Решение №ОШ/10223/20 Решение по делу от 7 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу
ООО «Экоэнерго»
ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» |
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/10/18.1-1229/2020
02 июля 2020 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:
<...> – председателя Комиссии,
<...> – члена Комиссии,
<...>- члена Комиссии,
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом извещенных о рассмотрении жалобы,
рассмотрев 02 июля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу ООО «Экоэнерго» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» при проведении запроса котировок в электронной форме по определению поставщика антискаланта для нужд ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru— 3<...>),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 15.06.2020 поступила жалоба ООО «Экоэнерго» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» при проведении запроса котировок в электронной форме по определению поставщика антискаланта для нужд ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru— 3<...>) (далее – запрос котировок).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова», выразившихся в установлении в закупочной документации требований к предмету закупки, направленных на ограничение конкуренции.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Экоэнерго» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 22.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 16.06.2020 № ОШ/8919/20).
22.06.2020 рассмотрение жалобы ООО «Экоэнерго» отложено до 02.07.2020 (уведомление № ОШ/9642/20 от 26.06.2020).
В свою очередь, ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса котировок, а также возражения на жалобу ООО «Экоэнерго».
В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
02.07.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Экоэнерго» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова»
Изучив доводы жалобы, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
лица, подавшие заявки на участие в торгах;
иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Экоэнерго» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» 11.06.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 3<...>) извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме по определению поставщика антискаланта для нужд ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова».
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупках ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (далее также – Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 20 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом котировок в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением установленных законом случаев.
Согласно разделу II закупочной документации (Наименование и описание предмета закупки (Техническое задание)) подлежащий поставке антискалант должен соответствовать ТУ 2439-021-89819750-2012.
При описании предмета закупки ссылка на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения не запрещается законодательством о закупке товаров, работ, услуг.
Необходимость соответствия поставляемого товара каким-либо техническим условиям сама по себе не свидетельствует о том, что производство товара по таким техническим условиям осуществляется исключительно одним хозяйствующим субъектом. Таким образом, довод заявителя о наличии положений закупочной документации, ограничивающих конкуренцию при организации и проведении закупки, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу об отсутствии оснований для признания жалобы ООО «Экоэнерго» обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
решила:
жалобу ООО «Экоэнерго» на действия ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» при проведении запроса котировок в электронной форме по определению поставщика антискаланта для нужд ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» (номер извещения на сайте https://zakupki.gov.ru— 3<...>) признать необоснованной.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
2020-12519(1)