Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №260-ФАС52-10/13 в отношении администрации ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №260-ФАС52-10/13

                                                                                                               г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена:  09 апреля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено: 16  апреля 2013 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель  Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти;

 

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля               органов государственной власти

 

рассмотрев дело №260-ФАС52-10/13 в отношении администрации Балахнинского муниципального района  Нижегородской области (адрес: ул. Лесопильная, 24,                            г. Балахна, Нижегородская область, 606403)  по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика –      (доверенность от 04.04.2013)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Приказами Руководителя Управления от 02.09.2012 № 291 и от 09.10.2012 № 350 Нижегородское УФАС России провело проверку деятельности администрации  Балахнинского муниципального района Нижегородской области  на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.

По результатам проверки  выявлено, что администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской  области утверждено распоряжение №3137-р от 19.11.2010 о  предоставлении в безвозмездное временное пользование объектов муниципального нежилого фонда муниципальному унитарному предприятию «Муниципальное предприятие «Теплоэнерго» муниципального образования «Балахнинский муниципальный район Нижегородской области» (далее – МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО).

На основании данного распоряжения муниципальным образованием «рабочий поселок Малое Козино» в лице заместителя главы администрации Балахнинского муниципального района, Председателя КУМИ заключен договор безвозмездного пользования (ссуды) объектов муниципального нежилого фонда от 19.11.2010 №8 с МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в силу с 02 июля 2008 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Предоставление имущества на внеконкурсной основе обеспечивает хозяйствующему субъекту преимущества, следовательно, является муниципальной преференцией.

Таким образом, в действиях администрации Балахнинского  муниципального района Нижегородской области  содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1  Закона  о защите конкуренции.

По признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России 20 марта 2013 года  в отношении администрации  Балахнинского муниципального района Нижегородской области возбуждено дело  №260-ФАС52-10/13.

         Рассмотрение дела по существу состоялось 09 апреля  2013 года.

 

          Администрацией  Балахнинского муниципального района  Нижегородской области  представлено письменное объяснение по признакам нарушения антимонопольного законодательства (исх. №15.03.2013, №01/1125/01-27),  в котором  сообщается следующее.

            В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ), в рамках разграничения полномочий осуществляется передача имущества из муниципальной собственности Балахнинского муниципального района в муниципальную собственность поселений. В частности передано в собственность муниципальных образований, входящих в состав Балахнинского муниципального района, в том числе МО  «рабочий поселок Малое Козине» имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения поселения.

Имущество жилищно-коммунального назначения (котельные, КНС, скважины, водонапорные башни, сооружения тепловых сетей, сетей ГВС, канализационных и водопроводных сетей и т.п.) до передачи в собственность поселения находилось в хозяйственном ведении «МП «Теплоэнерго» МО «БМР» В соответствии с действующим законодательством право хозяйственного ведения           муниципального предприятия района прекращается с момента прекращения права муниципальной собственности на передаваемое имущество.

В соответствии с решением Земского собрания Балахнинского муниципального района администрация района выполняет полномочия, переданные вышеуказанным поселением, по решению:

- вопроса владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений;

- вопроса организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, указанные полномочия администрация Балахнинского муниципального района обязана исполнять в соответствии с императивными нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и решением Земского собрания Балахнинского муниципального района, утвердившим Соглашение о передаче полномочий поселением.

Данные вопросы местного значения относятся к организации жизнеобеспечения

населения. Для этого также необходимо формирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса, которое невозможно без закрепления имущества на вещном праве.

В целях обеспечения населения услугами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения администрацией района заключены договоры безвозмездного пользования (ссуды) муниципального имущества поселения жилищного коммунального комплекса с МУП «МП «Теплоэнерго».

В 2010 году Комитетом по управлению муниципальным имуществом размещено на официальном сайте администрации Балахнинского муниципального района в сети Интернет извещение по использованию имущества жилищно-коммунального назначения поселений. Заявок по предоставлению данного имущества в администрацию района не поступило.

В апреле 2011 года администрацией Балахнинского муниципального района объявлены аукционы на право заключения договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальным образованиям, входящим в состав Балахнинского муниципального района,  в том числе «рабочий поселок Малое Козино»  (распоряжение администрации Бачахнинского муниципального района от 20.04.2011г. № 689-р).

Однако, учитывая, что проведение данных торгов приведет к смене схемы поставки услуг тепло- и водоснабжения в поселениях района, что повлечет за собой дифференциацию тарифов для населения в зависимости от источника поставки коммунального ресурса и вызовет негативные бюджетные последствия для Балахнинского района, администрацией района принято решение об отмене вышеназванных аукционов (распоряжение администрации Балахнинского муниципального района от 03.06.2011г. № 1004-р).

18.07.2012 года администрацией Балахнинского муниципального района объявлен аукцион на право заключения договоров аренды имущества, принадлежащего на праве собственности МО «р.п.Малое Козино», необходимого для организации деятельности по предоставлению потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению (распоряжение от 13.07.2012 № 1437-р). Аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.

Учитывая отсутствие спроса на имущество жилищно-коммунального комплекса

поселений, в целях обеспечения стабильной и бесперебойной работы коммунальных систем, недопущения срыва предоставления населению соответствующих услуг администрация Балахнинского муниципального района вынуждена сохранять договорные отношения с МУП «МП «Теплоэнерго».

 

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения относится организация  в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения.

На основании части  1 статьи 37 указанного закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из частей 1 и 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Решением Земского собрания Балахнинского района от 04.02.2010 №791 утверждено «Положение о порядке предоставления в аренду и безвозмездное пользование муниципального имущества  Балахнинского муниципального района» (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 5.1 части  5 Положения в исключительных случаях в безвозмездное пользование предоставляется имущество хозяйствующим субъектам под значимые для муниципального образования виды деятельности в соответствии с функциональным назначением имущества по результатам проведения аукциона (конкурса). Решение о проведении аукциона (конкурса) на право заключения договора безвозмездного пользования принимается Земским собранием Балахнинского муниципального района.

Администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской  области утверждено  распоряжение  №3138-р от 19.11.2010 о  предоставлении в безвозмездное временное пользование объектов муниципального нежилого фонда,  на основании которого  заключен договор безвозмездного пользования (ссуды)  с МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО от 19.11.2010 №8.

Договор безвозмездного пользования заключен  с 01.01.2011 на неопределенный срок.

МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО переданы объекты муниципального нежилого фонда согласно приложению №1 к договору от 19.11.2010 №8:

 

 

 

№ п/п

Наименование имущества

Местоположение

Индивидуализирующие характеристики (площадь – кв.м, протяженность – м)

1

Часть нежилого отдельно стоящего здания (котельная с оборудованием)

р.п. Малое Козино, Докучаево

100,5 кв. м

2

Нежилое отдельно стоящее здание (котельная с оборудованием)

р.п. Лукино,                       ул. Морозова

12,70 кв

3

Часть нежилого отдельно стоящего здания (котельная с оборудованием)

р.п. Лукино,                         ул. Победы, д. 24, корп. 2

195,5 кв.м

4

Часть нежилого отдельно стоящего здания (газораспределительная диспетчерская)

р.п. Первое Мая,     ул. Садовая, д. 32

48, 02 кв.м

5

Нежилое отдельно стоящее здание (газовая котельная)

р.п. Первое Мая

216,00 кв.м

6

Сооружение тепловых сетей

р.п. Малое Козино, ул. Докучаева

258,90 кв.м

7

Сооружение сетей ГВС от котельной на ул. Победы

р.п. Лукино,                           ул. Победы

910,50 кв.м

8

Сооружение тепловых сетей  от котельной на ул. Победы

Р.п.  Лукино,                      ул. Победы

1170,70 кв.м

9

Сооружение тепловых сетей от комбината «Монтаж»

р.п. Лукино

2118,00 м

10

Сооружение тепловых сетей

р.п. Первое Мая

1563,3 м

11

Сооружение сетей горячего водоснабжения

р.п. Первое Мая

1382,8 м

 

Довод администрации Балахнинского муниципального района о том, что отсутствует спрос на имущество жилищно-коммунального комплекса поселений, Комиссия Нижегородского УФАС не принимает по следующим основаниям.

Имущество жилищно-коммунального комплекса, принадлежащее на праве собственности МО «р.п. Малое Козино» закреплено за  МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО  на праве безвозмездного временного пользования. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона обязуется передать вещь в безвозмездное временное  пользование (без получения от нее платы) другой стороне.

18.07.2012 администрацией Балахнинского муниципального района объявлен конкурс на право заключения договора аренды. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в силу с 02 июля 2008 года, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Предоставление имущества на внеконкурсной основе обеспечивает  хозяйствующему субъекту преимущества, следовательно, является муниципальной преференцией.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что  муниципальная преференция - предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанного органа органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях,  указанных в данной статье.

Органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанного органа органы или организации, имеющие намерение предоставить муниципальную преференцию  направляют в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции  в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции  хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего  предпринимательства в РФ»    определено, что  субъекты малого и среднего предпринимательства  - хозяйствующие субъекты  (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным  законом, к малым предприятиям, в том числе  к микро и  средним предприятиям.

В понимании статьи 4 вышеуказанного  закона МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Передача МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО муниципального недвижимого имущества не по результатам торгов является предоставлением преимущества, обеспечивающего соответствующему хозяйствующему субъекту  более выгодные условия деятельности, и соответственно, является предоставлением МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО муниципальной преференции.

Предоставление  МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых является МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО.

Цель предоставления муниципальной преференции МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО не соответствует целям, установленным частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия   на предоставление муниципальной преференции в адрес МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО администрацией Балахнинского муниципального района в адрес Нижегородского УФАС России не поступало.

Таким образом, предоставление МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО  в безвозмездное пользование имущества должно осуществляться по результатам проведения открытых торгов.

В ходе рассмотрения дела администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области признала нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 части  1 статьи 15  Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещено предоставление муниципальной преференции в нарушении порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действия администрации Балахнинского муниципального района   по изданию распоряжения  №3137-р от 19.11.2010 и предоставлении в безвозмездное временное пользование МУП «МП «Теплоэнерго» МО БМР НО  объектов муниципального нежилого фонда  являются нарушением требований пункта 7  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.

В соответствии с подпунктами а), г) пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.                  Признать администрацию Балахнинского муниципального района  Нижегородской области нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15,   часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

2.                  Выдать администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области предписание о принятии мер по возврату имущества наймодателю.

3.                  Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

           

 

        

Председатель Комиссии

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны