Решение б/н Решение № 106-ФАС52-07/15 от 27 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

24.07.2015 № СС-07/7255

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 106-ФАС52-07/15

                                                                          г.Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №106-ФАС52-07/15, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» (603028, г.Н.Новгород, шоссе Жиркомбината, д.8А, лит.Б) по обращению потребителей рекламы Ч., Б. и В., с участием ООО «Дорзнаксервис» (603094, г.Н.Новгород, ул.Коминтерна, д.43, оф.30) по признакам нарушения требований пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии:

- директора ООО «Дорзнаксервис» Б., представителя по доверенности от 01.04.2015г. Ж.;

- представителя ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» по доверенности от 31.03.2015г. №05 К.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителей рекламы Ч., Б. и В. (Нижегородское УФАС России не располагает согласием на использование персональных данных заявителей) по поводу размещения рекламы на информационных знаках, что, по мнению заявителей, содержит признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В ходе проверки фактов, изложенных в обращении, установлено, что в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское» размещено рекламное сообщение «Фабрика елочных игрушек «Ариель» и стрелка в направлении предприятия.

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 19 февраля 2015 года возбудило дело №106-ФАС52-07/15 по признакам нарушения требований пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» в отношении рекламодателя ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель».

Определением от 12 мая 2015 года производство по делу №106-ФАС52-07/15 приостанавливалось до получения заключения специалистов ФАС России.

ФАС России направило в Нижегородское УФАС России письмо от 13.05.2015г. № АК/23217/15 с разъяснением поставленного вопроса. В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления дела №106-ФАС52-07/15, Определением от 15.07.2015г. производство по делу было возобновлено.

В ходе рассмотрения дела 20.07.2015г. объявлялся перерыв до 22.07.2015г.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

В период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское» размещено рекламное сообщение «Фабрика елочных игрушек «Ариель» и стрелка в направлении предприятия.

Сообщение размещалось на основании договора от 08.08.2014г. №39, заключенного ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» с ООО «Дорзнаксервис» на оказание комплекса услуг по маршрутному ориентированию клиентов заказчика. ООО «Дорзнаксервис» изготовило и установило информационный знак маршрутного ориентирования «Фабрика елочных игрушек «Ариель» на Московском шоссе в г.Н.Новгороде.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулиррования от 15.12.2004 года № 120-ст, знак дорожный (далее - знак) - устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения (далее - движения) о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов.

Пункт 5.7.1. ГОСТ говорит о том, что информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения. Например, знак 6.9.1 "Предварительный указатель направлений" применяют для предварительного информирования о направлении движения к населенным пунктам и другим объектам. Знак 6.9.2 "Предварительный указатель направления" применяют для предварительного информирования о направлении движения к населенным пунктам и другим объектам. Знаки 6.10.1 "Указатель направлений" и 6.10.2 "Указатель направления" применяют для указания направления движения к населенным пунктам и другим объектам и устанавливают справа от проезжей части непосредственно перед перекрестком или съездом с дороги, при наличии полосы торможения - у начала ее отгона. Знак 6.11 "Наименование объекта" применяют для указания наименования объекта, за исключением населенного пункта, и устанавливают непосредственно перед объектом. Знак 6.12 "Указатель расстояний" применяют для указания расстояний до фактической границы застройки населенных пунктов или других объектов, расположенных на маршруте.

ГОСТ Р 52289-2004 допускает размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при соблюдении определенных условий.

Согласно пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при решении вопроса о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда в организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этим знаком, а соответствующие знаки - рекламными конструкциями, необходимо учитывать, что если размещение информации на знаке маршрутного ориентирования согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, то данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» не является рекламой.

Нижегородское УФАС России направило запрос в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области о даче пояснения о том, создает ли угрозу безопасности дорожного движения размещение рекламной информации на знаках маршрутного ориентирования, установленных в местах, представленных на приложенных фотографиях. В ответе от 09.02.2015г. исх.№24/808 Управление ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области сообщило, что не согласовывает размещение рекламы на дорожных знаках, поскольку вопросы организации дорожного движения находятся в компетенции органов местного самоуправления согласно Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Представитель Департамента транспорта и связи Администрации г.Н.Новгорода в ходе рассмотрения дела сообщил, что постановлением Администрации г.Н.Новгорода от 06.06.2013г. №2098 утверждена Концепция системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения в г.Н.Новгороде, в связи с чем, в настоящее время разрабатывается Комплексная транспортная схема, в результате чего будет определена общая потребность в информационных знаках маршрутного ориентирования, местах их размещения и подготовлена конкурсная процедура по размещению информационных знаков. В настоящее время до проведения конкурсных процедур Департамент транспорта и связи не выдает согласований по размещению знаков маршрутного ориентирования.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Дорзнаксервис» пояснил, что конструкции являются информационными знаками маршрутного ориентирования, которые соответствуют требованиям ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004. По согласованию с ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» на информационном знаке было размещено сокращенное название общества «Фабрика елочных игрушек «Ариель».

Комиссия Нижегородского УФАС России направила запрос в адрес ФАС России для разъяснения вопроса о правомерности размещения рекламы на информационных знаках маршрутного ориентирования, а также в Департамент транспорта и связи Администрации г.Н.Новгорода о соответствии знаков требованиям ГОСТ.

В ответе от 13.05.2015г. исх.№АК/23217/15 ФАС России пояснила, что информация о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этим знаком, не относится к рекламе, если она отвечает требованиям ГОСТа Р 52290-2004, в том числе в части использования шрифтов, размеров размещения информации на конструкции.

Департамент транспорта и связи Администрации г.Н.Новгорода в ответе от 09.06.2015г. исх.№21-1020/15-ис сообщил о наличии несоответствия представленного информационного знака «Фабрика елочных игрушек «Ариель» требованиям ГОСТа: информация размещена не на желтом фоне и надписи выполнены ненадлежащим шрифтом.

Представитель ООО «Дорзнаксервис» пояснил, что информация размещена на белом фоне в соответствии с пунктом 4.2 ГОСТ Р 52290-2004, и согласился с тем, что слово «Ариель» выполнено не тем шрифтом, который установлен ГОСТом.

Выслушав мнения сторон, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что информация может располагаться на белом фоне, однако в информационном знаке имеется нарушение в использовании шрифта, которым сделана надпись слова «Ариель». Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что информационный знак содержит наименование общества, не сходное с полным, либо сокращенным фирменным наименованием ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель».

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация «Фабрика елочных игрушек «Ариель», размещенная под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское» содержит признаки рекламы.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Таким образом, рекламное сообщение, размещенное в период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское», противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, реклама ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель», распространенная ООО «Дорзнаксервис» в период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское», противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В связи с размещением рекламного сообщения на момент рассмотрения дела, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать сторонам предписания об устранении выявленного нарушения.

Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что в действиях ответчика отсутствует вина в совершенном правонарушении, в связи с чем, считает нецелесообразным привлечение к административной ответственности.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель», распространенную ООО «Дорзнаксервис» в период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское», поскольку она противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Выдать ООО «Дорзнаксервис» предписание об устранении выявленного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                        С.В.Смирнов

 

Члены Комиссии                                                                           О.Ю.Швецова

 

                                                                                                     Н.В.Михайлова

 

 

исп.: Михайлова Н.В., тел. 8(831) 430-55-74

 

24.07.2015 № СС-07/7254

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 106-ФАС52-07/15-01

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

24 июля 2015 года                                                                   г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 24.07.2015г. по делу № 106-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель», размещенную в период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское», поскольку она противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» в срок до 24 августа 2015 года прекратить нарушение пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками.

2. ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 августа 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             С.В.Смирнов  

 

 

Члены комиссии                                                                          О.Ю.Швецова  

 

 

           Н.В.Михайлова   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.:Михайлова Н.В.

Тел.: 8(831) 430-55-74

 

24.07.2015 № СС-07/7255

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 106-ФАС52-07/15-02

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

24 июля 2015 года                                                                   г. Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 24.07.2015г. по делу № 106-ФАС52-07/15 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель», размещенную в период с января по июль 2015 года в г.Н.Новгороде на Московском шоссе перед остановкой «Масложиркомбинат», под знаками маршрутного ориентирования «шоссе Комсомольское, проспект Героев», «вокзал Московский, шоссе Сормовское», поскольку она противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Дорзнаксервис» в срок до 24 августа 2015 года прекратить нарушение пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками.

2. ООО «Дорзнаксервис» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 25 августа 2015 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                             С.В.Смирнов  

 

 

Члены комиссии                                                                          О.Ю.Швецова  

 

 

           Н.В.Михайлова   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.:Михайлова Н.В.

Тел.: 8(831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны