Решение б/н Решение по делу №267-ФАС52-03/15 о нарушении антимонопольног... от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20.08.2015 №ЮГ-03/3815

 

РЕШЕНИЕ

по делу №267-ФАС52-03/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

19 августа  2015 года                                                                город Нижний Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела №267-ФАС52-03/15 о нарушении  антимонопольного законодательства (далее – комиссия) в следующем составе:

 

-Ю.Н. Гребнев

-

председатель комиссии, заместитель руководителя  управления;

-И.А. Кошелева

 

-А.М. Смолина

-

 

-

 

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,-

с  участием:

- <…>

-

заявителя, депутата городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области 2010-2015;

- <…>

-

представителя общества с ограниченной ответственностью  «Дзержинская управляющая компания №3» (доверенность от 06.05.2015 б/н);

- <…>

-

представителя общества с ограниченной ответственностью  «Дзержинская управляющая компания №3» (протокол №9 от 16.03.2015);

- <…>

-

представителя открытого акционерного общества  «Нижегородские коммунальные системы» (доверенность от 08.05.2015 №15);

- <…>

-

представителя открытого акционерного общества  «Нижегородские коммунальные системы» (доверенность от 16.04.2015 б/н);

- <…>

-

представителя открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы» (доверенность от 08.05.2015 №7),

в присутствии:

<…> – председателя многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <…>

<…>– собственника квартиры <…>, расположенной по адресу: <…>,-

рассмотрев 05 августа 2015 года в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело №267-ФАС52-03/15 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Дзержинская управляющая компания №3» (<…>), открытым акционерным обществом «Нижегородские коммунальные системы» (<…>) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившимся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <…>,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение депутата Городской Думы города Дзержинска    <…> (далее  также – заявитель) на действия открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы» (<…>; далее  также – ОАО «НКС», теплоснабжающая организация, ответчик) и общества с ограниченной ответственностью «Дзержинская управляющая компания №3» (<…>, далее – ООО «Дзержинская управляющая компания №3», ответчик), выразившиеся в уклонении от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <…>

По итогам рассмотрения указанного заявления Нижегородским УФАС России возбуждено дело №267-ФАС52-03/15 в отношении ООО «Дзержинская управляющая компания №3» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (приказ Нижегородского УФАС России от 20.03.2015 №103).

Определением от 25.03.2015 рассмотрение дела назначено на 12.05.2015.

На заседании комиссии, состоявшемся 12.05.2015, <…> поддержал доводы, изложенные в обращении.

Представители ООО «Дзержинская управляющая компания №3» с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, сообщив,   что общество управляющей организацией для дома <…> в 2014 году не являлось; между жителями вышеуказанного многоквартирного жилого дома и ООО «Дзержинская управляющая компания №3» 28.01.2008 заключен договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома №32/3, действовавший до 31.12.2014; 01.01.2015 собственниками жилых помещений в рассматриваемом многоквартирном доме заключен договор управления с обществом с ограниченной ответственностью «Дзержинская управляющая компания».

Представители теплоснабжающей организации также пояснили, что                       ООО «Дзержинская управляющая компания №3» не уклонялось от ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии. 24 февраля 2014 года проведено комиссионное обследование узла учета тепловой энергии, в ходе которого выявлены недостатки, препятствующие нормальному функционированию узла учета; ООО «Дзержинская управляющая компания №3» организовано проведение экспертного исследования узла учета тепловой энергии, по результатам которого 07 мая 2015 года составлено заключение № 05/03, отражающее, что искомый узел учета не соответствует рабочему проекту №Д-501-02-2013/УУЭ и нормативной документации.

Кроме того, представители  ООО «Дзержинская управляющая компания №3»  сообщили, что  по состоянию на 25 июня 2014 года спорный общедомовой прибор учета установлен не был, что подтверждается актом  осмотра системы теплоснабжения по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 от 25.06.2014 № 68, составленным  представителями ОАО «НКС» и ООО «Дзержинская управляющая компания №3»; в частности, пунктом 5 поименованного акта установлено отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <…> .

Представитель ОАО «НКС» сообщил, что установка общедомового прибора учёта тепловой энергии и горячей воды в многоквартирном доме произведена подрядной организацией (обществом с ограниченной ответственностью «ТБН-энергосервис») в принудительном порядке в рамках исполнения требований Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем в ходе заседания комиссии представитель теплоснабжающей организации сообщил, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в искомом многоквартирном доме  введен в эксплуатацию  30 сентября 2014 года, что подтверждается актом первичного допуска прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию от 30.09.2014 № 117.

В ходе заседания комиссии в  качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заслушаны <…> и <…> , являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных  в многоквартирном жилом доме <…> .

<…>  и <…> сообщили, что в январе 2015 года была повышена плата за коммунальную услугу по отоплению принадлежащих им жилых помещений. В феврале 2015 года собственники обратились в управляющую компанию за разъяснением причины увеличения стоимости отопления. Вследствие этого выявлено, что прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, в эксплуатацию не введен.

Определением от 12.05.2015 рассмотрение дела откладывалось до 04 июня 2015 года 10 часов 30 минут; к участию  в рассмотрении дела №267-ФАС52-03/15 в качестве ответчика привлечено ОАО «НКС».

На заседании комиссии, состоявшемся 04.06.2015, заявитель поддержал доводы, изложенные в обращении.

 Представители ООО «Дзержинская управляющая компания №3» с нарушением антимонопольного законодательства не согласились, сообщив,   что установленный прибор учета тепловой энергии должен быть введен в эксплуатацию ОАО «НКС»  в порядке, определенном Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034.

В свою очередь представитель ОАО «НКС» с нарушением антимонопольного законодательства не согласилась, пояснив, что теплоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг в части содержания и ремонта общего имущества  многоквартирного дома <…>. Обязанность по введению прибора учета в эксплуатацию возложена на потребителей, а ОАО «НКС», установив коллективные приборы учета тепловой энергии в многоквартирном доме, исполнило требования Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассмотрев поступившие материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.

Установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…>, на общем собрании, проводимом 28.01.2008 в форме заочного голосования, большинством голосов избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками помещений, о чем составлен соответствующий протокол №32/3.

В ту же дату 28.01.2008 собственники помещений многоквартирного жилого дома заключили с ООО «Дзержинская управляющая компания №3» договор оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома №32/3. Согласно условиям названного договора ООО «Дзержинская управляющая компания №3» по заданию собственников в соответствии с приложениями 3, 4 к вышеназванному договору обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, ООО «Дзержинская управляющая компания №3» до окончания срока действия вышеназванного договора                             (до 01.01.2015) выступало в качестве обслуживающей многоквартирный дом организации.

До 01 июля 2012 года вопреки требованиям части 6 статьи 13 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) собственники помещений искомого многоквартирного дома не оборудовали его коллективным прибором учета тепловой энергии. Как следствие, в силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении указанная обязанность возникла у организации, снабжающей данный многоквартирный дом тепловой энергией. Как следует из материалов дела и устных пояснений лиц, участвовавших в рассмотрении дела, такой организацией является ОАО «НКС», которое в рамках сложившихся договорных отношений до 31.12.2014 предоставляло жителям названного многоквартирного дома на возмездной основе коммунальную услугу отопления. 

Как следует из материалов дела, установка общедомового прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме <…> производилась ОАО «НКС» в принудительном порядке (во исполнение требования статьи 13 Закона об энергосбережении) с привлечением подрядной организации (ООО «ТБН-энергосервис»).

Письмом от 14.02.2014 (исх.№01-09-282) ОАО «НКС» просило                             ООО «Дзержинская управляющая компания №3» направить представителя для организации «допуска коммерческих узлов учета тепловой энергии, установленных ООО «ТБН-энергосервис» в рамках выполнения Федерального закона 261-ФЗ «Об энергосбережении», и подписания соответствующих актов».

24.02.2014 представителями ОАО «НКС» в присутствии представителя                ООО «ТБН-энергосервис» произведен технический осмотр приборов учета тепловой энергии, по результатам которого составлен акт «Первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и/или горячей воды». Из указанного акта следует, что в доме <…> установлены, опломбированы и допущены в эксплуатацию следующие приборы учета: №368920 типа КМ-5-4 Ду 50, №368855 типа КМ-5-4 Ду 50, №1342780 типа КТС-Б, №136110 типа ИД-16, №136125 типа ИД-16. Указанный акт подписан представителями ОАО «НКС» и ООО «ТБН-энергосервис», подписей собственников помещений либо представителей                    ООО «Дзержинская управляющая компания» данный акт не содержит. В ходе рассмотрения дела представители ОАО «НКС» пояснили, что по итогам проведенного 24.02.2014 осмотра общедомовые приборы учета тепловой энергии в эксплуатацию не введены в связи с отсутствием  у представителей                               ООО «Дзержинская управляющая компания №3», участвовавших в осмотре, полномочий на подписание акта. 

Возражая на указанные доводы, представители ООО «Дзержинская управляющая компания №3» сообщили, что по состоянию на 24.02.2014 установленные в многоквартирном доме коллективные приборы учета не могли быть приняты в эксплуатацию по той причине, что ОАО «НКС» не предоставили обслуживающей организации проектную документацию и паспорта на установленные приборы учета. Также пояснили, что на дату проведения технического осмотра коллективные приборы учета не соответствовали рабочему проекту и нормативной проектной документации, что отражено в акте, составленном в ту же дату представителями ООО «Дзержинская управляющая компания №3» в присутствии представителя ООО «ТБН-энергосервис».

27.02.2014 ОАО «НКС» направило в адрес ООО «Дзержинская управляющая компания №3» письмо (исх.№01-09-249), в котором в целях допуска коллективных приборов учета тепловой энергии, установленных в доме <…> просило обеспечить 17.03.2014 доступ к местам их установки, наличие технической документации и присутствие уполномоченных представителей для подписания актов допуска.  

Между тем в назначенную дату коллективные приборы учета в эксплуатацию также не введены. Информация о том, что 17.03.2014 производились какие-либо мероприятия по осмотру установленных коллективных приборов учета тепловой энергии и их введению в эксплуатацию, отсутствует.

Из материалов дела следует, что какие-либо действия по введению узлов учета в эксплуатацию совершены только после соответствующих обращений жителей многоквартирного дома к ОАО «НКС» в феврале 2015 года. По итогам обращений жителей теплоснабжающая организация приняла коллективные приборы учета в эксплуатацию с сентября 2014 года (акт №117 первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30.09.2014).

Оценив изложенные выше действия ОАО «НКС» и ООО «Дзержинская домоуправляющая компания №3» на предмет их соответствия антимонопольному законодательству (части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»), комиссия Нижегородского УФАС России пришла к следующим выводам.

23 ноября 2009 года в целях стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), обязавший, в числе прочего, при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы применять приборы учета.

В частности, частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанные требования распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Также установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 Закона об энергосбережении).

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, во исполнение требований части 5 статьи 13 названного Федерального закона обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В случае неисполнения вышеуказанной обязанности собственниками помещений в многоквартирных домах действия по их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2013 года обязаны были выполнить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования домов.

Той же правовой нормой на указанные организации возложена обязанность по выявлению фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и устранению таких фактов. До истечения двух месяцев с момента выявления названных фактов организации обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Таким образом, в рассматриваемых правоотношениях в силу вышеприведенных положений статьи 13 Закона об энергосбережении у                          ОАО «НКС» после 01 июля 2012 года возникла обязанность по оснащению многоквартирного дома <…> коллективными приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения и введению указанных приборов учета в эксплуатацию в целях дальнейшего применения их показаний для произведения расчетов за поставляемые энергетические ресурсы (с учетом требований действующего законодательства).

Доводы представителей теплоснабжающей организации о том, что в рамках исполнения требований статьи 13 Закона об энергосбережении                                        ОАО «НКС» надлежало только установить (смонтировать) коллективные приборы учета, а обязанность ввода указанных приборов в эксплуатацию возложена на потребителей (собственников помещений в многоквартирных домах), признается комиссией несостоятельными.

Целью мероприятий, предусмотренных Законом об энергосбережении, в том числе мероприятий, связанных с оснащением многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов, является уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, а также увеличение показателей энергетической эффективности используемых ресурсов. В рассматриваемом случае названные цели достигаются только после введения установленных приборов учета в эксплуатацию и применения их показаний во взаиморасчетах за поставляемые ресурсы. Как уже указывалось ранее, в случае если собственники помещений в многоквартирных домах не исполнили названной обязанности до 01 июля 2012 года, выполнение данных мероприятий возложено Законом об энергосбережении на ресурсоснабжающие организации.

Кроме того, ОАО «НКС», являясь исполнителем коммунальной услуги отопления  для жителей дома <…>, определяет плату за поставляемые им услуги, что предполагает использование показаний общедомовых приборов учета в случае их наличия.

Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «НКС» обязано было во исполнение требований статьи 13 Закона об энергосбережении установить в многоквартирном доме <…> коллективные приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, ввести их в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и начать их применение не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а именно:

- акт о приемке выполненных работ от 30.06.2014 №637 по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя по адресу <…>  подписанный ООО «ТБН-энергосервис» и ОАО «НКС»;

- акт, составленный 24.02.2014 представителями ООО «Дзержинская управляющая компания №3» по результатам обследования  узлов учета тепловой энергии, установленных по адресу: <…>

- письмо ООО «Дзержинская управляющая компания №3» <…>. от 26.03.2015 №14;

- акт обследования устранения выявленных нарушений по допуску в эксплуатацию узла учета горячей воды и тепловой энергии от 21.04.2015;

- акт осмотра системы теплопотребления по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 гг. от 25.06.2014 №68;

- экспертное заключение №05/03, -

комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что искомые приборы учета теплоснабжающая организация установила не ранее июня 2014 года.

Как следствие, общедомовые приборы учета тепловой энергии должны были быть введены в эксплуатацию не позднее июля 2014 года, показания общедомовых приборов учета при начислении платы за коммунальные услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения должны применяться с 01 августа 2014 года.

Между тем, как уже указывалось ранее, ОАО «НКС» ввело общедомовые приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирном доме <…>, только 30 сентября 2014 (акт №117 первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 30.09.2014).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Однако, оценивая действия ОАО «НКС», выразившиеся  в нарушении установленных частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении сроков введения общедомовых приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что названные действия не привели (и не могли привести) к ущемлению интересов собственников помещений данного многоквартирного дома.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право до 15 сентября 2015 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.

На территории Нижегородской области данное право реализовано постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 №594 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Нижегородской области». Как следствие, в 2012-2014 гг. на территории Нижегородской области при определении платы за коммунальные услуги по отоплению применялся порядок, определенный Правилами №307.

Согласно подпункту «б» пункта 23 Правил №307 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения № 2 к Правилам №307.

В частности, размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

,

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Согласно пункту 25 Правил №307 при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, вне зависимости от того, в какую дату теплоснабжающая организация ввела в жилом доме <…> прибор учета в эксплуатацию (в феврале или в августе 2014 года), в связи с отсутствием сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий календарный год (2013 год), в течение                     2014 года размер платы за отопление в указанном многоквартирном доме подлежал расчету исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 23 Правил №307 исполнитель производит              1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения № 2 к Правилам №307. Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом «г» пункта 20, подпунктом «б» пункта 21, пунктами 23 и 25 Правил №307, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.

При этом корректировка размера платы производится только при наличии показаний прибора учета за период, равный календарному году.

Применительно к рассматриваемой ситуации корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению для жителей многоквартирного <…>, оборудованного коллективными приборами учета тепловой энергии в 2014 году, может быть произведена только по итогам 2015 года. При этом в анализируемом случае нарушение сроков введения общедомовых приборов учета в эксплуатацию в 2014 году не влияет на сумму корректировки, как следствие не приводит к ущемлению интересов потребителей.

С 01.01.2015 на территории Нижегородской области при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению применению подлежали положения пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354). В частности, формулы для расчета размера платы, подлежащие применению согласно названной правовой норме (формулы 3, 3(1) приложения №2 к Правилам №354), предусматривают применение показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.

Подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации 17.12.2014 №1380  «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установлено, что решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении при расчете размера платы за коммунальную услуг по отоплению порядка осуществления такого расчета, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, принятые в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и пункты 1-4 приложения №2 к указанным Правилам (не позднее 01.01.2016).

31 марта 2015 года Правительство Нижегородской области постановлением «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» №180 дополнило пункт 3 постановления от 18.12.2014 №908 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области» абзацем следующего содержания: «При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»». Действие данного абзаца распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

С учетом приведенных положений действующего законодательства расчет платы за коммунальную услугу по отоплению для жителей многоквартирного дома <…> в 2015 году должен осуществляться исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Таким образом, на порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению и на размер такой платы в 2015 году также не мог повлиять факт нарушения ОАО «Нижегородская сбытовая компания» сроков введения коллективных приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Оценив установленные фактические обстоятельства и подлежащие применению положения действующего законодательства, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к итоговому выводу о том, что действия открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков введения общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирном <…> в июне 2014 года, в эксплуатацию, не привели  и не могли привести к ущемлению интересов третьих лиц. Следовательно, указанные действия теплоснабжающей организации не нарушают запретов части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

По тем же причинам, комиссия не усмотрела нарушений антимонопольного законодательства и в действиях общества с ограниченной ответственностью «Дзержинская управляющая компания №3». С другой стороны  данный хозяйствующий субъект в рассматриваемый период времени производил для собственников жилых помещений в многоквартирном доме <…> работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и в его обязанности не входило введение установленных общедомовых приборов учета в эксплуатацию.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41,  49, Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1.         Рассмотрение  дела №267-ФАС52-03/15, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дзержинская управляющая компания №3»  (<…> ) и открытого акционерного общества «Нижегородские коммунальные системы» (<…> ), прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2.         Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме).

Председатель комиссии                                                                      Ю.Н. Гребнев

Члены комиссии                                                                                        И.А. Кошелева                                                                                                      

                                                                                                         А.М. Смолина

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны