Решение №СС-07/3082 РЕШЕНИЕ № 657-ФАС52-07/12 в отношении ЗАО "Коммерсантъ" от 9 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

№СС-07/3082 от 01.07.2012

Р Е Ш Е Н И Е  №  657-ФАС52-07/12

 

 

             01 августа 2012 года                                                         г.Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Ульянов А.С.

-

 

 

 

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции.

рассмотрев дело № 657-ФАС52-07/12, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества «Коммерсантъ» в Нижнем Новгороде», 603000, г.Н.Новгород, ул.Костина, 4, 603005, г.Н.Новгород, ул.Алексеевская, 29/25, 4-й этаж, по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии генерального директора общества Кияшко А.С.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» на территории Нижегородской области, специалистами Нижегородского УФАС на странице 21 Нижегородского выпуска газеты «Коммерсантъ» №97 от 31 мая 2012 года выявлена реклама «Жилстрой-НН», содержащая сведения о предоставлении кредита в форме ипотеки.

В рекламе отсутствует наименование финансовой организации предоставляющей финансовую услугу, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем данных рекламных сообщений является ЗАО «Коммерсантъ» в Нижнем Новгороде».

В связи с изложенным, Нижегородское УФАС России 26 июня 2012 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении ЗАО «Коммерсантъ» в Нижнем Новгороде».

В отзыве от 06.07.2012 года (вх.№ 5316) ЗАО «Коммерсантъ» в Нижнем Новгороде» не признало нарушения рекламного законодательства.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.

На территории Нижегородской области, на странице 21 Нижегородского выпуска газеты «Коммерсантъ» №97 от 31 мая 2012 года распространялась реклама «Жилстрой-НН», следующего содержания: «Помещения для бизнеса в сданных и строящихся домах. ЖК «Медвежья долина» ул.Родионова, 165 корп.8 площадь-190кв.м. ЖК «Водный мир» ул. Я.Купалы, дома 32 и 40 площадь – от 102 до 198 кв.м.VIII МР Верхние Печёры ул. Нижнепечёрская, дома 8 и 15 помещения от 99 до 136 кв.м. МР Юго-Западный ул. Шнитникова, дома 1,3,5 помещения от 161 до 221 кв.м. МР ПОБЕДА ул. 40лет Победы, дом 3 помещенияотт62 до 91 кв.м. Сдача микрорайона – II кв. 2013г. ИПОТЕКА. Жилстрой-НН. пр.Ленина, 100. Арендный отдел: (831) 257-77-46? 8-915-956-18-62. Кредитный отдел: (831) 257-77-54. www.zhilstroy.nnov.ru. Ипотечный пример: стоимость помещения – 3млн руб. первоначальный взнос – 300 тыс. руб. срок кредитования – 10 лет. процентная ставка – 12,4%. Ежемесячный платёж – 40 тыс.руб.».

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на мотивацию потребителя рекламы не только к приобретению рекламируемой недвижимости, но и заключению договора ипотечного кредитования на приобретение этой недвижимости.

 Рекламное сообщение содержит ссылку на официальный сайт ООО «Жилстрой-НН» (www.zhilstroy.nnov.ru). Специалистами Нижегородского УФАС произведён осмотр данного сайта, о чём составлен акт наблюдения от 30 июля 2012года.

 На страницах данного сайта (http://www.zhilstroy.nnov.ru/ru/mortgage/46/; http://www.zhilstroy.nnov.ru/ru/mortgage/46/48/; http://www.zhilstroy.nnov.ru/ru/mortgage /46/49/; http://www.zhilstroy.nnov.ru/ru/mortgage/46/50/) размещена информация о реализации ООО «Жилстрой-НН» программ ипотечного кредитования, предлагаемых следующими финансовыми организациями: ВВБ СБ РФ, Газпромбанк, ГП «НИКА», ВТБ 24, МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК, УРАЛСИБ, Райффайзен банк, Волжский ипотечный дом, Возрождение, МТС Банк, Банк Жилищного Финансирования, Банк Петрокоммерц, Промсвязьбанк, Банк «Союз», ВОКБАНК, ЗАО «Коммерческий банк ДельтаКредит», ОАО «АК БАРС», ЮНИКРЕДИТ.

Рекламное сообщение содержит номер телефона кредитного отдела. Согласно информации на официальном сайте ООО «Жилстрой-НН» (http://www.zhilstroy.nnov.ru/ru/about/news/437/), кредитный отдел ООО «Жилстрой-НН» выполняет следующие услуги: подбор квартиры, программы кредитования с оптимальными условиями, помощь со сбором необходимых заемщику документов, подбор страховой компании, полное сопровождение выдачи кредита.

В правой части рекламного сообщения размещена информация о возможном варианте приобретения недвижимости по договору ипотечного кредитования (Ипотечный пример: стоимость помещения – 3млн руб. первоначальный взнос – 300 тыс. руб. срок кредитования – 10 лет. процентная ставка – 12,4%. Ежемесячный платёж – 40 тыс.руб.), направленная на привлечение внимания потребителей к возможности приобретения недвижимости по договору ипотечного кредитования.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей  819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.

Товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.

Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.

Указание в рекламе финансовых услуг наименования финансовой организации является обязательным, поскольку с его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание индивидуализирует организацию в ряду других участников оборота с тем, чтобы правдиво отражать правовое положение юридического лица и не вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно предлагаемых данной организацией услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 ФЗ «О рекламе», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Исходя из комплексного восприятия информации, изложенной в рекламном сообщении, потребитель делает вывод о том, что рекламируемая недвижимость может быть приобретена у рекламодателя с использованием услуги кредитования (указан телефон кредитного отдела, ипотечный пример), следовательно, в данном случае рекламируется финансовая услуга – ипотечное кредитование.

Однако, в рекламном сообщении отсутствуют сведения о наименовании финансовой организациии, которые предоставляют ипотечный кредит при приобретении рекламируемой недвижимости.

Таким образом, рекламное сообщение, размещенное в газете «Коммерсантъ» № 97 от 31 мая 2012 года, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Согласно пункта 7 части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации № 01243 от 22.12.1997 года учредителем газеты «КоммерсантЪ» является ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом».

01 июля 2012 года между ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом» (Учредитель) и ЗАО «КоммерсантЪ» в Нижнем Новгороде» (Издатель) заключён договор на издание газеты «КоммерсантЪ» в Нижнем Новгороде № РМП-104/40. В соответствии с пунктом 1.3 Издатель осуществляет материально-техническое  обеспечение производства тиража Издания в регионе деятельности Издателя. В соответствии с пунктом 1.5 Издатель имеет право на печать издания, выпуск Региональных полос Издания, на сбор и размещение рекламы.

Таким образом, ЗАО «КоммерсантЪ» в Нижнем Новгороде» является рекламораспространителем, следовательно, рекламное сообщение, распространяемое им в газете «Коммерсантъ» №97 от 31 мая 2012 года противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пунктам 4.2.1. и 4.2.2. Устава ЗАО «КоммерсантЪ» в Нижнем Новгороде», руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – генеральным директором. В соответствии с пунктом 4.2.3. генеральный директор действует без доверенности от имени Общества, распоряжается имуществом и прибылью Общества, заключает договоры (контракты, соглашения).

Решением единственного акционера закрытого акционерного общества «Коммерсантъ в Нижнем Новгороде» от 11 августа 2011 года, генеральным директором ЗАО «Коммерсантъ» в «Нижнем Новгороде» назначен Кияшко Андрей Сергеевич.

Комиссия Нижегородского УФАС России полагает, что действия должностного лица –генерального директора ЗАО «Коммерсантъ» в «Нижнем Новгороде» - Кияшко А.С.  привели к нарушению рекламного законодательства, в связи с чем, должностное лицо должно нести административную ответственность за выявленное нарушение.

Генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в «Нижнем Новгороде» - Кияшко А.С. факт нарушения рекламного законодательства не признаёт.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1  статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ЗАО «Коммерсантъ» в «Нижнем Новгороде» в газете «Коммерсантъ» №97 от 31 мая 2012 года, поскольку в ней нарушены требования части  1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2012 года. 

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

        Председатель Комиссии                                                              С.В.Смирнов

 

 

  Члены комиссии                                                                           О.Ю. Швецова

                                       

                                                                                                                  А.С.Ульянов

Связанные организации

Связанные организации не указаны