Решение б/н Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ни... от 10 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 
   


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

603000, г.Нижний Новгород, пл.Горького, д.6

тел. 430-03-55, факс 434-14-70

 

 

 

 

_________  № __________

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№1768-ФАС52-03/18

 

10 марта  2019 года                                                                             г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства в составе:

 

- Патокина Н.Н.

-

председатель комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления;

- Королева И.А.

-

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

       -Попутникова М.К.

-

член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,-

 

в присутствии на заседании:

 

-

 

 

       -

-

 

 

-

представитель по доверенности от   №      ;

 

представитель по доверенности от  №        ;

 

 

рассмотрев дело №1768-ФАС52-03/18, по признакам нарушения публичным  акционерным обществом  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило на рассмотрение обращение заявителя (от 05.02.2018 вх.№1157)    на действия публичного акционерного общества (далее также – ПАО  , теплоснабжающая организация), выразившиеся в необоснованном, с точки зрения заявителя, введении ограничения подачи тепловой энергии на объекты     ЗАЯВИТЕЛЬ.

По признакам нарушения ПАО   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» 16.08.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области издан приказ №233 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

На заседании комиссии, состоявшемся 06.12.2018 в 10 часов 30 минут, представитель ПАО   поддержал доводы, изложенные обществом в письменных пояснениях от 10.09.2018 вх.№8971; от 03.10.2018 вх.№9470; от 10.10.2018 вх.№9647.

На заседание комиссии, состоявшееся 06.12.2018,     ЗАЯВИТЕЛЬ  явку своих представителей не обеспечило; о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом.

В ходе рассмотрения дела №1768-ФАС52-03/18 комиссией Нижегородского УФАС России установлены следующие фактические обстоятельства.

Как следует из представленных материалов, между ПАО   и     ЗАЯВИТЕЛЬ  заключен договор купли-продажи тепловой энергии №     от              .

В свою очередь     ЗАЯВИТЕЛЬ является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловой ресурс конечным потребителям  на территории города.

Так,     ЗАЯВИТЕЛЬ закупает у ПАО   тепловую энергию в рамках вышеуказанного договора с целью реализации указанного вида ресурса населению.

Согласно информации, представленной в антимонопольный орган, письмом от 22.01.2018 №920-13/10 ПАО   уведомило     ЗАЯВИТЕЛЬ о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с наличием задолженности с 01.02.2018.

Письмом от 30.01.2018 №920-13/29 теплоснабжающая организация повторно уведомила     ЗАЯВИТЕЛЬ о предстоящем введении режима ограничения поставки теплоносителя, поскольку последнее не предприняло действий, направленных на погашение образовавшейся задолженности.

01.02.2018 ПАО   ввело ограничение подачи тепловой энергии путем снижения температуры и объема теплоносителя, в результате чего было снижено качество параметров теплоносителя подаваемого на социально значимые объекты и многоквартирные дома на территории города.

Между тем, по смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Действия ПАО   могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку общество занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.

Пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно нормам статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Вышеуказанной статьей также предусмотрено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее также – Правила организации теплоснабжения).

Пунктом 93 Правил организации теплоснабжения установлено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

В соответствии с пунктом 96 Правил в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством. Кроме того, в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей.

Вместе с тем пунктом 97 Правил организации теплоснабжения определен следующий порядок ограничения режима потребления тепловой энергии социально значимых категорий потребителей:

- теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;

- теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;

- в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;

- если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;

- возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.

Как указывалось выше, между ПАО   и     ЗАЯВИТЕЛЬ заключен договор теплоснабжения.

Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора теплоснабжающая организация обязана производить и продавать через присоединенную сеть тепловую энергию абоненту, а последний, в свою очередь, обязуется принимать тепловую энергию в согласованных режимах подачи-потребления и оплачивать принятую тепловую энергию в соответствии с условиями договора.

Основные положения, касающиеся приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, содержатся в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее также – Правила №354).

Исходя из пункта 121 Правил №354, не допускается ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; пунктом 122 Правил №354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Кроме того, в пункте 45 Правил организации теплоснабжения указано, что единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

Пунктом 74 Правил организации теплоснабжения определено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит следующие существенные условия:

- максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей;

- заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору;

- обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

- расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

- порядок обеспечения доступа сторон договора или по взаимной договоренности другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

- порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб;

- порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

- порядок взаимодействия при аварийных ситуациях;

- срок начала исполнения теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения с потребителем тепловой энергии.

Учитывая изложенное, ПАО   и     ЗАЯВИТЕЛЬ при заключении договора теплоснабжения обязаны согласовать в условиях договора порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям, предусмотрев, в том числе, режимы введения ограничений для социально значимых категорий потребителей, указанные  в пункте 95 Правил организации теплоснабжения.

Таким образом, в условиях связанности технологического процесса передачи теплоносителя с объектов генерации ПАО   в тепловые сети     ЗАЯВИТЕЛЬ, посредством которых осуществляется теплоснабжение конечных потребителей, ограничение подачи тепловой энергии приводит к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (жители многоквартирных домов, население, пользующееся услугами учреждений социального назначения) и хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности на территории города.

Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения ПАО    части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

По правилам части 5 статьи 49 ФЗ №135 комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Поскольку, на момент вынесения комиссией антимонопольного органа решения по настоящему делу, нарушения норм действующего законодательства устранены, на основании чего, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции»:

 

 

решила:

 

Признать публичное акционерное общество    нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в введении ограничения подачи тепловой энергии на объекты муниципального теплоэнергетического производственного унитарного предприятия.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии                                                                        Н.Н. Патокина

 

 

Члены комиссии                                                                                          И.А. Королёва

 

 

М.К. Попутникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны