Решение №ОШ/10309/20 Решение по делу от 8 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу
ООО «Вепресурс»
АО «НОКК»
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/07/3-1267/2020
03 июля 2020 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:
<...> – председателя Комиссии,
при участии:
<...> - представителя ООО «Вепресурс» (по доверенности ),
<...> - представителя ООО «Вепресурс» (по доверенности ),
<...> - представителя АО «НОКК» (по доверенности ),
<...> - представителя АО «НОКК» (по доверенности от ),
рассмотрев 03 июля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 18.06.2020 поступила жалоба ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485) (далее – запрос предложений).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «НОКК», выразившихся в установлении в закупочной документации запрета на участие в закупке коллективного участника и, как следствие, ограничении круга участников закупки.
Кроме того, в своей жалобе ООО «Вепресрус» обращает внимание на установление заказчиком дополнительного требования к участникам закупки о предоставлении уставных документов в качестве гарантии на оказываемые услуги.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Вепресурс» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 25.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 23.06.2020 № ОШ/9389/20).
25.06.2020 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы отложено до 26.06.2020 (уведомление от 25.06.2020 № ОШ/9524/20).
26.06.2020 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы отложено до 03.07.2020 (уведомление от 30.06.2020 № ОШ/9774/20).
В свою очередь, АО «НОКК» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО «Вепресурс».
В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции 2020-9704(1) исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
03.07.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Вепресурс» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «НОКК» 02.06.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009206485) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» .
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
АО «НОКК» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «НОКК» (далее также – Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 1.3.1 Положения о закупке.
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из закупочной документации, в частности из пункта 3.8.3.3, участие в запросе предложений коллективного участника предусмотрено.
Вместе с тем согласно ответу на запрос о разъяснении положений документации, размещенному заказчиком в единой информационной системе 04.06.2020, «участие в закупке коллективного участника не допускается».
Такие действия заказчика ведут к заблуждению участников закупки относительно возможности участия коллективного участника и могут привести к ограничению конкуренции при проведении закупочной процедуры.
В предъявлении заказчиком требования о представлении уставных документов Комиссия не усматривает нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из пояснений заказчика, целью получения уставных документов участников является подтверждение видов экономической деятельности, осуществляемой участниками.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Вепресурс» обоснованной.
Разрешая вопрос о выдаче предписания, Комиссия антимонопольного органа, учитывая факт отмены заказчиком рассматриваемого запроса предложений, приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
решила:
Жалобу ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485) признать обоснованной.
Предписание по итогам рассмотрения жалобы не выдавать.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
Идентификатор