Решение б/н Решение по делу № 26-ФАС52-07/16 от 25 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-ФАС52-07/16

 

 

29 марта 2016 года                                                                                    г. Нижний Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Шумилова Н.Е.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №26-ФАС52-07/16, возбужденное в отношении ООО «Эгида» (адрес регистрации: 606034, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Свердлова, д.72) по обращению потребителя рекламы К. (Нижегородское УФАС России не располагает письменным согласием заявителя на использование его персональных данных) по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя Общества по Доверенности от 01.02.2016 – Ертаховой О.А.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.02.2016 в Нижегородское УФАС России поступило обращение потребителя рекламы К. (вх.№7372) по поводу размещения на рекламных стендах в лифтах многоквартирных домов города Дзержинска рекламы сети аптек «Ай-Болит»: «Ай-Болит сеть аптек…Справка и доставка медикаментов на дом…г. Дзержинск пр-т Свердлова,72 тел. 33-03-03….», содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения законодательства о рекламе.

14.01.2016 в отношении рекламодателя - ООО «Эгида», возбуждено дело №26-ФАС52-07/16 по признакам нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе» (Определение о возбуждении дела от 14.01.2016 исх.№СС-07/230).

Изучив материалы дела, представленные документы и выслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В октябре 2015 года в лифтах многоквартирных жилых домов города Дзержинска Нижегородской области размещалась реклама сети аптек «Ай-Болит», содержащая следующий текст: «Ай-Болит сеть аптек Лиц. №ЛО-52-02-001379 от 04.12.13г. Ваша боль - Наша забота! Справка и доставка медикаментов на дом. тел.003 круглосуточно или через сайт www.ай-болит003.рф вызов с мобильного 8(8313)3 -003-1, +7 920 111 4-00 г. Дзержинск пр-т Свердлова,72 тел. 33-03-03….».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»: реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Выявленное сообщение является рекламой, поскольку соответствует вышеприведенному определению, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – услугам сети аптек «Ай-Болит». Товаром являются медикаменты и предметы медицинского назначения.

В содержании рассматриваемой рекламы указано: «Ай-Болит сеть аптек…Справка и доставка медикаментов на дом. тел.003 круглосуточно или через сайт www.ай-болит003.рф»

Таким образом, в рекламном объявлении продукция сети аптек «Ай-Болит» предлагается к заказу по телефону и на сайте www.ай-болит003.рф с доставкой на дом.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Понятие продажи товара дистанционным способом содержится в пункте 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612.

Согласно данному понятию продажа товаров дистанционным способом является продажей товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Согласно пункту 20 Правил продажи товаров дистанционным способом договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Как указано на сайте сети аптек «Ай-Болит» по адресу: www.ай-болит003.рф, «доставка осуществляется по многоканальному круглосуточному телефону 003, при наборе с мобильного телефона – тел. 8-8313-3-003-11. Наши автомобили доставят Вам заказ быстро, в удобное для Вас время, днем и ночью».

Таким образом, в рамках рассмотрения дела установлено, что в аптеках сети «Ай-Болит» осуществляется продажа лекарственных препаратов и предметов медицинского назначения, в том числе дистанционным способом.

 Реклама товаров при дистанционном способе продаже должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 8 Федерального закона «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе товаров при дистанционном способе продажи, а именно: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Потребителю важно знать, какое лицо делает предложение по продаже товаров дистанционным способом, покупатель может выразить претензию за некачественный товар. Следовательно, наименование организации, предоставляющей рекламируемые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

В свою очередь установление требований к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи является важной и необходимой мерой, позволяющей защитить интересы потребителей.

В рассматриваемых рекламных сообщениях отсутствуют сведения о продавце рекламируемых товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, распространение в лифтах многоквартирных жилых домов города Дзержинска рекламного сообщения о доставке лекарственных средств без указания лица, оказывающего рекламируемые услуги, противоречит требованиям статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем, по смыслу пункта 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Фармацевтическую деятельность в сети аптек «Ай-Болит» осуществляет ООО «Эгида» (лицензия №ЛО-52-02-001379 от 04.12.2013).

Рассматриваемое рекламное сообщение распространялось на основании Договора от 03.02.2015 №21/15, заключенного между ООО «Эгида» и ООО «РА Л-Медиа».

Согласно условиям указанного договора, размещение рекламного модуля осуществлялось с 20.10.2015 по 02.11.2015.

Таким образом, ООО «Эгида» является рекламодателем анализируемого рекламного сообщения. Реклама, распространенная ООО «Эгида», противоречит требованиям статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что на момент вынесения решения ООО «Эгида» прекратило размещение данного рекламного сообщения, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «Эгида» предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащим рекламное сообщение, распространенное ООО «Эгида» на рекламных стендах в лифтах многоквартирных домов города Дзержинска в период с 20.10.2015 по 02.11.2015, поскольку оно противоречит требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                         С.В. Смирнов

Члены Комиссии                                                                                     О.Ю. Швецова

                                                                                                            Н.Е. Шумилова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны