Решение (комиссия) №ОШ/18242/23 О признании жалобы обоснованной №052/01/18.1-2015/2023 от 15 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной №052/01/18.1-2015/2023

 

ООО «Современные технологии»

603122, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород, ул. Ванеева,

д. 199, оф. 17В

<...>

 

ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова»

606002, Нижегородская область,

г. Дзержинск, пр-кт. Свердлова, д. 4

<...>

 

ООО «АСТ ГОЗ»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-2015/2023

 

12 сентября 2023 года                                                             город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

-<...>.

 

-<...>

 

<...>.

  <...>  

при участии:

-<...>

 

-<...>

 

-<...>

 

-

 

-

 

-

представителя ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» (доверенность №20-203 от 11.09.2023),

представителя ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» (доверенность №20-198 от 31.08.2023),

представителя ООО «Современные технологии» (решение №6 от 08.11.2022),

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Современные технологии» (далее также — ООО «Современные технологии», заявитель) на действия Федерального казенного предприятия «Завод имени Я.М. Свердлова» (далее — ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», заказчик) при организации закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерной техники, номер закупки 32312658507 (231822600186),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика в рамках закрытого запроса котировок (номер извещения — 32312658507).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Современные технологии» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 05.09.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 29.08.2023 №ОШ/16977/23).

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение о запросе дополнительной информации со стороны Заказчика. Уведомлением №ЛШ/17482/23 от 05.09.2023 Комиссия Нижегородского УФАС России отложил рассмотрение жалобы ООО «Современные технологии» на 12.09.2023.

Жалоба по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 12.09.2023.

В материалах дела имеются материалы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Заявитель обжалует действия Заказчика.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в соответствие с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба заявителя поступила в Нижегородское УФАС России нарочным способом — 28.08.2023, т.е. в пределах сроков, предусмотренных законом для обжалования действий заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявитель обладает правом на обжалование действий заказчика.

Комиссия по делу №052/01/18.1-2015/2023 изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

09.08.2023 заказчиком на сайте электронной торговой площадки https://www.astgoz.ru размещено извещение о проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерной техники, номер закупки 32312658507 (231822600186).

Заказчиком рассматриваемой закупочной процедуры выступает - ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова».

Заявитель считает, что Заказчик при оценке заявок не применил положения части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление Правительства РФ №925), что отражено в протоколе рассмотрения и оценки заявок.

Представитель Заказчика с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласился, факт нарушения положений Закона о закупках не признал, считает жалобу ООО «Современные технологии» необоснованной, а требования, изложенные в ней, подлежащими неудовлетворению.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

- дата подписания протокола;

- количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки

- порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

- результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

- причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

- иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом запросе котировок в электронной форме №32312658507-1 от 21.08.2023 поступило восемь заявок. По результатам оценки участникам присвоены места:

№ места

Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором ЭТП

Ценовое предложение, руб.

1

22267

3 137 045,00

2

93812

3 323 340,00

3

32238

3 556 000,00

4

90118

3 742 254,00

5

58517

3 991 560,00

6

96024

4 585 942,80

7

13723

4 586 816,00

8

72963

4 885 960,00

Победителем признана заявка №22267 (ООО «ПрофитПро»), с наименьшим предложением о цене.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупках ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», утвержденным генеральным директором Н.Х. Гиниятовым (далее – Положение о закупках), принятым во исполнение требований Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2.13.1 Положения о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить:

1) приоритет, включая минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

3) особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг;

4) особенности осуществления закупок, проводимых в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 2.13.2 Положения о закупках приоритет товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами предоставляется в соответствии с Порядком, установленном Приложением №2 к настоящему Положению.

В соответствии с пунктом 1 Приложения №2 к Положению о закупках Заказчик устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В силу пункта 7 Приложения №2 к Положению о закупках приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 5 Раздела 1 Извещения «Условия предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами» Заказчиком установлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление Правительства РФ №925).

Указанный в настоящем пункте приоритет применяется к товарам, происходящим из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, на равных условиях с товарами российского происхождения.

Происхождение товаров из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики подтверждается сертификатами о происхождении товара, выдаваемыми уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ №925 При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что участниками закупки предложены товары, страной происхождения которых является Российская Федерация и государства — участники Всемирной торговой организации. Ни один из участников не предложил к поставке товар только российского происхождения. Предложение в составе заявки товара иностранного происхождения наряду с товарами российского происхождения делает неприменимым Постановление правительства РФ №925 в отношении такой заявки. Поэтому Заказчик считает, что не должен предоставляться приоритет ни одной заявки.

Так же Заказчик считает, что приоритет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №925, представляется товарам стран — участников Всемирной торговой организации наравне с российскими товарами, то в рассматриваемом случае товары участников закупки, чьи заявки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении запроса котировок, и содержат сведения о стране происхождения Соединенные Штаты Америке (США), Китайская Народная Республика (Китай, КНР), Малайзия, Социалистическая республика Вьетнам (Вьетнам), Ирландия, в рамках данного Постановления Правительства РФ №925 законно приравнены Закупочной комиссией заказчика к товарам российского происхождения.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что ссылки Заказчика на то, что товарами, приравненными к товарам российского происхождения, признаются товары, происходящие из стран ВТО, в настоящем случае неприменимы, поскольку в силу пункта 1 статьи 1 ГАТТ 1947 года в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи III, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

Пункт 1 статьи 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, устанавливает благоприятствующие условия товарам иностранного происхождения в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом товаров, а не при осуществлении заключения договора поставки товаров.

В письме ФАС России от 29.11.2019 ИА/102692/19 «О направлении разъяснений порядка применения положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Письмо ФАС России) указано, что приоритет должен применяться в равной степени к: товарам российского происхождения и товарам иностранного происхождения государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза; работам/услугам, выполняемым/ оказываемым российскими лицами, и работам/услугам, выполняемым/ оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза. Приоритет в отношении товаров/работ/услуг иных стран не применяется.

Учитывая вышеизложенное, приоритет, установленный Постановлением Правительства РФ №925 применяется исключительно к товарам российского происхождения, к работам услугам оказываемым российскими лицами и к товарам иностранного происхождения государства, к работам/услугам, выполняемым/оказываемым иностранными лицами государства, являющегося страной - участницей Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ГАТТ генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947.

В Постановлении Правительства РФ №925 однозначно указано, что приоритет предоставляется товарам российского происхождения при одновременном наличии предложений о поставке товаров иностранного происхождения.

Приоритет предоставляется с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (в которое входит Генеральное соглашение 1947 года) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, которым определен перечень государств-членов ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Данная позиция также изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04.2017 №ОГ-Д28-5261 и от 27.03.2017 №Д28и-1407.

Так же необходимо отметить, что толкование взаимосвязи положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Постановлением Правительства РФ №925, изложенное Заказчиком, подразумевает распространение приоритета в равной мере на товары всех государств-членов ВТО, что противоречит самому смыслу Постановления Правительства РФ №925.

Заказчиком представлена информация о доле российских товаров в заявках участников:

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что участниками закупки было предложено оборудование, странами происхождения которого являются Российская Федерация, Заказчик согласно Постановлению Правительства РФ №925 должен был представить приоритет товарам российского происхождения, однако приоритет не был предоставлен.

В связи с чем, действия Заказчика по непредставлению приоритета участнику закупки, предложение которого содержит условие о товарах российского происхождения, нарушают требования Постановления Правительства РФ №925.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Заказчиком нарушены требования части 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

Жалоба заявителя признана обоснованной.

При рассмотрении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения, Комиссией Управления приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику такого предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Современные технологии» на действия ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» при организации закрытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку компьютерной техники, номер закупки 32312658507 (231822600186), обоснованной.

2. Признать ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» нарушившим части 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

<...>

 

Связанные организации

ФКП "Завод им. Я.М. Свердлова"
ИНН 5249002485, ОГРН 1025201752982
ООО "Современные технологии"
ИНН 5262219141, ОГРН 1075262020228
ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287