Решение б/н Решение по делу №327 -ФАС52-07/14 от 24 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу №327 -ФАС52-07/14

       

        

                                                                                                            г. Н. Новгород

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Смирнов С.В.

-

Председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;

Швецова О.Ю.

-

-

член Комиссии, начальника отдела  контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

Михайлова Н.В.

 

 

Суконкин Д.В.

 

 

 

 

 

 

Кожевникова Т.А.

-

член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

член Комиссии, главный эксперт отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском Федеральном округе,

член Комиссии, эксперт 1 категории отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском Федеральном округе.

 

рассмотрев дело №327-ФАС52-07/14 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», возбужденное в отношении ООО СК «Цюрих» (юридический адрес: 121087, г.Москва, ул.Багратионовский проезд, д.7, корп.11; 603005, г.Н.Новгород, ул.Минина, д.9/4) по обращению ОАО «СОГАЗ» (юридический адрес: 107078, г.Москва, пр.Академика Сахарова, д.10; адрес филиала: 603006, г.Н.Новгород, ул.Семашко, д.37), при участии ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода (603004, г. Н.Новгород, ул.Юлиуса Фучика, д.6) по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

- представителя ООО СК «Цюрих» по доверенности от 31.12.2013г. №1304 Шибаева Ю.В.,

- представителя ОАО «СОГАЗ» по доверенности от 25.03.2014г. Красильниковой С.В.;

 

Установила:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение ОАО «СОГАЗ» на действия ООО СК «Цюрих», содержащие, по мнению заявителя, признаки недобросовестной конкуренции и противоречащие требованиям части 1 статье 14 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В своем обращении заявитель сообщил, что 28.02.2014г. ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Победителем признано ООО СК «Цюрих». По мнению заявителя, ООО СК «Цюрих» рассчитало страховую премию с нарушением требований Постановления Правительства №739 от 08.12.2005г., в результате чего стало победителем.

В связи с указанными обстоятельствами, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 30.04.2014г. издал приказ №136 о возбуждении дела №327-ФАС52-07/14 по признакам нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ООО СК «Цюрих».

В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «СОГАЗ» поддержал заявленные требования. ООО СК «Цюрих» с заявленными требованиями не согласилось.

Заслушав доклад члена комиссии, обсудив доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.  

ООО СК «Цюрих» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2010г. за основным государственным регистрационным номером 1027739205240 согласно Свидетельства серия <...> Согласно пункта 1.3 Устава общества, утвержденного решением участника 14.03.2014г., основной целью общества является защита предприятий, организаций, учреждений, трудовых коллективов и граждан от рисковых случаев и непредвиденных действий в условиях перехода и осуществления рыночных отношений, то есть осуществление страховой деятельности. На территории г.Н.Новгорода располагается филиал ООО «СК «Цюрих».

ОАО «СОГАЗ» зарегистрировано 22.03.1995г. согласно Свидетельства №007220493. Согласно статье 6 Устава ОАО «СОГАЗ», утвержденного решением годового Общего собрания акционеров от 16.06.2011г., основной целью общества является осуществление страховой деятельности. На территории г.Н.Новгорода находится филиал ОАО «СОГАЗ».

Таким образом, ОАО «СОГАЗ» и ООО СК «Цюрих» работают на одном рынке - рынке страховых услуг в границах Нижегородской области, и, следовательно, являются конкурентами.

28.02.2014г. ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода разместило на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по выбору страховщика для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств.

Заявления подали три страховых организации: ОАО «СОГАЗ», ООО «Росгосстрах», ООО СК «Цюрих».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 505,43 рублей.

Победителем запроса котировок признано ООО СК «Цюрих» как участник, предложивший минимальную цену контракта в сумме 13 389,30 руб. в связи с использованием иного коэффициента КБМ.

Согласно части 6 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Частью 1 статьи 9 ФЗ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

 Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию  (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения  при определении страховой премии по договору обязательного страхования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее - Постановление Правительства РФ от 08.12.2005  №739).

 Размер суммы страховой премии определяется в соответствии с указанным выше Постановлением как произведение базового страхового тарифа на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент страховых тарифов (КБМ), который зависит от текущего класса и наличия страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 08.12.2005  №739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» установлены  порядок применения и расчета коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ).

Согласно пункта 4 примечаний к пункту 3 Страховых тарифов по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя и представленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Таким образом, законодательство предусматривает, что страховщик для расчета страховой премии, в том числе определения класса автомобиля при расчете коэффициента КБМ может использовать различные источники информации.

Согласно приложению №2 к извещению о проведении запроса котировок «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» страхуемые автомобили принадлежат к следующим классам:

- «Ford Focus» госномер К015ТК152 – 5 класс;

- «Ford Focus» госномер А176АА152 – 6 класс.

В связи с этим, расчет начально цены контракта производился заказчиком с применением коэффициентов 0,9 и 0,85 КБМ.

ООО СК «Цюрих» при расчете цены контракта в отношении автомобиля «Ford Focus» госномер А176АА152 применило коэффициент КБМ равный 0,6, что соответствует 11 классу.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО СК «Цюрих» сообщил, что данные, которые были представлены заказчиком, в том числе коэффициент КБМ, проверены обществом путем электронного запроса в АИС РСА. Согласно данным РСА для автомобиля «Ford Focus» госномер А176АА152 должен применять КБМ равный 0,6 на основании ID запроса РСА 1247884506. Кроме того, ООО СК «Цюрих» в предыдущем периоде являлся страховщиком автомобилей налоговой инспекции и обладал сведениями об отсутствии страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров.

На основании изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России направила запрос в НП «Российский Союз Страховщиков» для уточнения коэффициента КБМ для автомобиля «Ford Focus» госномер А176АА152.

Российский Союз Автостраховщиков в письме от 17.06.2014г. №И-28976 сообщил, что исходя из содержания положений Федерального закона №267, страховщик имеет право выбора способа определения КБМ для расчета страховой премии при заключении договора ОСАГО. По информации из АИС РСА по состоянию на 28.03.2014г., то есть дату начала действия договора, подлежит применению КБМ 0,6, что соответствует 11 классу страхования. Учитывая, что последним закончившимся договором является договор ОСАГО, заключенный с ООО СК «Цюрих», при применении КБМ общество могло воспользоваться имеющимися у него сведениями в соответствии с Федеральным законом №267.

Таким образом, ООО СК «Цюрих» правомерно применило коэффициент КБМ равный 0,6, что соответствует действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Федерального закона  «О защите конкуренции»,  недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо исходить из признаков недобросовестной конкуренции, изложенных в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Такими признаками являются:

- хозяйствующие субъекты должны осуществлять предпринимательскую деятельность;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть направлены на получение преимуществ;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны быть противозаконны;

- действия недобросовестного хозяйствующего субъекта должны причинить или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам.

Закон обязывает квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как недобросовестную конкуренцию только при наличии в его действиях всех признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных Федерального закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 14  Федерального закона «О защите конкуренции»  определено, что не допускается недобросовестная конкуренция.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что ОАО «СОГАЗ» и ООО СК «Цюрих» работают на одном рынке оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в границах Российской Федерации, следовательно, являются конкурентами.

ООО СК «Цюрих» являлось страховщиком автомобилей «Ford Focus» госномер К015ТК152, «Ford Focus» госномер А176АА152 ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода в период с 28.03.2013г. по 27.03.2014г., что подтверждается сведениями об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортного средства по договору обязательного страхования ВВВ-0619795516, а также страховым полисом сроком действия от 28.03.2014г. по 27.03.2015г., в котором указано, что «История страхования в ООО СК «Цюрих».

По информации из АИС РСА по состоянию на 28.03.2014г., то есть дату начала действия договора, автомобилю «Ford Focus» госномер А176АА152 соответствовал 11 класс страхования, то есть подлежал применению коэффициент КБМ равный 0,6. По информации ООО СК «Цюрих» как страхователя в предыдущий период коэффициент КБМ равен 0,6.

Исходя из положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2012г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» страховщик при заключении договора обязательного страхования имел право использовать сведения о страховании, имеющиеся у страховщика либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестной конкуренции и нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» в действиях ООО СК «Цюрих».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции» рассмотрение дела подлежит прекращению в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Между тем, Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что действия ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода по неверному применению коэффициента КБМ при расчете начальной цены договора страхования согласно документации по запросу котировок привели к неверным расчетам страховой премии со стороны иных страховых компаний, что привело к получению преимущества ООО СК «Цюрих» по отношению к другим страховщикам при участии в запросе котировок.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

решила:

 

Прекратить рассмотрение дела №327-ФАС52-07/14, возбужденного в отношении ООО СК «Цюрих», в связи с отсутствием в его действиях нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

 

 

           Председатель комиссии                                                         С.В.Смирнов

 

 

           Члены Комиссии                                                                     О.Ю.Швецова

 

    

                                                                                                                Н.В.Михайлова

 

                                                                                                                Д.В.Суконкин

 

                                                                                                                Т.А.Кожевникова

Связанные организации

Связанные организации не указаны