Решение б/н Решение по делу №19-ФАС52-02/18 (ж) от 11 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

копия: ПАО «КМЗ» (заявитель)

109052, г. Москва,

пр. Рязанский, д.2

 

                         копия:  НКО «Нижегородский

фонд ремонта МКД» (заказчик)

603000, г. Нижний Новгород,

ул. Верхневолжская набережная, д.8/59

 

 

          

16.01.2018 №МВ-02/147                                                                          

РЕШЕНИЕ

 по делу №19-ФАС52-02/18 (ж)

 

11 января 2018 года                                                                                   г. Нижний Новгород

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

- <…>

-

председателя комиссии, <…>;

- <…>

-

члена комиссии, <…>;

- <…>

-

члена комиссии, <…>,-

 

с участием:

от НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» (заказчик): <…> (доверенность <…>), <…> (доверенность <…>),

 

рассмотрела 11 января 2018 года в заседании комиссии жалобу публичного акционерного общества «Карачаровский механический завод» (далее – ПАО «КМЗ», заявитель) на действия Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее - НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД», заказчик, региональный оператор) при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт №73/17-ЭА-СМР(Л) (извещение на сайте электронной торговой площадки https://fkr.etp-ets.ru №ЭАКР520000000677491),

и установила:

 

25.12.2017 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ПАО «КМЗ» на действия НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт №73/17-ЭА-СМР(Л) (извещение на сайте электронной торговой площадки https://fkr.etp-ets.ru №ЭАКР520000000677567).

В частности, заявитель указывает на следующее.

20.11.2017 НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» разместило на сайте https://fkr.etp-ets.ru извещение и документацию о проведении вышеназванного аукциона.

Как следует из обращения, ПАО «КМЗ» подало заявку на участие в данном аукционе. Однако протоколом по рассмотрению заявок от 12.12.2017 №ЭАКР520000000677567 заявка общества от участия в аукционе отклонена по причине исключения ПАО «КМЗ» (ИНН 7721024057) из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт на территории Нижегородской области, на основании протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017.

Названный протокол от 11.12.2017 обжалован ПАО «КМЗ» в судебном порядке (рассмотрение дела №А43-45395/2017 назначено на 15.01.2017). В связи с этим общество полагает, что в период обжалования данного протокола у комиссии заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ПАО «КМЗ», и просит антимонопольный орган выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений, отмене протокола № ЭАКР520000000677567 от 12.12.2017, повторном рассмотрении заявок.

27.12.2017 жалоба заявителя Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 11.01.2018 в 16 часов 10 минут.

ПАО «КМЗ» представителей на процедуру рассмотрения жалобы не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.

Представители НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» сообщили комиссии Управления, что жалоба ПАО «КМЗ» является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. В возражениях на жалобу (письмо от 10.01.2018 №01/03/2/2-6/13-18) заказчик указывает, что оспариваемый электронный аукцион проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 (далее - Положение).

Согласно пункту 103 Положения в электронных аукционах вправе принимать участие только подрядные организации, включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставившие обеспечение заявки на участие в электронном аукционе. На основании подпункта «г» пункта 157 Положения и подпункта «г» пункта 5 Раздела VI аукционной документации заявка участника аукциона не допускается в случае отсутствия сведения об участнике аукциона в вышеназванном реестре. Поскольку протоколом комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017 ПАО «КМЗ» исключено из такого реестра, общество не вправе принимать участие в настоящем аукционе, в связи с чем 12.12.2017 комиссией заказчика принято решение об отклонении заявки ПАО «КМЗ».

Вместе с тем представители НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» пояснили, а также представили подтверждающие материалы, что основанием для отклонения заявки ПАО «КМЗ» в соответствии с подпунктом «ж» пункта 66 Положения послужило исключение ПАО «КМЗ» из реестра квалифицированных подрядных организаций Челябинской области, в связи с наличием  у данной организации расторгнутого договора подряда в одностороннем порядке с СНОФ «РО Капитального ремонта МКД Челябинской области» по причине нарушения срока начала выполнения работ.

Представленные заказчиком документы приобщены к материалам дела.

Кроме того, представители заказчика обратили внимание комиссии Управления, что заявление об обжаловании протокола от 11.12.2017 принято к производству Арбитражным судом Нижегородской области 15.12.2017, то есть после проведения заседания комиссии по осуществлению закупок.

Заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений указанных статей Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Положение), которое вступило в силу 15.07.2016.

По правилам пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Таким образом, рассмотрение жалоб на проведение региональным оператором закупок на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В пункте 2 Положения определено, что «электронный аукцион» - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора (далее – аукцион); «реестр квалифицированных подрядных организаций» - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения (далее – реестр).

В соответствии с пунктом 103 вышеназванного Положения участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что участие в электронных аукционах, проводимых НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД», могут принять лишь те организации, сведения о которых содержатся в реестре.

Сводный реестр согласно пункту 61 Положения ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - орган по ведению сводного реестра), в электронном виде на официальном сайте. Реестр квалифицированных подрядных организаций является частью сводного реестра квалифицированных подрядных организаций и размещается на официальном сайте и официальном сайте органа по ведению реестра в сети "Интернет" (далее - сайт уполномоченного органа).

Как следует из подпункта «ж» пункта 66 Положения, информация о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, исключается из реестра в случае наличия у участника предварительного отбора контракта и (или) договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в течение 3 лет, предшествующих проведению предварительного отбора, в связи с существенными нарушениями участником предварительного отбора условий такого контракта и (или) договора, - в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие.

Согласно пункту 67 Положения, в случае установления одного из фактов, указанных в пункте 66 настоящего Положения, комиссия по проведению предварительного отбора в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих после дня установления таких фактов, принимает решение об исключении подрядной организации из реестра, в котором содержатся сведения о месте, дате и времени его составления, полное наименование подрядной организации (идентификационный номер налогоплательщика), исключаемой из реестра квалифицированных подрядных организаций, сведения о фактах, являющихся основанием для исключения из реестра квалифицированных подрядных организаций, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций подписывается всеми присутствующими членами комиссии по проведению предварительного отбора на заседании, на котором рассматривается указанный вопрос, и в срок не позднее 3 рабочих дней направляется в орган по ведению реестра.

В течение 2 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 67 настоящего Положения, орган по ведению реестра исключает из реестра квалифицированных подрядных организаций информацию о подрядной организации, предусмотренную пунктом 63 настоящего Положения, полностью или в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором больше не имеет право принять участие подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 68 Положения).

Пунктом 79 Положения предусмотрено, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 157 Положения заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе, в том числе в случае отсутствия сведений об участнике электронного аукциона в реестре квалифицированных подрядных организаций (для участия в электронном аукционе в части оказания соответствующих услуг и (или) выполнения соответствующих работ).

Аналогичные требования установлены в подпункте «г» пункта 5 Раздела VI документации  электронного аукциона.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, кроме случаев, предусмотренных пунктом 157 настоящего Положения, не допускается (пункт 158 Положения).

Установлено, что 20.11.2017 на официальном сайте, на котором размещена документация о проведении электронного аукциона http://minec.government-nnov.ru, а также на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://fkr.etp-ets.ru размещено извещение № ЭАКР520000000677567 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт №73/17-ЭА-СМР(Л).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2017 № ЭАКР520000000677567 заявка ПАО «КМЗ» признана несоответствующей требованиям подпункта «г» пункта 5 Раздела VI аукционной документации и подпункта «г» пункта 157 Положения, а именно: ПАО «КМЗ» (ИНН 7721024057) исключено из реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт на территории Нижегородской области, на основании протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017.

Как следует из протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017, министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области (уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области на ведение реестра) исключило ПАО «КМЗ» из реестра по предмету: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (№ реестровый записи ПО 52/105-2017), в связи с исключением ПАО «КМЗ» из реестра квалифицированных подрядных организаций Челябинской области по предмету аукциона: оказание услуг и (или) выполнение работ замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, в связи с наличием у данной организации расторгнутого договора подряда в одностороннем порядке со специализированной некоммерческой организацией «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» по причине нарушения срока начала выполнения работ.

Согласно представленным НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» документам 21.09.2017 СНОФ «РО капитального ремонта МКД Челябинской области» в одностороннем порядке расторгло с ПАО «КМЗ» договор подряда от 05.09.2017 №РТС274В170155(Д)/96-СМР/2017 на выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.

Кроме того, комиссией Управления установлено, что 14.12.2017, то есть после окончания установленного пунктом 12 извещения срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 12.12.2017, ПАО «КМЗ» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Министерства экономики и конкурентной политики Нижегородской области (далее – Министерство) об исключении ПАО «КМЗ» из реестра квалифицированных подрядных организаций, оформленного в виде протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017. Определением от 15.12.2017 дело № А43-45395/2017 назначено к рассмотрению на 15.01.2018 14 часов 30 минут.

Таким образом, изучив положения аукционной документации, нормы действующего законодательства, вышеустановленные фактические обстоятельства, комиссия приходит к выводу, что довод заявителя об отсутствии у комиссии НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» правовых оснований для отклонения заявки ПАО «КМЗ» от участия в электронном аукционе в период обжалования протокола заседания комиссии по проведению предварительного отбора от 11.12.2017 является несостоятельным, поскольку оспариваемое решение Министерства  на момент обращения заявителя в антимонопольный орган (22.12.2017) и арбитражный суд (14.12.20147) подлежало исполнению.

Аналогичная позиция изложена в определении Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2017 по делу № А43-45395/2017.

Утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615 Положение содержит исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми заявка участника электронного аукциона может быть отклонена комиссией заказчика. Протокол об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций вступает в силу с момента его подписания, поскольку иная дата вступления в силу обозначенного протокола, нежели дата его подписания, не установлена.

В данном случае комиссия НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД», руководствуясь требованиями подпункта «г» пункта 157 Положения, обоснованно приняла решение об отклонении заявки общества от участия в настоящем электронном аукционе, так как на момент рассмотрения комиссией заказчика аукционных заявок – 12.12.2017, сведения о ПАО «КМЗ» исключены из реестра квалифицированных подрядных организаций протоколом от 11.12.2017.

Как следует из части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

С учетом установленных фактических обстоятельств и правовых оснований комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях заказчика, его комиссии отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о порядке привлечения подрядных организаций для оказания и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, следовательно, жалоба ПАО «КМЗ» необоснованна.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17,  20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

жалобу ПАО «КМЗ» на действия НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» при проведении аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт №73/17-ЭА-СМР(Л) (извещение на сайте электронной торговой площадки https://fkr.etp-ets.ru № ЭАКР520000000677567) признать необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <…>

 

Члены комиссии                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                     <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны