Решение б/н Решение № 1818-ФАС52-02/15 (ж) от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

09 декабря 2015 года                                                   город Нижний Новгород

 

Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

- Валитова М.А.

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Патокиной Н.Н.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Сильцова Р.О.

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Чувилиной М.Н.

-

члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

       

 

рассмотрелав открытом заседании комиссии дело по жалобам закрытого акционерного общества «Прозрачные ключи», открытого акционерного общества «Дзержинский водоканал» на действия муниципального унитарного предприятия «Комплекс», его закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктовг.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru)

и установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили жалобы закрытого акционерного общества (ЗАО) «Прозрачные ключи», открытого акционерного общества (ОАО) «Дзержинский водоканал»(далее также – заявители) на действия муниципального унитарного предприятия (МУП) «Комплекс» (далее также – заказчик, предприятие), его закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктовг.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru).

Изучив жалобыЗАО «Прозрачные ключи», ОАО «Дзержинский водоканал», комиссия Нижегородского УФАС России нашла их аналогичными по своему содержанию и приняла решение об их рассмотрении в едином заседании.

В жалобах заявителиобращают внимание антимонопольного органа на следующие нарушения заказчика и его закупочной комиссии при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктовг.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru).

Во-первых, в пункте 10.4.2 Положения о закупках МУП «Комплекс» указано, что срок между датой извещения о запросе предложений и датой окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен составлять не менее 5 (пяти) рабочих дней.

В свою очередь извещение о спорном запросе предложений размещено заказчиком 16 ноября 2015 года (понедельник) в 11 часов 52 минуты; срок окончания подачи заявок определен 23 ноября 2015 года (понедельник) 08 часов 00 минут местного времени;прием конвертов с заявкамиосуществлялся в течение рабочего дня предприятия, а именно в будние дни с 09-00 до 12-00, с 12.45 до 16.45 (по местному времени).

Таким образом, срок, в течение которого принимались заявки, составил всего 4 (четыре) рабочих дня (17.11.2015 - вторник, 18.11.2015 - среда, 19.11.2015 - четверг, 20.11.2015 - пятница).

На заседании комиссии представитель заявителей пояснил, что в данном случае описанные действия заказчика повлекли ущемление прав обществ, поскольку заявители не имели возможности подготовить более полный пакет документов для участия в закупке, а также привели к ограничению доступа потенциальных участников закупочной процедуры к информации о проведении запроса предложений.

Во-вторых, МУП «Комплекс» в нарушение части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru не указало в плане закупок информацию о проведении одного многолотового запроса предложений на «Оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения и водоотведения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска».

В третьих, в пункте 10.7.1 Положения о закупках МУП «Комплекс» указано, что участник запроса предложений вправе направить по электронной почте (факсу), указанным в извещении о закупке, запрос о разъяснении положений закупочной документации не позднее 3 рабочих дней до дня окончания подачи заявок. Организатор запроса предложений обязан разместить разъяснение на данный запрос в форме электронного документа в течение 3 дней на официальном сайте.

В свою очередь пункт 2.6 раздела 2 закупочной документации содержит информацию, отличающуюся от вышеуказанной, а именно любой участник закупки вправе направить организатору закупки письменный запрос о разъяснении положений документации запроса предложений, который должен быть составлен по форме, установленной Приложением № 4 - Форма 12 - и направлен организатору закупки на почтовый адрес. Запрос должен поступить организатору не позднее, чем за 2 (два) дня до дня окончания подачи заявок. Запросы на разъяснение положений документации запроса предложений, оформленные не по установленному Приложением № 4 - Форма 12 - образцу, и направленные иными способами рассматриваться не будут.

Заявители также указывают на нарушения порядка определения победителя данного запроса предложений, имевшие место в ходе проведения закупки.

Кроме того, по мнению обществ, одно из требований МУП «Комплекс» к участникам запроса предложений, закрепленное в закупочной документации об отсутствии негативного опыта работы с заказчиком, противоречит Федеральному закону от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ущемляет права потенциальных участников запроса предложений.

ЗАО «Прозрачные ключи», ОАО «Дзержинский водоканал» просят Нижегородское УФАС России по результатам рассмотрения жалоб по существу признать их жалобы обоснованными и обязать заказчика аннулировать запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктовг.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru).

При рассмотрении жалоб ЗАО «Прозрачные ключи», ОАО «Дзержинский водоканал» представители МУП «Комплекс» сообщили о несогласии с доводами заявителей, указав, что обжалуемые обществами действия являются правомерными.

Более подробно позиция МУП «Комплекс» изложена в письменном пояснении от 04.12.2015 исх.№348, приобщенном к материалам дела.

Заслушав доводы представителейлиц, участвующих в рассмотрении дела по жалобе, оценив их в совокупности с имеющимися в деле материалами, Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), приходит к следующему.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организациии проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ                            «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции» предусмотрено право обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон №223) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 названного Закона).

Из материалов дела усматривается, что МУП «Комплекс» в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках относится к юридическим лицам, которые при осуществлении закупочной деятельности должны руководствоваться положениями Закона о закупках, устанавливающими общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Следовательно, закупки товаров, работ, услуг предприятие должно организовывать и проводить с учетом актов, регламентирующих правила закупок, принятых и утвержденных в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках.

Так, приказом директора МУП «Комплекс» от 30 декабря 2014 №П-24утверждено Положение о закупках муниципального унитарного предприятия «Комплекс»(далее - Положение о закупках).

Пунктом 10 раздела VI Положения о закупках предусмотрено проведение обществом закупочной процедуры в форме запросапредложений.

В соответствии с подпунктом 8.1.4 раздела V Положения о закупках под запросом предложений понимается непродолжительная, 15 (пятнадцать) дней, процедура формального запроса технико-коммерческих предложений (оферт) с выбором лучшего поданного предложения по совокупности условий исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещениекоторойна официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Подпунктом 10.4.2 Положения о закупках заказчик установил, что срок между датой извещения о запросе предложений и датой окончания подачи заявок на участие в запросе предложений должен составлять не менее 5 (пяти) рабочих дней, в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 1 000 000 (один миллион) рублей, то такой срок должен составлять не менее 3 (трех) рабочих дней.

В рассматриваемом случае МУП «Комплекс» организовывало и имело намерение провести многолотовый запрос предложений, предмет которого составили четыре лота, представляющий собой право на заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru):

- Лот №1 «Восточные поселки» (п. Дачный, п. Колодкино, п. Бабино, п. Юрьевец, п. Игумново) с начальной (максимальная) ценой контракта 4 560 000,00 (четыре миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек;

- Лот №2 «п. Пыра» с начальной (максимальная) ценой контракта 3 696 000,00 (три миллиона шестьсот девяносто шесть тысяч) рублей 00 копеек;

- Лот №3 «п. Желнино» с начальной (максимальная) ценой контракта1 080 000,00 (один миллион восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек;

- Лот №4 «п. Горбатовка» с начальной (максимальная) ценой контракта876 000,00 (восемьсот семьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Установлено, что информационное извещение № 31502958302о проведении данного запроса предложений размещено заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru16 ноября 2015 года.

При этом дата и время окончания подачи заявок на участие в закупочной процедуре определены 23 ноября 2015 года 08 часов 00 минут.

В свою очередь проведение запроса предложений, а именно вскрытие заявок, их оценка и сопоставление, запланированы заказчиком на «23» ноября 2015 г. 12:00 местного времени по адресу: 606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр-т Ленина, д.73/1.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Следовательно, в рассматриваемом случае срок, исчисляемый пятью рабочими днями, необходимо начинать отсчитывать на следующий день после размещения извещения на официальном сайте, и в этот срок день, когда истекает срок предоставления заявок, не включается.

Так, исходя из положений подпункта 10.4.2 Положения о закупкахпятидневный срок, установленный данным актом, окончился 24 ноября 2015 года.

Таким образом, заказчик в извещении № 31502958302  о проведении запроса предложений на заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска должен был указать дату и время окончания подачи заявок на участие в закупочной процедуре следующую не ранее 24 ноября 2015 года.

Установлено, что в данной ситуации извещение № 31502958302  о проведении запроса предложений размещено МУП «Комплекс» за четыре рабочих дня до окончания срока подачи заявок.

Между тем в пункте 2.4 закупочной документациисодержится обширный перечень документов, которые при намерении лица участвовать во всех процедурах закупок следует надлежащим образом  оформить и предоставить в составе заявки. Соответственно подготовка заявки связана с определёнными временными затратами, превышающими, как представляется, период в 4 рабочих дня.

Из указанного также следует, что, не располагая заблаговременно информацией о количестве необходимых документов и требованиях к их оформлению (содержащейся в совокупности в Положении о закупках и в закупочной документации), сведениями о дате проведения закупки и условиях участия в процедуре при таком усеченном периоде подачи заявок, претенденты были существенным образом ограничены заказчиком в своём праве и технической возможности предоставить надлежащие документы в должный срок.

На основании изложенного комиссия Нижегородского УФАС России, приходит к выводу, что в данном случае МУП «Комплекс» нарушены сроки размещения извещения о проведении запроса предложений, установленные подпунктом 10.4.2 Положения о закупках, принятого в соответствии требованиями Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, описанные действия МУП «Комплекс противоречат требованиям подпункта 10.4.2Положения о закупках муниципального унитарного предприятия «Комплекс», утвержденного приказом от 30 декабря 2014 №П-24,и нарушают порядок проведения рассматриваемого вида закупки.

Частью 9статьи 4 Закона о закупках установлен перечень сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки и документации о проведении закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке должно содержатьнаименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

Комиссия Нижегородского УФАС России, изучив содержание извещения № 31502958302 и документации о проведении рассматриваемого запроса предложений, размещенных заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru16 ноября 2015 года, установила, что данным правилом МУП «Комплекс» пренебрегло, ни один из обозначенных документов не содержитадреса электронной почты заказчика.

Тогда как подпункт 10.7.1 Положения о закупках закрепляет право участника запроса предложений направить по электронной почте (факсу), указанные в извещении запросе предложений, запрос о разъяснении положений закупочной документации не позднее 3 рабочих дней до дня окончания подачи заявок.

 

 

Комиссия не принимает доводы заказчика, чтопод общим термином «почтовый адрес», указаннымв извещении№ 31502958302 и закупочной документации, понимается фактический почтовый адрес заказчика и электронный почтовый адрес.

Так, в соответствии с пунктом 21 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи.

Почтовый адрес пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи присваивается пользователю автоматически при подтверждении им согласия на получение заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

Согласно пункту 22 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234,реквизиты адреса на почтовых отправлениях и бланках почтовых переводов денежных средств пишутся в следующем порядке:

а) для юридического лица - полное или сокращенное наименование (при наличии), для гражданина - фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);

б) банковские реквизиты (для почтовых переводов, направляемых юридическому лицу или принимаемых от юридического лица);

в) название улицы, номер дома, номер квартиры;

г) название населенного пункта (города, поселка и т.п.);

д) название района;

е) название республики, края, области, автономного округа (области);

ж) название страны (для международных почтовых отправлений);

з) почтовый индекс.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, очевидно, что юридическое определение: «почтовый адрес» не включает в себя адреса электронной почты, то есть эти понятия не взаимосвязаны между собой.

При изложенных обстоятельствах комиссия Нижегородского УФАС России приходит к заключению, что действия МУП «Комплекс» при проведении закупки в форме запроса предложений, выраженные в несоблюдении принципов информационного обеспечения закупок, свидетельствуют об ограничении доступа возможных участников закупки к проводимой процедуре.

Указанное является одной из форм нарушения антимонопольных требований к торгам, содержащихся в части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Несоблюдение МУП «Комплекс» перечисленных выше требований к информационному обеспечению закупки при формировании извещения и документации по закупке затруднило доступ неограниченного круга лиц к данному запросу предложений.

Учитывая изложенное, комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать МУП «Комплекс» предписание об аннулировании закупки.

Разрешая вопрос об обоснованности остальных доводов подателей жалоб, антимонопольный орган с учетом вышеуказанных выводов считает, что в сложившейся ситуации оспариваемые обществами иные действия заказчика и его закупочной комиссии не имеют правового значения.

На основании всего перечисленного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

Признать жалобы ЗАО «Прозрачные ключи», ОАО «Дзержинский водоканал» обоснованными.

Признать муниципальное унитарное предприятие «Комплекс» нарушившим:

- часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- пункт 2 части 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- подпункты 10.4.2, 10.7.1 Положения о закупках муниципального унитарного предприятия «Комплекс», утвержденного приказом от 30 декабря 2014 №П-24.

 

Выдать муниципальному унитарному предприятию «Комплекс» обязательное для исполнения предписание об аннулировании в срок до 25 декабря 2015 года запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктовг.о.г. Дзержинска (извещение № 31502958302  на сайте www.zakupki.gov.ru).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Заместитель председателя комиссии                                              М.А. Валитов

 

 

Члены комиссии                                                                              Н.Н. Патокина

 

                                                Р.О. Сильцов

 

                                                                                                          М.Н. Чувилина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны