Решение б/н Решение по делу №1910-ФАС52-07/15 от 29 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело №1910-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении Кредитно-потребительского кооператива «Поддержка-Гарант-НН» (603004, г.Н.Новгород, пр.Октября, д.8), по обращению Волго-Вятского Главного Управления Центрального банка Российской Федерации (603008, г.Н.Новгород, ул.Б.Покровская, д.26) по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в присутствии председателя кооператива Ч.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 30.11.2015г. поступило обращение Волго-Вятского Главного Управления Банка России по поводу размещения рекламы об оказании финансовых услуг КПК «Поддержка-Гарант-НН».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 28 декабря 2015 года вынесло Определение №1910-ФАС52-07/15 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в отношении КПК «Поддержка-Гарант-НН».

Изучив материалы дела и представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №44 (316) от 13.11.2015г. распространялось сообщение следующего содержания: «КПК «Поддержка-Гарант-НН», г.Н.Новгород, пр.Октября, 8… Выдаем целевые денежные займы под 5,67% в месяц сроком на 2 месяца на улучшение жилищных условий с использованием материнского (семейного) капитала. При вступлении в кооператив».

Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – КПК «Поддержка-Гарант-НН», и мотивации потребителя рекламы к тому, чтобы воспользоваться предложенной финансовой услугой – выдачей займов обратившимся лицам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»  финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Займ является финансовой услугой.

Согласно рекламному сообщению КПК «Поддержка-Гарант-НН» выдает займы под 5,67% в месяц сроком на 2 месяца. Между тем, сумма займа, являющаяся существенным условием при получении денежных средств, в рекламном сообщении не указана.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Сведения о сумме займа являются важной информацией, необходимой потребителю для принятия осознанного решения, однако, данная информация в рекламном сообщении не указана.

Согласно пункта 28 Постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Поскольку распространенная реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Вместе с этим, возможность потенциальных потребителей финансовых услуг ознакомиться с существенными условиями рекламируемого получения денежных средств по телефону или на сайте, на что указано в спорной рекламе, не заменяет обязанности по распространению существенных сведений, отсутствие которых способно ввести потребителей в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Поскольку по смыслу пункта 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама адресована неопределенному кругу лиц, в число потенциальных потребителей объекта рекламирования входят лица, не имеющие возможности ознакомления с информацией по телефону или на сайте. Следовательно, указание телефона или сайта не может освободить рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы финансовых услуг.

В ходе рассмотрения дела представитель КПК «Поддержка-Гарант-НН» сообщил, что в рекламном сообщении указано на выдачу займов с использованием материнского (семейного) капитала, поэтому сумма займа определяется размером материнского капитала и не может быть более данной суммы.

 Между тем, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, наличие указания в рекламном сообщении на выдачу займов с использованием материнского (семейного) капитала не свидетельствует однозначно о том, что сумма займа ограничена суммой материнского капитала. По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, отсутствие в рекламе указания на то, что сумма займа не может превышать размер материнского капитала, является существенной информацией, влияющей на сумму расходов при получении займов, и может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Таким образом,  рекламное сообщение  противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно представленных документов КПК «Поддержка-Гарант-НН» (Принципал) заключило с ООО «Медиа-Лайнер» (Агент) договор от 30.06.2015г. №4174/А, в соответствии с которым Агент принимает на себя обязанности по проведению переговоров с ООО «Литера» и по заключению с ним сделок на размещение и распространение рекламы Принципала в газете «Арена Рекламных возможностей».

Следовательно, КПК «Поддержка-Гарант-НН» является рекламодателем.

Таким образом, реклама КПК «Поддержка-Гарант-НН», распространенная в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №44 (316) от 13.11.2015г., противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункта 9 Устава КПК «Поддержка-Гарант-НН», утвержденного решением общего собрания членов кооператива 09.05.2015г. №2, единоличным исполнительным органом кооператива является председатель правления, который осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива. Согласно протокола внеочередного собрания членов кооператива от 09.05.2015г. председателем правления избран Чапанов А.И.

Таким образом, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, что действия должностного лица – председателя правления КПК «Поддержка-Гарант-НН», привели к нарушению статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу КПК «Поддержка-Гарант-НН», распространенную в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №44 (316) от 13.11.2015г., поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                        С.В.Смирнов

 

 Члены Комиссии                                                                         М.Д.Алексеенкова

 

                                                                                                            Н.В.Михайлова

Исп.Михайлова Н.В.

Тел.: 8(831) 430-55-74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        02 февраля 2016 года                                                              г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Алексеенкова М.Д.

-

член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 01.02.2016г. по делу № 1910-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей рекламы КПК «Поддержка-Гарант-НН», распространенную в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №44 (316) от 13.11.2015г., поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. КПК «Поддержка-Гарант-НН» в срок до 24 февраля 2016 года прекратить нарушение пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы финансовых услуг без указания суммы займа.

2. КПК «Поддержка-Гарант-НН» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 февраля 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             С.В.Смирнов  

 

 

Члены комиссии                                                                          М.Д.Алексеенкова  

 

 

           Н.В.Михайлова   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.:Михайлова Н.В.

Тел.: 8(831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны