Решение б/н Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ни... от 10 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
603000, г.Нижний Новгород, пл.Горького, д.6
тел. 430-03-55, факс 434-14-70
_________ № __________
РЕШЕНИЕ
по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№1768-ФАС52-03/18
10 марта 2019 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Патокина Н.Н. |
- |
председатель комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления; |
- Королева И.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
-Попутникова М.К. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий,- |
в присутствии на заседании:
-
- |
-
- |
представитель по доверенности от № ;
представитель по доверенности от № ;
|
рассмотрев дело №1768-ФАС52-03/18, по признакам нарушения публичным акционерным обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило на рассмотрение обращение заявителя (от 05.02.2018 вх.№1157) на действия публичного акционерного общества (далее также – ПАО , теплоснабжающая организация), выразившиеся в необоснованном, с точки зрения заявителя, введении ограничения подачи тепловой энергии на объекты ЗАЯВИТЕЛЬ.
По признакам нарушения ПАО части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» 16.08.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области издан приказ №233 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».
На заседании комиссии, состоявшемся 06.12.2018 в 10 часов 30 минут, представитель ПАО поддержал доводы, изложенные обществом в письменных пояснениях от 10.09.2018 вх.№8971; от 03.10.2018 вх.№9470; от 10.10.2018 вх.№9647.
На заседание комиссии, состоявшееся 06.12.2018, ЗАЯВИТЕЛЬ явку своих представителей не обеспечило; о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела №1768-ФАС52-03/18 комиссией Нижегородского УФАС России установлены следующие фактические обстоятельства.
Как следует из представленных материалов, между ПАО и ЗАЯВИТЕЛЬ заключен договор купли-продажи тепловой энергии № от .
В свою очередь ЗАЯВИТЕЛЬ является теплоснабжающей организацией, поставляющей тепловой ресурс конечным потребителям на территории города.
Так, ЗАЯВИТЕЛЬ закупает у ПАО тепловую энергию в рамках вышеуказанного договора с целью реализации указанного вида ресурса населению.
Согласно информации, представленной в антимонопольный орган, письмом от 22.01.2018 №920-13/10 ПАО уведомило ЗАЯВИТЕЛЬ о введении ограничения подачи тепловой энергии в связи с наличием задолженности с 01.02.2018.
Письмом от 30.01.2018 №920-13/29 теплоснабжающая организация повторно уведомила ЗАЯВИТЕЛЬ о предстоящем введении режима ограничения поставки теплоносителя, поскольку последнее не предприняло действий, направленных на погашение образовавшейся задолженности.
01.02.2018 ПАО ввело ограничение подачи тепловой энергии путем снижения температуры и объема теплоносителя, в результате чего было снижено качество параметров теплоносителя подаваемого на социально значимые объекты и многоквартирные дома на территории города.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе запрещается нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Действия ПАО могут являться предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку общество занимает доминирующее положение на рынке поставки тепловой энергии и услуг горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливает, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно нормам статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
Вышеуказанной статьей также предусмотрено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее также – Правила организации теплоснабжения).
Пунктом 93 Правил организации теплоснабжения установлено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.
В соответствии с пунктом 96 Правил в отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством. Кроме того, в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей.
Вместе с тем пунктом 97 Правил организации теплоснабжения определен следующий порядок ограничения режима потребления тепловой энергии социально значимых категорий потребителей:
- теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
- теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
- в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
- если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
- возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
Как указывалось выше, между ПАО и ЗАЯВИТЕЛЬ заключен договор теплоснабжения.
Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора теплоснабжающая организация обязана производить и продавать через присоединенную сеть тепловую энергию абоненту, а последний, в свою очередь, обязуется принимать тепловую энергию в согласованных режимах подачи-потребления и оплачивать принятую тепловую энергию в соответствии с условиями договора.
Основные положения, касающиеся приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, содержатся в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее также – Правила №354).
Исходя из пункта 121 Правил №354, не допускается ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; пунктом 122 Правил №354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, в пункте 45 Правил организации теплоснабжения указано, что единая теплоснабжающая организация (покупатель) и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии в системе теплоснабжения (поставщик), обязаны заключить договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О теплоснабжении" для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 74 Правил организации теплоснабжения определено, что договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит следующие существенные условия:
- максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей;
- заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;
- ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору;
- обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;
- расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;
- порядок обеспечения доступа сторон договора или по взаимной договоренности другой организации к тепловым сетям и приборам учета;
- порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб;
- порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;
- порядок взаимодействия при аварийных ситуациях;
- срок начала исполнения теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения с потребителем тепловой энергии.
Учитывая изложенное, ПАО и ЗАЯВИТЕЛЬ при заключении договора теплоснабжения обязаны согласовать в условиях договора порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям, предусмотрев, в том числе, режимы введения ограничений для социально значимых категорий потребителей, указанные в пункте 95 Правил организации теплоснабжения.
Таким образом, в условиях связанности технологического процесса передачи теплоносителя с объектов генерации ПАО в тепловые сети ЗАЯВИТЕЛЬ, посредством которых осуществляется теплоснабжение конечных потребителей, ограничение подачи тепловой энергии приводит к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (жители многоквартирных домов, население, пользующееся услугами учреждений социального назначения) и хозяйствующих субъектов в предпринимательской деятельности на территории города.
Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения ПАО части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
По правилам части 5 статьи 49 ФЗ №135 комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.
Поскольку, на момент вынесения комиссией антимонопольного органа решения по настоящему делу, нарушения норм действующего законодательства устранены, на основании чего, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49 Федерального закона «О защите конкуренции»:
решила:
Признать публичное акционерное общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в введении ограничения подачи тепловой энергии на объекты муниципального теплоэнергетического производственного унитарного предприятия.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.Н. Патокина
Члены комиссии И.А. Королёва
М.К. Попутникова