Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательс... от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 24-ФАС52-02/15

 

 

 

06 апреля 2015 года                                                            город Нижний Новгород

 

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» резолютивная часть решения оглашена 25  марта 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнева Ю.Н.

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М. А.

-

члена комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Камильской Л.А.

-

члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Патокиной Н.Н.

-

члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

при участии в заседании комиссии:

от ООО «Профит»:

- К.А. Р.

 

- С. Д.С.

-

представитель по доверенности от 16.03.2015;

 

представитель по доверенности от 14.02.2015;

 

 

 

рассмотрев в заседании от 25 марта 2015 года дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО «Профит»,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 23 октября 2014 года поступило обращение ОАО «Конструкторское бюро Икар» (далее – заявитель, Общество, ОАО «КБ «Икар»), суть которого заключалась в следующем.

В соответствии с договором от 01.04.2009 №148 ООО «Профит» (ответчик) приняло на себя обязательство осуществлять водоснабжение и водоотведение для ОАО «Конструкторское бюро «Икар».

С точки зрения заявителя, тарифы, установленные договором от 01.04.2009 №148, не предусмотрены законом.

Проанализировав данные фактические обстоятельства, Нижегородское УФАС России посчитало, что порядок ценообразования, применяемый  ООО «Профит» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, указывает на признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с чем возбудило настоящее дело.

Приведённой нормой права запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

На заседание комиссии заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечил.

Позиция ответчика, изложенная письменно (№б/н от 18.03.2015), сводилась к тому, что между ООО «Профит» и ОАО «Нижегородский водоканал» неоднократно заключались договоры на отпуск воды и прием сточных вод, в частности, в договоре от 12.11.2013 №2067 установлено, что                               ОАО «Нижегородский водоканал» производит отпуск питьевой воды из системы водоснабжения, оказывает услуги водопроводной сети с учетом максимальной суточной нагрузки, а также производит прием бытовых и прочих сточных вод, а ООО «Профит» производит оплату оказанных услуг. Вместе с тем в договоре прописано, что к водопроводным сетям ООО «Профит» на момент заключения договора присоединены субабоненты.

 Как пояснили представители ответчика, ООО «Профит» выставляло счета в адрес заявителя исходя из тарифов, применяемых ОАО «Нижегородский водоканал», таким образом, ООО «Профит» не получало прибыли за оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а только компенсировало свои расходы на оплату ОАО «Нижегородский водоканал» услуг по водоснабжению и водоотведению.

По мнению ответчика, ООО «Профит» не является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения, не занимает доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

В заседании комиссии от 18.03.2015 объявлялся перерыв до 25.03.2015 до 9:45, после которого рассмотрение дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства продолжено.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, оценив имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО «Профит», в частности, имеет в собственности: сети холодного водоснабжения протяженностью 1068 м. (свидетельство о государственной регистрации права от 26.02.2014 52-АЕ №307865), фекальную канализацию протяженностью 3799 м. (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2014 52-АЕ №446958). Названные объекты  расположены по адресу: город Нижний Новгород, Советский район, улица Нартова, 6 (территория производственной площадки бывшего завода «Орбита»).

В соответствии с уточненной схемой разграничения эксплуатационной ответственности по обслуживанию сетей водопровода и канализации сети водопровода и канализации, находящиеся на обслуживании ООО «Профит», имеют непосредственное присоединение к сетям водопровода и канализации ОАО «Нижегородский водоканал». 

 Между ООО «Профит» и ОАО «Нижегородский водоканал» заключен договор от 12.11.2013 №2067 на отпуск воды и прием сточных вод, согласно которому в обязанности последнего входит отпуск питьевой воды ООО «Профит» из систем водоснабжения, оказание услуг водопроводной сети, а также прием бытовых и прочих сточных вод из всех источников водоснабжения и водоотведения ООО «Профит» в систему канализации ОАО «Нижегородский водоканал» (подпункт 1.1).

ООО «Профит» обязано производить оплату принятых услуг в полном объеме, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (подпункт 1.1 договора от 12.11.2013 №2067).

Решением единственного участника ООО производственно – коммерческое предприятие «Энергетика» (далее – ООО ПКП «Энергетика») (решение единственного участника №2 от 29.05.2013) и решением общего собрания участников общества ООО «Профит» (протокол внеочередного общего собрания №4/2013 от 29.05.2013) утвержден договор о присоединении ООО ПКП «Энергетика» к ООО «Профит» от 29.05.2013 №1-П (далее – договор о присоединении).

В соответствии со счетами – фактурами за 2013 – 2014 годы ОАО «Нижегородский водоканал» взимало с ООО ПКП «Энергетика» и в дальнейшем с ООО «Профит» плату за следующие товары, выполненные работы, оказанные услуги: «отпуск питьевой воды», «плата за содержание систем холодного водоснабжения», «прочие сточные воды». Цена (тариф) за единицу измерения для ОАО «Нижегородский водоканал» утверждена региональной службой по тарифам Нижегородской области.

В договоре от 12.11.2013 №2067 также указано, что к водопроводным сетям  ответчика на момент заключения договора присоединены субабоненты.

ООО ПКП «Энергетика» с ООО «КБ «Икар» заключен договор на услуги поставки и потребления энергоресурсов от 01.04.2009 №148, в соответствии с которым ООО ПКП «Энергетика» обязано: предоставлять возможность             ОАО «КБ «Икар» потреблять из систем городского водопровода по водопроводным вводам питьевую воду, оказывать услуги водопроводной и канализационной сети, предоставлять обществу возможность сбрасывать в канализационную систему сточные воды.

В соответствии со счетами – фактурами за период с  января 2013 года до сентября 2013 года ООО ПКП «Энергетика» и с октября 2013 года до июня 2014 года ООО «Профит» начисляло ООО «КБ «Икар» плату, в частности, за следующие услуги: «холодная вода», «услуги водопроводной и канализационной сети».

В счетах – фактурах за период с июля 2014 до декабря 2014 цены (тариф) за услуги, предоставленные ООО «Профит» ОАО «КБ «Икар», аналогичны ценам (тарифам) ОАО «Нижегородский водоканал».

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, злоупотреблять им, в том числе в форме нарушения порядка ценообразования.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. 

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что, оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, ООО «Профит» в силу закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения.

Правовые основы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 7.12.2011 №416-ФЗ (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, прием и транспортировка сточных вод, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 7 статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Профит» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению различным потребителям, в том числе         ОАО «КБ «Икар» (договор на услуги поставки и потребления энергоресурсов от 01.04.2009 №148). 

В соответствии с решением региональной службы по тарифам (далее – РСТ) Нижегородской области «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Профит», г. Нижний Новгород, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г. Нижнего Новгорода» от 08.08.14 №33/1 ООО «Профит» с 1 января по 31 декабря 2015 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

В период до 1 января 2015 года ответчик взимал плату за предоставляемые услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

В счетах-фактурах от 31.01.2013 №130, от 28.02.2013 №332, от 31.03.2013 №524, от 30.04.2013 №704, от 31.05.2013 №852, от 30.06.2013 №1021, где продавцом значится ООО ПКП «Энергетика», присоединенное к ООО «Профит», (договор о присоединении от 29.05.2013 №1-П), а покупателем - ОАО «КБ «Икар», указана услуга «холодная вода», цена (тариф) за которую составляет 33,72  руб. за куб. м.

 Однако в счет – фактурах в период с января по июль 2013, где продавцом выступало ОАО «Нижегородский водоканал», а покупателем - ООО ПКП «Энергетика», наименование услуг и цена (тариф) следующие: «отпуск питьевой воды» - 10,79 руб. за куб. м; «содержание систем холодного водоснабжения» - 7691,54 руб. за куб. м/час; «прочие сточные воды» - 9,69 руб. за куб. м.

Из счетов – фактур от 31.07.2013 №1124, от 31.08.2013 №1187, от 30.09.2013 №1241, от 31.10.2013 №00000690, от 30.11.2013 №00000982, от 31.12.2013 №00001235, от 31.01.2014 №00000219, от 28.02.2014 №00000470, от 31.03.2014 №00000708, от 30.04.2014 №00000981, от 31.05.2014 №00001232, от 30.06.2014 №00001486, где продавец - ООО ПКП «Энергетика», а с октября 2013 года -   ООО «Профит», покупатель - ОАО «КБ «Икар», следует, что цена (тариф) за услугу «холодная вода» составляет 36,01  руб. за куб. м.

Вместе с тем в аналогичный период цена (тариф) у ОАО «Нижегородский водоканал» за услуги «отпуск питьевой воды», «содержание систем холодного водоснабжения», «прочие сточные воды» составила: 11,52 руб. за куб. м, 8214,56 руб. за куб. м/час, 10,35 руб. за куб. м соответственно.

Кроме того, в счетах-фактурах за период с января 2013 года до ноября 2014 года, продавцом в которых названо ООО ПКП «Энергетика», а в дальнейшем - ООО «Профит», значится: «услуги водопроводных и канализационных сетей»; цена (тариф) за период с января 2013 года по июнь 2014 года составила 14,79 руб. куб. м, а с июля 2014 года до ноября 2014 года – 15,83 руб. куб. м.    

Таким образом, ответчик при расчетах с ОАО «КБ «Икар» за услуги водоснабжения и водоотведения применял тарифы, не установленные регулирующими органом. Равным образом не находят подтверждение доводы ООО «Профит», что им применялись тарифы, утвержденные для ОАО «Нижегородский водоканал».

С учётом изложенных обстоятельств комиссия окончательно квалифицирует действия ООО «Профит», связанные с установлением цены (тарифа) за услуги водоснабжения и водоотведения для своих абонентов,  как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ввиду нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, которые привели к ущемлению интересов других лиц.

 По правилам пункта 5 части 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия при принятии решения разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае комиссия пришла к выводу, что ООО «Профит» следует в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: проанализировать (с учётом выводов решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по настоящему делу) соответствие законодательству о защите конкуренции порядка ценообразования на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, применяемого  ООО «Профит», и принять конкретные меры по недопущению подобных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

 

решила:

 

  1. Признать ООО «Профит» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.
  2. Выдать ООО «Профит» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                              

                                                                                                   Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                         

                                                                                                   М.А. Валитов

 

    Л. А. Камильская

 

    Н.Н. Патокина

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 по делу 24-ФАС52-02/15

 

 

06 апреля 2015 года                                                                        г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Гребнева Ю.Н. – председателя комиссии, заместителя руководителя управления,

членов комиссии:

Валитова М.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

Камильской Л.А. – члена комиссии, главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

Патокиной Н.Н. – члена комиссии, специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, –

 

на основании своего решения от 06.04.15 по делу  № 24-ФАС52-02/15 о  нарушении ООО «Профит» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

предписывает:

 

ООО «Профит» совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 30 апреля 2015 года проанализировать (с учётом выводов решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по настоящему делу) соответствие законодательству о защите конкуренции порядка ценообразования на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, применяемого  ООО «Профит». 

ООО «Профит» сообщить об исполнении вышеуказанного предписания Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в срок до 10 мая 2015 года.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи. В случае подачи заявления в арбитражный суд об обжаловании предписания исполнение предписания будет приостановлено до вступления решения арбитражного суда в законную силу.

 

За невыполнение в установленный срок настоящего предписания в соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица несут административную ответственность.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                           Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                       М.А. Валитов

 

                                                                                                              

                                                                                                                    Л.А. Камильская

 

                                                                                                             

                                                                                                                     Н.Н. Патокина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны