Решение б/н Решение №250-ФАС52-02/17(ж) от 16 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

№250-ФАС52-02/17(ж)

 

 

16 февраля 2017 года г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

<…> – председателя комиссии, <…>,

<…> члена комиссии, <…>,

<…>члена комиссии, <…>, —

 

при участии: от ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» – <…> (по доверенности <…>),

 

рассмотрев 16 февраля 2017 года в заседании комиссии жалобы общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Агро» (ИНН 4345241967) и индивидуального предпринимателя Целищева Бориса Ивановича (ИНН 432401846108) на действия федерального государственного бюджетного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604596687),

 

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 10.02.2017 поступили жалобы общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Агро» и индивидуального предпринимателя Целищева Бориса Ивановича (далее – заявители, ООО «Инвест-Агро», ИП Целищев Б.И.) на незаконные, как полагают заявители, действия федерального государственного бюджетного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» (далее – заказчик, ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ») при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604596687) (далее – запрос предложений).

Извещение о проведении запроса предложений 28 декабря 2016 года размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 31604596687).

При обращении в Управление заявители сообщили, что конкурсная комиссия ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» необоснованно отклонила заявку ООО «Инвест-Агро» от дальнейшего участия в запросе предложений по причине того, что выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Инвест-Агро», полученная посредством портала государственных услуг, не была прошита. Как отмечают заявители, довод представителя ООО «Инвест-Агро» по доверенности Целищева Б.И. о правомерности и законности получения такой выписки на официальном портале Федеральной налоговой службы России конкурсной комиссией заказчика не принят во внимание.

Заявители также сообщают, что по состоянию на 01.02.2017 протокол подведения итогов рассматриваемого запроса предложений не опубликован на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Инвест-Агро» в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и назначило её рассмотрение на 16.02.2017 (уведомление о поступлении жалобы и приостановлении запроса предложений до рассмотрения жалобы по существу от 13.02.2017 №МВ-02/688). Заявители явку на заседание комиссии не обеспечили, представителя не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

В свою очередь, ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ».

ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» не согласно с приведенными заявителями в жалобе доводами, рассматриваемый запрос предложений, по мнению заказчика, проведен в соответствии с действующим законодательством, а жалоба ООО «Инвест-Агро» является необоснованной.

Согласно доводам, изложенным заказчиком в возражениях, в установленные в извещении о проведении запроса предложений сроки подачи заявок в адрес ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» поступило три заявки, две из которых поданы на бумажном носителе, одна – в электронной форме.

В силу пункта 3.4.6. документации запроса предложений заявка подается в сброшюрованном виде со сквозной нумерацией листов, скрепленная печатью участника размещения заказа на месте брошюровки на обороте с указанием количества страниц. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований согласно пункту 3.4.12 означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в торговой процедуре, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в торговой процедуре документов и сведений.

Из представленных возражений следует, что при изучении заказчиком поданных заявок заказчиком обнаружено несоблюдение участниками, подавшими свои заявки, требований к оформлению заявок.

Так, все поданные для участия в запросе заявки не сброшюрованы, нумерация листов отсутствует. Копии свидетельств, приложенные к заявке ИП Целищева Б.И., кроме того, не заверены уполномоченным лицом, также заявка не содержит документов, подтверждающих качество и соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ и ТУ.

Заявка ООО «Завод Минресурс», поданная в электронной форме, в свою очередь, не подписана руководителем либо иным уполномоченным лицом, входящие в состав заявки документы не заверены уполномоченным на это лицом, также отсутствуют документы, подтверждающие качество и соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ и ТУ.

Аналогичные нарушения требований документации запроса предложений обнаружены конкурсной комиссией заказчика и при анализе заявки ООО «Инвест-Агро», которая также не сброшюрована, нумерация листов отсутствует, копия устава, включенная в состав заявки, не заверена уполномоченным лицом, отсутствуют документы, подтверждающие качество и соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям ГОСТ и ТУ.

На основании вышеизложенного конкурсной комиссией заказчика сделан вывод о несоответствии представленных ООО «Инвест-Агро», ООО «Завод Минресурс» и ИП Целищевым Б.И. заявок установленным требованиям, в связи с чем в силу пункта 5.1.10 документации заявки данных участников отклонены от дальнейшего участия в запросе.

По факту нарушения сроков размещения итогового протокола на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет заказчиком в возражениях даны следующие пояснения. В период с 24.01.2017 по 30.01.2017 у части пользователей единой информационной системы отсутствовал доступ к функции осуществления публикаций в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», о чем имеется официальная информация на сайте http://zakupki.gov.ru. При устранении указанной проблемы протокол незамедлительно размещен заказчиком.

В ходе рассмотрения дела комиссией антимонопольного органа установлено, что ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» 28 декабря 2016 года размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 31604596687), извещение о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ».

Согласно извещению дата и время окончания приема заявок на участие в запросе предложений – 23.01.2017, 10:00 (МСК), дата и время рассмотрения заявок – 23.01.2017, 11:00 (МСК), дата и время подведения итогов – 23.01.2017, 11:30 (МСК).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок №2/2017 от 23.01.2017 (далее – протокол), размещенному 30.01.2017 в 12:02 (МСК), в целях участия в рассматриваемом запросе предложений заявки представили три участника: ИП Целищев Б.И., ООО «Завод Минресурс» и ООО «Инвест-Агро».

В соответствии с протоколом заявки вышеуказанных участников отклонены от дальнейшего участия в запросе в связи с несоответствием заявок требованиям документации запроса предложений.

Таким образом, открытый запрос предложений на право заключения договора на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» согласно протоколу признан несостоявшимся, конкурсной комиссией принято решение осуществить закупку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» путем проведения закупки у единственного поставщика.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 8.2.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг Государственного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» (далее - положение о закупке) в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Комиссия в соответствии с пунктом 9.3.6 положения о закупке в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении и документации о проведении запроса предложений, и оценивает такие заявки.

В силу пунктов 9.3.7 – 9.3.9 положения о закупке оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными документацией о запросе предложений на основании Порядка оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. Победителем запроса предложений признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер <...> Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений оформляются протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, представителем Заказчика и размещается Заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.

В силу пункта 3.4.6. Документации на проведение открытого запроса предложений на право заключить договор на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» (далее – документация) заявка подается в сброшюрованном виде со сквозной нумерацией листов, скрепленная печатью участника размещения заказа на месте брошюровки на обороте с указанием количества страниц.

Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает согласно пункту 3.4.12 документации, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в торговой процедуре, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в торговой процедуре документов и сведений.

В закупочной документации, а именно в информационной карте торговой процедуры, согласно пункту 2.1.7 документации, должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в торговой процедуре.

Согласно требованиям, указанным в информационной карте запроса предложений (часть II документации) участник размещения заказа представляет в составе заявки описание поставляемого товара в свободной форме. Такое предложение должно содержать подтверждение соответствия поставляемого товара требованиям настоящей документации и может быть представлено в текстовой форме, в виде технических данных, комментариев, и должно включать подробное описание качества поставляемого товара в соответствии с техническим заданием настоящей документации.

Как следует из технического задания (часть V документации) к подлежащим поставке в рамках настоящего запроса предложений товарам - аммиачной селитре и диаммофоске, в том числе, установлены требования о соответствии товара требованиям нормативных документов (ГОСТ, ТУ,СанПиН и т.п.), о наличии у участника запроса сертификата качества на товар.

В соответствии с пунктом 5.1.10 документации участник размещения заказа не допускается до участия в торговой процедуре в случае несоответствия заявки на участие в торговой процедуре требованиям закупочной документации, в том числе, требованиям к оформлению заявок на участие в торговой процедуре.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 6.8 положения о закупке процедуры закупки (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос цен) признаются несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие в таких процедурах закупки подана только одна заявка на участие в процедуре закупки или не подано ни одной заявки, а также, если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедурах закупки закупочная комиссия отклонила все заявки или только одна заявка соответствует требованиям, указанным в документации о закупке.

 

Проанализировав представленные участниками заявки, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о несоблюдении представившими заявки участниками требований к оформлению и составу заявок, и, как следствие, о несоответствии представленных ИП Целищевым Б.И., ООО «Завод Минресурс», ООО «Инвест-Агро» для участия в запросе предложений заявок требованиям, установленным в документации, в связи с чем заявки данных участников правомерно отклонены комиссией заказчика от дальнейшего участия в запросе предложений.

Из представленных документов следует, что документацией о закупке и информационной картой для участника закупки установлены требования к оформлению и составу заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений, которые не соблюдены заявителями, данные требования применены в равной степени ко всем участникам закупки, в связи с чем конкурсной комиссией заказчика не допущено нарушений Закона о закупках при рассмотрении поступивших для участия в запросе предложений заявок.

Как указано выше, протокол рассмотрения и оценки заявок №2/2017 от 23.01.2017 размещен в единой информационной системе 30.01.2017 в 12:02(МСК), что опровергает довод заявителей об отсутствии протокола по состоянию на 01.02.2017. В то же время находит подтверждение довод заказчика о невозможности размещения данного протокола в установленный срок в связи с недоступностью функции публикации по Закону о закупках в единой информационной системе в течение периода с 24.01.2017 по 29.01.2017 по причине недоступности системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/).

Как следствие, доводы жалоб ООО «Инвест-Агро» и ИП Целищева Б.И. расцениваются комиссией антимонопольного органа как необоснованные.

Антимонопольный орган при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не ограничен доводами, указанными в жалобе участника закупки, и проверяет торги в полном объеме, в связи с чем могут быть установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией при организации и проведении торгов, при выявлении которых комиссия антимонопольного органа обязана принять решение с учетом всех установленных нарушений, в том числе нарушений Закона о защите конкуренции.

В ходе проверки комиссией Нижегородского УФАС России выявлено нарушение, связанное со сроками заключения по итогам закупок договора, установленными в пункте 10.2 главы 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук».

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 448 ГК РФ определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Из норм ГК РФ следует общее правило, согласно которому путем проведения торгов может быть заключен любой договор (если обратное не следует из существа договора). При этом для обеспечения надлежащего проведения торгов необходимо соблюдение правил их проведения, процедурных требований.

С точки зрения общих положений ГК РФ, Закона о закупках торги – это способ заключения договора, подразумевающий под собой совокупность и последовательный порядок действий, используемых заказчиками, в том числе опубликование в единой информационной системе извещения, документации, протоколов, составленных в ходе проведения торгов.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки положение о закупке не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

В пунктах 10.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» установлено следующее: «договор с победителем (победителями) заключается не позднее двадцати дней со дня подписания итогового протокола».

Таким образом, согласно положению ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» при проведении закупочных процедур договор с победителем заключается не позднее двадцати дней со дня подписания итогового протокола, то есть возможность заключения договора ранее, чем 10 дней со дня размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» положением предусмотрена, однако это противоречит Закону о защите конкуренции.

Учитывая правовую позицию, отраженную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.16 по делу № А60-28335/2014, комиссией Нижегородского УФАС принято решение о выдаче ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно на внесение изменений в пункт 10.2 главы 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по данному делу в срок до 17 марта 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

1. Жалобу ООО «Инвест-Агро» (ИНН 4345241967) и ИП Целищева Бориса Ивановича (ИНН 432401846108) на действия федерального государственного бюджетного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку удобрений для нужд ФГБНУ «Нижегородский НИИСХ» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 31604596687) признать необоснованной.

2. Выдать федеральному государственному бюджетному научному учреждению «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно на внесение изменений в пункт 10.2 главы 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг государственного научного учреждения «Нижегородский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по данному делу, в срок до 17 марта 2017 года.

Об исполнении выданного предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 24 марта 2017 года.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Председатель комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны