Решение №ОШ/10309/20 Решение по делу от 8 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение по делу


ООО «Вепресурс»



АО «НОКК»





РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3-1267/2020


03 июля 2020 года г. Нижний Новгород


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

  • <...> – председателя Комиссии,

  • <...> – члена Комиссии,

  • <...> - члена Комиссии,

при участии:

  • <...> - представителя ООО «Вепресурс» (по доверенности ),

  • <...> - представителя ООО «Вепресурс» (по доверенности ),

  • <...> - представителя АО «НОКК» (по доверенности ),

  • <...> - представителя АО «НОКК» (по доверенности от ),

рассмотрев 03 июля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 18.06.2020 поступила жалоба ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485) (далее – запрос предложений).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «НОКК», выразившихся в установлении в закупочной документации запрета на участие в закупке коллективного участника и, как следствие, ограничении круга участников закупки.

Кроме того, в своей жалобе ООО «Вепресрус» обращает внимание на установление заказчиком дополнительного требования к участникам закупки о предоставлении уставных документов в качестве гарантии на оказываемые услуги.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Вепресурс» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 25.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 23.06.2020 № ОШ/9389/20).

25.06.2020 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы отложено до 26.06.2020 (уведомление от 25.06.2020 № ОШ/9524/20).

26.06.2020 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы отложено до 03.07.2020 (уведомление от 30.06.2020 № ОШ/9774/20).

В свою очередь, АО «НОКК» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО «Вепресурс».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции 2020-9704(1) исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

03.07.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

      1. лица, подавшие заявки на участие в торгах;

      1. иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Вепресурс» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «НОКК» 02.06.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009206485) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» .

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «НОКК» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «НОКК» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      1. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      1. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 1.3.1 Положения о закупке.

Согласно части 22 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В силу части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как следует из закупочной документации, в частности из пункта 3.8.3.3, участие в запросе предложений коллективного участника предусмотрено.

Вместе с тем согласно ответу на запрос о разъяснении положений документации, размещенному заказчиком в единой информационной системе 04.06.2020, «участие в закупке коллективного участника не допускается».

Такие действия заказчика ведут к заблуждению участников закупки относительно возможности участия коллективного участника и могут привести к ограничению конкуренции при проведении закупочной процедуры.

В предъявлении заказчиком требования о представлении уставных документов Комиссия не усматривает нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из пояснений заказчика, целью получения уставных документов участников является подтверждение видов экономической деятельности, осуществляемой участниками.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Вепресурс» обоснованной.

Разрешая вопрос о выдаче предписания, Комиссия антимонопольного органа, учитывая факт отмены заказчиком рассматриваемого запроса предложений, приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи заказчику предписания.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

решила:

      1. Жалобу ООО «Вепресурс» на действия АО «НОКК» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд АО «НОКК» (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru — 32009206485) признать обоснованной.

      1. Предписание по итогам рассмотрения жалобы не выдавать.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.



Председатель Комиссии


Члены Комиссии


<...>


<...>


<...>









Идентификатор




Связанные организации

ООО Вепресурс
ИНН 5243032067, ОГРН 1125243002224
АО "НОКК"
ИНН 5260267654, ОГРН 1095260013793