Решение б/н Решение №259-ФАС52-02/14 (ж) от 6 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26.03.2014 №ЮГ-02/971

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 259-ФАС52-02/14 (ж)

 

 

19 марта 2014 года                                                                    г. Нижний Новгород

 

Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном  статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

- Гребнева Ю.Н. -

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

- Валитова М.А. -

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

- Кудряшова Г.А.-

-

члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями;

-Чувилиной М.Н.-

-

члена комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями,

 

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС» (податель жалобы):

-Я.Я.В. (представитель по доверенности от 09.01.2014);

 

от государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода»:

- С.М.И. (представитель по доверенности 18.03.2014 №181);

- Т.Н.В. (представитель по доверенности от 18.03.2014 №182),

 

рассмотрела 19 марта 2014 года в заседании комиссии жалобу общества с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС» на действия комиссии по осуществлению закупок для нужд государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» при проведении запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128),

 

и установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС» (далее – ООО «Еврогласс ВВС», податель жалобы, общество) о том, что комиссия по осуществлению закупок для нужд Государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» (далее – закупочная комиссия) при проведении запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение                                 № 31400928128) необоснованно отклонила заявку общества.

Податель жалобы считает, что заявка, поданная им на участие запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей, представляла собой полный пакет документов, то есть  полностью соответствовала требованиям, установленным документацией закупки.

Представитель ООО «Еврогласс ВВС» на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержала изложенную в жалобе позицию и просила отменить протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 07.03.2014.

При рассмотрении жалобы ООО «Еврогласс ВВС» представители государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» (далее в том числе – ГБУ «КЦСОН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода») с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, сообщив, что решение закупочной комиссии при проведении запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128) об отклонении заявки подателя жалобы является законным и обоснованным.

Кроме того, представители сообщили, что подпунктом 2.3.2. пункта 2.3 Положения о закупках товаров, работ, услуг (регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» установлено, что закупочная комиссия отклоняет заявку, если она установила, что предложенная в заявке цена занижена на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в извещении о закупке, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены договора и (или) ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены договора комиссия пришла к обоснованному выводу о невозможности участника исполнить договор на предложенных им условиях.

В связи с тем, что в заявке ООО «Еврогласс ВВС» предложило цену договора, заниженную на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о закупке, то комиссия имела возможность отклонить заявку общества по обозначенному выше основанию.

Более подробно позиция государственного бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» изложена в письменном пояснении от 17.03.2014 исх. №174, приобщенном к материалам дела по жалобе.

Заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, оценив их в совокупности с имеющимися в деле материалами, Комиссия № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», приходит к следующему.

По правилам  части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено право обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее в настоящей статье - заявитель).

В соответствии с частью 17 той же статьи Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Таким образом, в рассматриваемом случае комиссии Нижегородского УФАС России необходимо разрешить вопрос относительно обоснованности доводов ООО «Еврогласс ВВС», а также установить, имеются ли в действиях закупочной комиссии нарушения порядка проведения рассматриваемого запроса котировок.

Разрешая эти вопросы, комиссия Нижегородского УФАС России исходит из следующего.

При закупках товаров, работ, услуг, источником финансирования которых являются внебюджетные средства, ГБУ «КЦСОН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг (регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» (далее – Положение о закупках).

Порядок организации и проведения запроса котировок регламентирован разделом 10 Положения о закупках.

Подпунктом 10.1.1. обозначенного акта установлено, что запрос котировок является открытой конкурентной процедурой закупки, победителем в которой признается участник, предложившего наиболее низкую цену договора.

Подпункт 10.3.1. Положения о закупках устанавливает, что в документации о проведении запроса котировок должны быть указаны следующие сведения:

1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, время, дата начала и окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место, дата и время рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (цена договора);

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

14) иные сведения по решению Заказчика.

Согласно подпункту 10.5.5. Положения о закупках комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения, документации о проведении запроса котировок отказать в допуске участнику в случаях, установленных в подпункте 6.2.1. Положения о закупках.

Следовательно, закупочная комиссия может не допустить лицо, желающее принять участие в запросе котировок, к участию в закупке и, соответственно, признать заявку такого участника закупочной процедуры не соответствующей требованиям извещения и документации о запросе котировок цен только по основаниям, перечисленным в подпункте 6.2.1. Положения о закупках.

Соответственно, отказ в допуске к участию в запросе котировок по основаниям, не предусмотренным подпунктом 6.2.1. Положения о закупках, не допускается.

Материалами дела по жалобе установлено, что 27.02.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru государственным бюджетным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» размещено извещение о проведении запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей и документация обозначенной закупки.

Установлено, что на участие в данном запросе котировок поступило 15 предложений.

07.03.2014 состоялось вскрытие конвертов, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок, о чем составлен протокол №1, согласно которому закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Еврогласс ВВС» в связи с отсутствием документов, закрепленных подпунктом 1 пункта 14 документации рассматриваемой закупочной процедуры.

Кроме того, закупочной комиссией отклонены заявки еще 11 участников, в том числе по аналогичным основаниям.

Анализ заявки ООО «Еврогласс ВВС» показал, что сведения об участнике закупок, требуемые для представления подпунктом 1 пункта 14 закупочной документации, а именно ИНН/КПП, ОГРН, фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, податель жалобы отразил в заявке, заполнив соответствующую форму, являющуюся приложением к документации.

Кроме того, заполняя такую форму заявки, ООО «Еврогласс ВВС», также сообщило об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков сведений относительно общества, о том, что в отношении общества не проводится ликвидация, и, соответственно об отсутствии решения арбитражного суда о признании общества банкротом и решения об открытии конкурсного производства; а также, что деятельность общества не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки в целях участия в размещении заказа для нужд учреждения, то есть выполнило требования подпункта 2 пункта 14 документации.

В свою очередь, требования к участникам закупочной процедуры закреплены пунктом 14 документации запроса котировок.

Согласно положений обозначенного пункта документации заявка на участие в запросе котировок должна включать:

1) документ, содержащий сведения об участнике закупок, подавшем такую заявку: ИНН/КПП, ОГРН, фирменное наименование (полное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, ИНН/КПП, ОГРН, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;

2) документ, декларирующий соответствие участника закупки следующим требованиям:

а) соответствие участников закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

б) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и решения об открытии конкурсного производства;

в) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи конверта с заявкой от участника;

г) отсутствие сведений об участниках закупки в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Законом N 223-ФЗ и Законом N 94-ФЗ;

3) предложение о цене договора, в том числе предложение о цене единицы товара, услуги, работы;

4) документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным законодательством РФ к таким товарам, работам, услугам в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией о проведении запроса котировок, за исключением документов, которые могут быть предоставлены только вместе с товаром в соответствии с гражданским законодательством;

5) иные документы в соответствии с требованиями документации о запросе котировок.

Заявка на участие в запросе котировок может включать иные документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) товара, работы, услуги требованиям, установленным в документации о проведении запроса котировок.

Неотъемлемой частью документации запроса котировок является форма заявки, которую необходимо заполнить лицу, желающему принять участие в закупке.

Во-первых, данной формой предусмотрено, что потенциальный участник закупки заполняет заявки на бланке организации.

Во-вторых, форма заявки составлена таким образом, что участник закупки, заполняя подпункты 1, 2 пункта 2 заявки, имеет возможность сообщить сведения, требуемые подпунктом 1 пункта 14 документации.

В-третьих, пунктом 5 формы предусмотрено, что участник в обязательном порядке в заявке должен сообщить о себе сведения, которые аналогичны информации, требуемой к представлению подпунктом 2 пункта 14 документации.

Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав Положение о закупках, документацию запроса котировок, форму заявки установила, что ни один из обозначенных документов не содержит специальных указаний на то, что спорная информация, обозначенная в пункте 14 документации, в обязательном порядке должна представляться участниками вместе с заполненной формой заявки в виде отдельных документов.

Из актов, регулирующих организацию и проведение рассматриваемого запроса котировок, следует, что решение участника закупки о том, каким образом он сообщит заказчику сведения, требуемые пунктом 14 документации, не может повлиять на проведение закупочной комиссией процедур оценки, сопоставления и выявления предложения с самой низкой ценой.

Комиссией Управления установлено, ООО «Еврогласс ВВС» в заявке представлены все сведения, необходимые для участия в запросе котировок, в связи с чем у закупочной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки общества.

Подпункт 6.2.3. Положения о закупках обязывает комиссию по закупкам при выявлении хотя бы одного из фактов, перечисленных в 6.2.1. настоящего Положения, отстранить допущенного участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора. В этом случае комиссией по закупкам составляется протокол отстранения от участия в процедуре закупки, в который включается следующая информация:

1) сведения о месте, дате, времени составления протокола;

2) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии по закупкам;

3) наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица), ИНН/КПП, ОГРН, местонахождение, почтовый адрес, контактный телефон;

4) основание для отстранения в соответствии с п. 6.2.1. Положения;

5) обстоятельства выявления факта, указанного в п. 6.2.1. Положения;

6) сведения, полученные Заказчиком, комиссией по закупкам, которые подтверждают факт, названный в п. 6.2.1. Положения;

7) решение об отстранении от участия и обоснование такого решения вместе со сведениями о решении по этому вопросу каждого члена комиссии по закупкам.

Вопреки изложенному закупочная комиссия, отстранив ООО «Еврогласс ВВС» от участия в запросе котировок, не указала в протоколе от 07.03.2014 №1 конкретное основание, установленное подпунктом 6.2.1. Положения о закупках.

Исследовав Положение о закупках товаров, работ, услуг (регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода», документацию запроса котировок, заявку ООО «Еврогласс ВВС», комиссия антимонопольного органа заключает, что податель жалобы все необходимые и надлежащим образом оформленные документы для участия в запросе котировок представил, в связи с чем не допущен к участию в торгах неправомерно.

При рассмотрении настоящей жалобы комиссией Управления установлено, что некоторые участники данной закупочной процедуры: общества с ограниченной ответственностью «Мастер Комфорта», «Империя Окон», индивидуальный предприниматель Ф.В.А. - аналогичным образом сообщили заказчику сведения, требуемые для представления подпунктами 1, 2 пункта 14 документации запроса котировок.

В свою очередь, закупочная комиссия, решив, что спорная информация должна быть дополнительно представлена участниками в виде отдельных документов, приняла решение об отклонении заявок обозначенных лиц в связи с отсутствием документов, закрепленных пунктом 14 документации.

Следовательно, закупочная комиссия необоснованно отклонила заявки обществ с ограниченной ответственностью «Мастер Комфорта», «Империя Окон», индивидуального предпринимателя Ф.В.А. и, соответственно, без достаточных к тому оснований не допустила этих лиц к участию в запросе котировок.

В описанной ситуации комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении комиссией по закупкам для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» подпунктов 6.2.3., 10.5.5. Положения о закупках.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Указанные действия также образуют состав антимонопольного правонарушения, поскольку заявки обществ с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС», «Мастер Комфорта», «Империя Окон», индивидуального предпринимателя Ф.В.А., поданные для участия в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128), необоснованно отклонены комиссией по закупкам, что привело к устранению конкуренции при проведении данной закупочной процедуры.

Довод ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода», касающийся отклонения заявки подателя жалобы в связи с предложением цены договора, заниженной на 25 или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, не может быть принят комиссией антимонопольного органа, поскольку закупочной комиссией данное основание не отражено в протоколе от 07.03.2014 №1.

Антимонопольный орган не наделен полномочиями по восполнению недостатков, которые допущены закупочной комиссией в ходе проведения закупочных процедур (при их наличии).

При повторном рассмотрения заявок участников запроса котировок, закупочная комиссия не ограничена в полномочиях по изучению поступивших предложений на соответствие требованиям пункта 2.3 Положения о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В силу вышеназванной правовой нормы комиссия антимонопольного органа полагает необходимым в качестве меры, направленной на устранение нарушений, допущенных комиссией по осуществлению закупок для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» при проведении закупочной процедуры в виде запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128), выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: об отмене протокола вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профиля от 07.03.2014 № 1 и повторном рассмотрении заявок, поданных для участия в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128), с учётом выводов, содержащихся в данном решении комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

1.Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС» на действия ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» при организации и проведении закупочной процедуры в виде запроса котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128) признать обоснованной.

2.Признать комиссию по осуществлению закупок для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» нарушившей подпункты 6.2.3., 10.5.5. Положения о закупках товаров, работ, услуг (регулируемых Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ) для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» и  часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввиду необоснованного отклонения заявок обществ с ограниченной ответственностью «Еврогласс ВВС», «Мастер Комфорта», «Империя Окон», индивидуального предпринимателя Ф.В.А., поданных для участия в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение № 31400928128) по мотивам, приведенным в протоколе закупочной комиссии от 07.03.2014 №1.

3.Выдать комиссии по осуществлению закупок для нужд ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно не позднее 04.04.2014 отменить протокол вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профиля от 07.03.2014 № 1 и повторно рассмотреть заявки, поданные для участия в запросе котировок на установку оконных блоков из ПВХ профилей (извещение                          № 31400928128), с учётом выводов, содержащихся в данном решении комиссии.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель комиссии                                                                                 Ю.Н. Гребнев

 

 

Члены комиссии                                                                                             М.А. Валитов

 

                                                                                                                        Г.А. Кудряшов

                                                                                                               

                                                                                                                       М.Н. Чувилина

Связанные организации

Связанные организации не указаны