного аукциона(далее – Выписка),
  • выписку из протокола об итогах по форме 2 «Расчет цены заявки на участие в закупке» на Участника, предложившего в ходе аукциона заявку, следующую после заявки Победителя, попозиционно–откорректированную по итогам проведенного аукциона,
  • выписку из протокола об итогах с разбивкой по ОСТ,
  • реестр заявок, поданных Участниками в ходе процедуры торговой сессии аукциона.

Протокол об итогах закупки и выписка по форме 2 направляются в электронной форме для подписания Победителю закупки, а также Участнику закупки, предложившему в ходе торговой сессии аукциона ценовуюзаявку, следующую после заявки Победителя закупки.

Протокол об итогах закупки и выписка по форме 2 попозиционно–откорректированная по итогампроведенного аукциона, должны быть подписаны указанными Участниками закупки в электронной форме сиспользованием электронной подписи в течение 2 (двух) часов после окончания торговой сессии аукциона.

11.1.7. В случае, когда Победитель закупки в установленное время отказался от подписания протокола об итогах закупки, Биржа составляет протокол об отказе от подписания Победителем закупки протокола об итогахзакупки. В случае подписания протокола об итогах закупки Участником закупки, предложившим в ходе торговойсессии аукциона ценовую заявку, следующую после заявки Победителя, такому Участнику закупки предлагаетсязаключить договор по цене, предложенной данным Участником закупки.

Подписанный протокол об итогах закупки является документом, удостоверяющим право Победителя закупки на заключение договора в соответствии с типовой формой договора, применяемойЗаказчиком.

11.1.9. Биржа направляет Победителю закупки уведомление в электронной форме о необходимости заключения договора с Заказчиком.

В соответствии с подпунктом 12.2 Правил победитель закупки обязан подписать договор в течение 7 (семи) рабочих дней с момента размещения на официальном сайте итогового протокола, если иной срок не предусмотрен в документации о закупке.

Таким образом, правилами точно регламентированы сроки подписания протокола, выписки по форме 2 попозиционно–откорректированной по итогам проведенного аукциона, договора. В свою очередь соблюдение временных показателей по названным документам носит обязательный характер, как для победителя запроса, так и для заказчика, поскольку обратное влечет за собой санкции для обеих сторон.

Участник закупки, предложивший ценовую заявку с наименьшей ценой предложения и признанный победителем аукциона, не имеет правовых оснований не предоставлятьв электронной форме с использованием электронной подписи в течение 2 (двух) часов после окончания торговой сессии аукциона подписанный Протокол об итогах закупки и подписанную Выписку.

Как указывалось выше, подписанный протокол об итогах закупки является документом, удостоверяющим право Победителя закупки на заключение договора, следовательно,Участник, не подписавший протокол, не обладает правом на заключение договора.

В связи с тем, что в рассматриваемом случаепорядок заключения договора четко урегулирован, то Протокол об итогах закупки необходимо рассматривать в качестве основной составляющей договора, посколькуроль указанного протокола состоит в удостоверении исключительного права победителя аукциона на заключение договора на условиях, определенных в процессе аукциона, в частности, цены договора.

Соответственно не подписание (не направление) в установленный Правилами срок Протокола об итогах закупки и (или) Выписки свидетельствует об уклонении Победителя от заключения договора, что наделяет правом организатора торгов (в соответствии с Правилами) составить протокол об отказе от подписания Победителем закупки протокола об итогах закупки, а также направить предложение о заключении договора с Участником, предложившим в ходе торговой сессии аукциона ценовую заявку, следующую после заявки Победителя.

Установлено, что к участию в торговой сессии допущены следующие организации: ООО «СНХС», ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования», ООО  «Производственное     объединение      «НЕФТЕКОМ», ООО «Скорая Экологическая Помощь», ООО «БизнесСтройПроект».

Материалами дела подтверждено, что участником, предложившим в ходе торгов наилучшее предложение, сталоООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»(122 033 рублей 60 копеек), в соответствии с чем и было признано победителем аукциона, что зафиксировано (10 часов 45 минут) составленным Биржей протоколом об итогах аукциона от 20.10.2015 года №В-10.54.15/Ии выпиской из протокола по форме 2 «Расчет цены заявки на участие в закупке», которые направлены в адрес Завода для подписания.

Следовательно, признание ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» победителем закупки повлекло возникновение у Завода обязанности подписать протокол об итогах закупки и выписку по итогам проведенного аукциона по лоту №В-10.54.15 «Поставка пробоотборников для резервуаров вертикальных» на условиях и в сроки, предусмотренные Правилами.

Вместе с темЗавод не предоставил заказчику подписанные и заверенные печатью протокол об итогах закупки и форму 2 «Расчет цены заявки»в срок, установленный Правилами.

20.10.2015 года в 14 часов 30 минутООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»в адрес ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» направлено письмо(с приложением технико-коммерческого предложения на трех листах) без исходящего номера и даты. В письме Завод указал следующее: «Доводим до Вашего сведения, что во время проведения торгов 20.10.2015 по Лоту В-10.54.15 «Пробоотборники для резервуаров вертикальных» на ПК произошел технический сбой. В момент внесения суммы в строку установилась сумма 122033,60 рублей вместо 1221433,60 рублей (без НДС). Просим считать действительной сумму 1221433,60 рублей (без НДС)».

Из данного письма косвенно следует, что сбой произошел в результате действий самого участника закупки – Завода, о чем, в частности, свидетельствуют фразы из искомого письма «на ПК произошел технический сбой…», «В момент внесения суммы в строку установилась сумма 122033,60 рублей вместо 1221433,60 рублей…».

В пользу истинности данного вывода указывает, в том числе то обстоятельство, что в письме Завод категорично утверждает о возникновении технического сбоя именно на ПК, в то время как, если ошибочная сумма предложения была бы внесена электронной площадкой, Завод таких категоричных выводов не мог сделать, поскольку он не может быть осведомлен, по какой причине электронной площадкой отражена неверная сумма предложения Завода и в результате каких факторов: субъективного, вызванного действиями работников электронной площадки, или объективного, технического характера, которые могут быть самыми разнообразными, но в любом случае достоверно не известными Заводу.

С таким выводом согласуется и другое утверждение Завода из письма в адрес площадки от 20.10.2015 (направлено 20.10.2015 в 14 часов 45 минут) о том, что ошибка произошла в момент внесения суммы предложения, поскольку сумму предложения вносит именно участник закупочной процедуры, а не электронная площадка.

И, наконец, при рассмотрении дела в антимонопольном органе сами представителиООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»пояснили, что они непосредственно не являлись лицами, которые подавали ценовые предложения в ходе проведения закупки заказчиком, но при этом не исключают возникновение ошибки в результате действий ответственного за закупки на Заводе исполнителя – работника  ООО «ТД СЗНРО».

Установленным выше выводам комиссии антимонопольного органа корреспондирует и ответ ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» на запрос Управления, который сводится к тому, что в ходе проведения аукциона 20.10.2015 на электронной площадке технических сбоев не было. Торговая сессия проведена в рамках Правил проведения закупок товаров, работ и услуг в электронной форме для ОАО «АК «Транснефть» и организации системы «Транснефть». Ценовые заявки поданы с использованием функционала электронной площадки Биржа. Согласно «Руководству пользователя участие в процедуре торговой сессии» ценовую заявку можно выставить: воспользовавшись автоподстановкой  ближайшей возможной цены заявки, автоматически рассчитанной системой с учетом шага цены и цены последней заявки; самостоятельно указав желаемую цену заявки. Выставляя цену заявки, участник должен подтвердить значение выставляемой цены несколько раз нажимая кнопки «Перерасчет», «Внести заявку» и подтверждая совершаемую операцию. В ходе торговой сессии Завод выставлял ценовые заявки как самостоятельно, так и с использованием автоподстановки ближайшей возможной цены заявки.

Также ЗАО «Биржа Санкт-Петербург» сообщило, что «Учитывая данные журнала регистрации действий пользователей и письмо ООО«ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» на ПК Участника произошел технический сбой, что и послужило неправильному выставлению значения ценовой заявки». 

Из представленных в Управление ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» пояснений можно сделать вывод о том, что ценовой показатель Завода, сформированный в 10 часов 35 минут 23 секунды в размере 122033,60, не является следствием технических сбоев на электронной торговой площадкеЗАО «Биржа Санкт-Петербург».

ДоводыООО «ТД СЗНРО» о том, что оно не является победителем аукциона и проект договора в его адрес не направлялся, являются необоснованными в силу того, что в протоколе об итогах аукциона по закупке продукции для организации системы АО «АК «Транснефть» лот №В-10.54.15 «Пробоотборники для резервуаров вертикальных» №В-10.54.15от 20.10.2015 10 часов 45 минут победителем закупки значится именно Завод, в силу чего у неговозникла обязанностьв регламентированный Правилами срок подписать Протокол об итогах закупки и Выписку, как неотъемлемую часть договора, что ООО «ТД СЗНРО» не сделано.

Также Управлением не установлено каких – либо нарушений порядка проведения спорного аукциона со стороны Биржи, как организатора торгов, в частности, все документы (протокол, выписка и т.д.), обязательные в силу Правил,направлены в адрес Завода.   

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» основаниями для включения в реестр недобросовестных поставщиков являются: уклонение участником закупки от заключения договора; расторжение заключенного договора судом в связи с существенным нарушением его условий со стороны участника закупки.

Поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом выявлен факт уклоненияООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования»  от подписания протокола об итогах аукциона с АО «Транснефть-Верхняя Волга» ивыписки по форме 2 попозиционно–откорректированной по итогам проведенного аукциона, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данное обстоятельство является достаточным основанием для квалификации действий Завода, как действий участника закупки, направленных на уклонениеот заключения договора по результатам закупки.

Комиссия Нижегородского УФАС России на основании изложенного, а также руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках  закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 №1211,

 

заключила:

 

  1. Признать ООО «ТД Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования» уклонившимся от заключения договора поставки по лоту №В-10.54.15    «Поставка  пробоотборников  для  резервуаров вертикальных»(номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru31502777420).
  2. Направить данное заключение и прилагающиеся к нему материалы в ФАС России.

 

 

 

Заместитель

председателя комиссии                                                           М.А. Валитов

 

 

Члены комиссии                                                                          Н.Н. Патокина

 

З.Ш. Очилова

 

М.Н. Чувилина

Связанные организации

Связанные организации не указаны