Решение б/н Решение по делу № 27-ФАС52-КТ-22-09/01-12(13-АТ) от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

№ 27-ФАС52-КТ-22-09/01-12(13-АТ)

 

27 января 2012 года                                                                                  город Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:

- Кирьяковой С.Е.

-

заместителя председателя комиссии, начальника отдела контроля за  размещением государственных заказов,

- Рыжова Д.Е.

-

члена комиссии, специалиста – эксперта отдела контроля за  размещением государственных заказов,

- Будникова А.С.

-

члена комиссии, ведущего специалиста – эксперта отдела контроля за размещением государственных заказов,

с участием:

- Морозова Н.Б.

-

 

представителя  ООО «Санаторий «Грушевая роща» (доверенность от 26.01.2012 № 26/01/12-02),

- Бабыкина Ю.А.

-

 

представителя  ООО «Санаторий «Грушевая роща» (доверенность от 27.01.2012 № 27/01/12-02),

- Карповой А.Н.

-

 

представителя ГУ – НРО ФСС России (доверенность от 26.01.2012 № 121);

- Вайгульт Е.В.

-

 

представителя ГУ – НРО ФСС России (доверенность от 26.01.2012 № 120).

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Грушевая роща» (далее также – ООО «Санаторий «Грушевая роща», Заявитель) о нарушении государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ – НРО ФСС России, Государственный заказчик) требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов при размещении заказа для государственных нужд,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО «Санаторий «Грушевая роща» на действия ГУ – НРО ФСС России при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги (номер извещения  0232000000111000505).

Из жалобы следует, что документация об открытом конкурсе содержит  требования к услугам (к месту оказания услуг – Нижегородская область), влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа, что противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов).   

В связи с этим ООО «Санаторий «Грушевая роща» просит Нижегородское УФАС России провести проверку действий ГУ – НРО ФСС России в рассматриваемой части на соответствие требованиям действующего законодательства.

На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители
ООО «Санаторий «Грушевая роща» поддержали изложенную в жалобе позицию и требования в полном объеме.

Представители ГУ – НРО ФСС России на заседании комиссии Нижегородского УФАС России факт нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов не признали, считают жалобу ООО «Санаторий «Грушевая роща» необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемого размещения заказа в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России №379 от 14.11.2007, пришла к следующим выводам.

 

1) 29.12.2011 на официальном сайте www.zakupki.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги, а также конкурсная документация.

Государственным заказчиком данного размещения заказа выступает государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предметом данного размещения заказа является право на заключение государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги с начальной (максимальной) ценой контракта 49 731 000,00 рублей.

 

2) Процедура размещения заказа путем проведения открытого конкурса регламентирована главой 2 Закона о размещении заказов.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Требования к содержанию конкурсной документации установлены в части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, которой в том числе определено, что документация должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (пункт 4).

Кроме того, согласно пункту 5 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса также указываются сведения о месте оказания услуг.

Документацией и извещением о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги предусмотрено, что местом оказания услуг является Нижегородская область (пункт 1.3 Информационной карты открытого конкурса, пункт 5 Технического задания).

ГУ – НРО ФСС России осуществляет страховое обеспечение в виде медицинской реабилитации застрахованных лиц в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в рамках Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Условия, размеры и порядок оплаты медицинской реабилитации застрахованных лиц определены Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее также - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286.

Согласно пункту 29 указанного Положения, оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациям, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, осуществляется страховщиком в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации о наличии у застрахованного лица медицинских показаний к определенному курсу медицинской реабилитации путем оплаты расходов на лечение, проживание (с размещением в одно- или двухместном номере со всеми удобствами, за исключением номеров повышенной комфортности).

В соответствии с пунктом 30 Положения, оплате страховщиком подлежат санаторно-курортные услуги, оказываемые организациями, расположенными на территории Российской Федерации. Отбор указанных организаций осуществляется страховщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 31 Положения установлено, что оплата расходов на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, осуществляется в соответствии со сроками и периодичностью санаторно-курортного лечения, рекомендованными застрахованному лицу в программе реабилитации пострадавшего, но не чаще 1 раза в год, на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых страховщиком с указанными организациями, отобранными в установленном порядке.

При формировании государственных заказов на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, в частности, при выборе условия о месте оказания услуг, ГУ – НРО ФСС России учитываются потребности застрахованных лиц и установленные медицинскими учреждениями рекомендации.

Медицинское заключение врачебной комиссии оформляется медицинской справкой до получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256. Пункт 18 справки предусматривает указание сведений о предпочтительном месте лечения: местные санатории или курорты.

При этом Минздравсоцразвития России определил, что при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах (п. 1.4 Приказа N 256 от 22.11.2004 года "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение").

Также в данном приказе установлено, что больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близлежащие санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля.

Таким образом, основным условием предоставления путевки гражданам является их нуждаемость в санаторно-курортном лечении, подтвержденная заключением лечебного учреждения, в том числе справкой по форме N 070/у-04.

Согласно пункту 1.3 Методических указаний "Организация санаторного лечения пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации 02.10.2001 N 2001/140, рекомендовано направлять больных в санатории, максимально приближенные к месту их постоянного жительства, поскольку проведение санаторно-курортного лечения в привычных климатогеографических условиях не требует дополнительного времени на акклиматизацию и реакклиматизацию, исключает неудобства, связанные с перемещением на большие расстояния, и уменьшает транспортные расходы.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области установлено, что ГУ – НРО ФСС России проводит мониторинг заявлений (в которых также указано о предпочтительном месте лечения) и справок обратившихся граждан, в пределах средств, утвержденных в бюджете, объявляет конкурс на оказание услуг в том месте, на те территории и курорты, которые указаны в справках, выданных лечебными учреждениями.

Из материалов дела следует, что основанием для проведения рассматриваемого открытого конкурса послужили заявления граждан, обратившихся в филиалы ГУ – НРО ФСС России, и предоставивших справку для получения путевки в 2012 году по форме N 070/у-04. В большинстве медицинских справок (более 50%) имеются рекомендации санаторно-курортного лечения в местных санаториях, т.е. на территории Нижегородской области.

Таким образом, в рассматриваемом случае определение Нижегородской области в качестве места оказания услуг правомерно и определено в соответствии с потребностями заказчика.

Указание в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации места оказания услуг подобным образом соответствует пункту 5 части 4 статьи 21 и пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов и само по себе не свидетельствует о фактической невозможности всех лиц, имеющих право на оказание услуг, принять участие в конкурсе (независимо от их места нахождения). Отсутствие в Нижегородской области у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, соответствующих медицинских учреждений является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения заказчиком числа участников размещения заказа.

Кроме того, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, проверив документацию о проведении рассматриваемого открытого конкурса в части требований, установленных к участникам размещения заказа, нарушений положений Закона о размещении заказов также не обнаружила.

Также, по мнению комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, в рассматриваемом случае отсутствуют и признаки нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного доводы ООО «Санаторий «Грушевая роща» о том, что              ГУ – НРО ФСС России, устанавливая в конкурсной документации в качестве места оказания услуг Нижегородскую область, нарушило часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, статьи 1 и 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", признаются несостоятельными.

В связи с этим жалоба ООО «Санаторий «Грушевая роща» признается необоснованной.

 

3) По смыслу части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в соответствии с частями 2-4 статьи 25 Закона о размещении заказов.

Так, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа (в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа).

Согласно пункту 7.1 раздела II Информационной карты конкурса (Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе) заказчиком определены следующие критерии оценки заявок:

- цена единицы услуги (путевки);

- качество работ и квалификация участника конкурса,

что не противоречит части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.

Требования к составу конкурсной заявки установлены в подпункте 3.3.1. пункта 3.1 раздела II Информационной карты конкурса.

Вместе с тем требование о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, при проведении данного конкурса заказчиком не установлено.

При изложенных выше обстоятельствах комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что, разработав конкурсную документацию подобным образом, ГУ – НРО ФСС России нарушило положения части 4 статьи 22 и части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.

 

4) В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 № 379, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе не выдавать предписание в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные ГУ – НРО ФСС России нарушения законодательства о размещении заказов, не привели в рассматриваемом случае к ущемлению прав и законных интересов участников размещения заказа, не повлияли и не могли повлиять на результаты проведения данного открытого конкурса, что исключает необходимость выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов,

решила:

 1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «Грушевая роща» на действия государственного учреждения - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на оказание услуг по медицинской реабилитации застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве, в организации, оказывающей санаторно-курортные услуги необоснованной.

2. Признать государственного заказчика - государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - нарушившим требования части 4 статьи 22 и части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.

3. Предписание об устранении допущенных нарушений государственному заказчику - государственному учреждению - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - в связи с отсутствием влияния на результаты размещения заказа не выдавать.

4. Направить материалы дела уполномоченному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения дела по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                                       С.Е. Кирьякова

 

Члены комиссии                                                                                                         Д.Е. Рыжов

 

               А.С. Будников

Связанные организации

Связанные организации не указаны