Решение б/н Решение № 229-ФАС52-07/15 от 6 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF08.04.2015 № СС-07/2844
РЕШЕНИЕ № 229-ФАС52-07/15
г.Н.Новгород
Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Швецова О.Ю. |
- |
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело №229-ФАС52-07/15, возбужденное в отношении ООО «Литера» (603022, г.Н.Новгород, пр.Гагарина, д.21, пом.4; 603000, г.Н.Новгород, ул.Короленко, д.29, оф.412, 4 этаж), по обращению потребителя рекламы Фирсовой Т.В. (…) по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии:
- представителя ООО «Литера» по доверенности от 26.03.2015г. Зайцевой О.О.,
- Фирсовой Т.В.;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы Фирсовой Т.В. по поводу рекламы КПК «Сберфинанс», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 16 марта 2015г. вынесло Определение №229-ФАС52-07/15 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в отношении ООО «Литера».
Заслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
В газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №48 (270) за 12 декабря 2014 года, №50 (272) за 26 декабря 2014 года, №01 (273) за 9 января 2015 года, №02 (274) за 16 января 2015 года распространялась реклама КПК «Сберфинанс» следующего содержания: «Сберфинанс – всегда вместе. Кредитный потребительский кооператив. Информация для пайщиков. Принимаем сбережения под выгодный процент до 7% ежемесячно на 12 месяцев… КПК «СберФинанс» работает на основании ФЗ от 18.07.2009 №190-ФЗ и является членом СРО НП МСКК «Опора кооперации»…», далее указаны сведения об условиях вклада и порядке вступления в члены кооператива.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – КПК «Сберфинанс», товаром являются предлагаемые финансовые услуги по приему сбережений.
В ходе рассмотрения дела Фирсова Т.В. сообщила, что в декабре 2014 года в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» распространялась реклама КПК «Сберфинанс», под воздействием которой она заключила договор о передаче личных сбережений КПК «Сберфинанс». Указанная реклама ввела в заблуждение, поскольку заявитель считала, что КПК «Сберфинанс» имеет право осуществлять деятельность по привлечению сбережений физических лиц.
Согласно пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 08.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно информации, размещенной на сайте www.oporacoop.ru СРО НП «Межрегиональный союз кредитных кооперативов «Опора кооперации», КПК «Сберфинанс» исключен из членов СРО 08.12.2014г.
Таким образом, с 08.12.2014г. КПК «Сберфинанс» не имел права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Выходя их членов СРО, кредитные потребительские кооперативы лишаются разрешения на осуществление деятельности.
Таким образом, рекламное сообщение КПК «Сберфинанс» противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учредителем и издателем газеты «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» является ООО «Литера».
ООО «Литера» заключило договор возмездного оказания услуг от 25.08.2009г. №3 с ООО «Медиа-Лайнер». В свою очередь, ООО «Медиа-Лайнер» заключило агентский договор от 08.11.2013г. №3537/А с КПК «Сберфинанс».
Следовательно, ООО «Литера» является рекламораспространителем.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Литера» пояснил, что, согласно представленной от ООО «Медиа-Лайнер» информации, согласование рекламных макетов, обмен документами между рекламодателем КПК «Сберфинанс» и ООО «Медиа-Лайнер» происходило по электронной почте и по почте в связи с его нахождением в ином регионе. Сведения о членстве КПК «Сберфинанс» в соответствующем СРО были запрошены в момент заключения агентского договора и проверены агентом, впоследствии данные сведения запрашивались у рекламодателя в почтовых отправлениях. ООО «Литера» считает, что ответственность за нарушение должен нести рекламодатель, рекламораспространитель предпринял все возможные меры для соблюдения рекламного законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», в связи с чем, ООО «Литера» должно было запросить сведения о членстве КПК «Сберфинанс» в СРО в каждом случае размещения рекламного сообщения. ООО «Литера» не представило документов, подтверждающих осуществление действий по запросу информации о членстве КПК «Сберфинанс» в СРО при размещении рекламы в декабре 2014 года – январе 2015 года. Представитель ООО «Литера» в ходе рассмотрения дела сообщил, что в ноябре - декабре 2014 года информацию о членстве КПК «Сберфинанс» в СРО общество не запрашивало.
Таким образом, реклама КПК «Сберфинанс», распространенная ООО «Литера» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №48 (270) за 12 декабря 2014 года, №50 (272) за 26 декабря 2014 года, №01 (273) за 9 января 2015 года, №02 (274) за 16 января 2015 года, противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
На момент рассмотрения дела реклама КПК «Сберфинанс» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» не распространялась, в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России предписаний не выдает.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать ненадлежащей рекламу КПК «Сберфинанс», распространенную ООО «Литера» в газете «Городская рекламная газета «Арена Рекламных Возможностей» №48 (270) за 12 декабря 2014 года, №50 (272) за 26 декабря 2014 года, №01 (273) за 9 января 2015 года, №02 (274) за 16 января 2015 года, поскольку она противоречит требованиям пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В.Смирнов
Члены Комиссии О.Ю.Швецова
Н.В.Михайлова
исп.: Михайлова Н.В.
тел. 8(831) 430-55-74