Решение б/н Решение № 1922-ФАС52-КТ-493-09/12-15(713-АМ) от 8 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 1922-ФАС52-КТ-493-09/12-15(713-АМ)

 

12 января 2016 года                                                                                   город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

- Кирьякова С.Е.

-

член комиссии, начальник отдела контроля закупок,

- Сдельников А.В.

-

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,

- Макарова А.А.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

при участии:

- Стаханова Д.В.

-

представителя ООО «ФармОптТорг» (доверенность б/н от 01.09.2015),

- Николаева Д.С.

-

представителя ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» (доверенность б/н от 20.11.2015),

 

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фармоптторг» (далее также –  ООО «Фармоптторг», заявитель) о нарушениях Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский перинатальный центр» (далее также – ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр») требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключить контракт на оказание услуг для обеспечения нужд бюджетного учреждения,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Фармоптторг» (далее также – ООО «Фармопторг») о нарушении заказчиком ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061.

По мнению заявителя, заказчик - ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» осуществляет закупку  у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушениями  требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе в сфере закупок), а именно неправильно выбрал способ закупки.

На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представитель ООО «Фармоптторг» доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.

Представитель ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр»  на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признает, считает жалобу ООО «Фармоптторг» необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, пришла к следующим выводам.

 

1) 24.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061.

Заказчиком данной закупки выступает ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр».

Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году с начальной (максимальной) ценой контракта 25 500 000,00  рублей.

 

2) В соответствии со статьей 1 Закона о контрактной системе в сфере закупок названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно извещению об осуществлении закупки у единственного исполнителя источником финансирования являются внебюджетные средства (средства родовых сертификатов и ОМС).

Учитывая изложенное и тот факт, что под исключения (случаи, на которые не распространяется Закон о контрактной системе), предусмотренные статьей 2 Закона о контрактной системе, рассматриваемый случай не подпадает, отношения, связанные с закупкой услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частями 1 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно возражению на жалобу ООО «Фармоптторг», заказчик осуществляет рассматриваемую закупку на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (а также на основании Постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 №891).

По смыслу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Правительством Нижегородской области издано постановление от 17.12.2014 № 891 «Об установлении полномочий государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация».

Частью 1 Постановления установлено, что государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (далее - ГП НО «НОФ») осуществляет полномочия на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет всех источников финансирования бюджетных (казенных) медицинских организаций Нижегородской области, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области (далее - медицинские организации), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Нижегородской области медицинской помощи, включая:

1.1. Формирование сводной потребности медицинских организаций на лекарственные препараты и медицинские изделия не реже одного раза в квартал.

1.2. Осуществление в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года                  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий для медицинских организаций за счет собственных денежных средств, при наличии у медицинских организаций потребности, но не реже одного раза в квартал.

1.3. Хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.4. Поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с заявками медицинских организаций, формируемыми и представляемыми в государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» по мере потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, но не реже одного раза в квартал.

1.5. Заключение контрактов на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями с медицинскими организациями с применением наименьшего предельного размера оптовой надбавки к фактическим отпускным ценам производителей, установленного постановлением Правительства Нижегородской области от 22 марта 2011 года №193 «Об установлении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства Нижегородской области предоставило ГП НО «НОФ» особые исключительные полномочия, которые обеспечивают данному субъекту преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности, а именно возможность заключения с ним, как с единственным участником, контрактов с указанными медицинскими организациями, без проведения конкурентной процедуры на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение, недопущение и устранение конкуренции.

Между тем законодательные акты Нижегородской области, прямо устанавливающие предоставление ГП НО «НОФ» исключительных полномочий на оказание подобных услуг, что является обязательным для заключения контракта с ГП НО «НОФ» как с единственным исполнителем на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе отсутствуют.

Какими-либо федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации исключительные полномочия ГП НО «НОФ» на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями также не установлены. Закон Нижегородской области от 27.09.2007  № 129-З, ссылаясь на который Правительство Нижегородской области наделило ГП НО «НОФ» полномочиями по оказанию услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет всех источников финансирования бюджетных (казенных) медицинских организаций Нижегородской области, таковым не является.

Под иные исключения, предусмотренные частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, данный случай также не подпадает.

Таким образом, ГП НО «НОФ» не может быть исполнителем по данному контракту, заключаемому  в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Закупка услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями должна быть осуществлена конкурентным способом – конкурсом или аукционом.

Следовательно, действия ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр», выразившиеся в неправомерном принятии решения об осуществлении  закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061, нарушают положения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя.

 

3) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России нарушения требований части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, допущенные Министерством здравоохранения Нижегородской области, являются существенными и повлияли на результаты определения исполнителя (поставщика).

Данные нарушения необходимо устранить путём аннулирования закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061.

 

С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Фармопторг» о нарушении ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061, обоснованной.

2. Признать ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» нарушившим требования части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью  2 статьи 7.29 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ                    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

   

 

          Председатель комиссии                                                                              А.А. Шумилов

 

           Члены комиссии                                                                                         С.Е. Кирьякова

 

А.В. Сдельников

 

А.А. Макарова

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 1922-ФАС52-КТ-493-09/12-15 (713-АМ)

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

 

12 января 2016 года                                                                                           город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

- Кирьякова С.Е.

-

член комиссии, начальник отдела контроля закупок,

- Сдельников А.В.

-

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,

- Макарова А.А.

-

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

на основании своего решения от 12.01.2016, принятого по жалобе ООО «Фармопторг» о нарушении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Дзержинский перинатальный центр» (далее также – ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр») требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061, руководствуясь частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),

 

предписывает:

 

1. Заказчику – ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» (адрес: 606033, Нижегородская обл., г. Дзержинск, Циолковского, 89) - устранить нарушения части 2 статьи 8, части 5 статьи 24 и части 1статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, для чего в срок до 26 января 2016 года аннулировать закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в 2016 году, номер извещения 0332300237915000061.

2. Заказчику - ГБУЗ НО «Дзержинский перинатальный центр» (адрес: 606033, Нижегородская обл., г. Дзержинск, Циолковского, 89) - в срок до 27 января 2016 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области доказательства исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Председатель комиссии                                                                                        А.А. Шумилов

 

Члены комиссии                                                                                                     С.Е. Кирьякова

 

                                                                                                                                 А.В. Сдельников

      

                                                                                                                                 А.А. Макарова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны