Решение б/н Решение по делу № 328-ФАС52-07/16 от 22 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

08.04.2016 № СС-07/3100

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 328-ФАС52-07/16     

                                                                    

                                                                                                г.Н.Новгород

 

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08 апреля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело №328-ФАС52-07/16, возбужденное в отношении публичного акционерного общества «Мегафон» (115035, г.Москва, ул.Кадашевская наб. д. 30; адрес представительства: 603104, г.Нижний Новгород, ул. Нартова, д.6) по обращению Вифлеемского А.Б. по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в присутствии:

- Вифлеемского А.Б.,

- представителя ПАО «Мегафон» по доверенности от 30.07.2014г. К.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

11.01.2016г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Вифлеемского А.Б. (вх.№1) по поводу рекламы тарифных планов, распространенной в виде рекламных листовок в салоне связи оператора «Мегафон», содержащих, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».

В связи с местонахождением ПАО «Мегафон» в городе Москве и возможным распространением подобных рекламных сообщений на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, на основании пункта 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области ходатайствовало перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ПАО «Мегафон». 

Письмом от 18.02.2016г. исх.№АК/9751/16 (вх.№1393 от 29.02.2016г.) ФАС России наделила Нижегородское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ПАО «Мегафон».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 14 марта 2016 года вынесло Определение №328-ФАС52-07/16 о возбуждении дела по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в отношении ПАО «Мегафон».

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.

В январе – феврале 2016 года в салоне связи оператора «Мегафон» по адресу: г.Н.Новгород, пл.М.Горького, д.4/2, распространялись рекламные листовки, содержащие описание тарифных планов:

- «Тарифы, расскажи о себе главное»,

- «Опции, расскажи о своих планах»,

- «Интернет, расскажи, что любишь»,

- «0, переходи на ноль»,

- «Простые тарифы для вашего бизнеса».

Специалисты Нижегородского УФАС России осуществили выход в салон связи «Мегафон», расположенный по адресу: г.Н.Новгород, пл.Горького, д.4/2, 1 этаж, о чем составлен акт наблюдения от 01.02.2016г.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как ориентировано на неопределенный круг лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – оператору связи «Мегафон», товаром являются услуги связи, оказываемые в соответствии с выбранным абонентом тарифом.

Вифлеемский А.Б. в обращении и в ходе рассмотрения дела пояснил, что оператор связи «Мегафон» в салонах связи распространяет рекламные листовки, содержащие описание и условия подключения различных видов тарифных планов. Между тем, рекламные листовки не содержат сведений о начислении абонентской платы в случае неиспользования услуг связи. Данная информация содержится только на официальном сайте оператора связи «Мегафон» http://nn.megafon.ru в разделе «Тарифы», согласно которой в случае неиспользования услуг связи более 45 календарных дней подряд начисляется абонентская плата 15 рублей в сутки. В частности, заявитель узнал о начислении ему абонентской платы в декабре 2015 года, когда на приобретенный им телефонный номер <...> -920-012-29-28, используемый в модеме «Мегафон» (тариф «Мегафон-онлайн»), была начислена абонентская плата в сумме 155 руб. в связи с тем, что заявитель не пользовался услугами связи и, соответственно, телефонным номером, в течение 89 дней. По мнению заявителя, отсутствие в рекламных листовках информации о начислении абонентской платы при длительном неиспользовании телефонного номера искажает смысл рекламной информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Представитель ПАО «Мегафон» в ходе рассмотрения дела сообщил, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит императивных норм, обязывающих операторов связи указывать в рекламных сообщениях все условия подключения и пользования тарифами услуг телефонной связи. Рекламные листовки тарифов содержат сравнительный анализ параметров тарифных планов, что помогает абоненту выбрать оптимальный вариант. Условие начисления абонентской платы при неиспользовании абонентом услуги связи применяется для всех тарифов без исключения. В тексте рекламы содержится фраза: «Узнайте полные условия тарифных планов в точках продаж и обслуживания и на сайте megafon.ru», что вполне достаточно для информирования абонентов.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.

Рекламные листовки «Тарифы, расскажи о себе главное», «Переходи на ноль», распространяемые в салоне связи «Мегафон», содержат сведения о следующих тарифных планах:

- «Мегафон – Все включено» - ежемесячная абонентская плата от 170 рублей до 1990 рублей;

- «Переходи на ноль» - ежемесячная абонентская плата 0 рублей;

- «Все просто» - ежемесячная абонентская плата 0 рублей;

- «Теплый прием» - ежемесячная абонентская плата 0 рублей.

Рекламные листовки не содержат информации о начислении абонентской платы при длительном неиспользовании телефонного номера (услуг связи).

Информация о том, что в случае неиспользования услуг связи более 45 календарных дней подряд абонентам начисляется абонентская плата в размере 15 рублей в сутки и абонентская плата взимается до момента достижения порога отключения, содержится только на сайте http://nn.megafon.ru в разделе «Тарифы» при выборе опции «Подробнее о тарифе, загрузить полную версию в формате PDF».

Данная информация является для потребителей существенной, и ее отсутствие ввело заявителя в заблуждение.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, отсутствие в рекламных листовках существенной информации о начислении абонентской платы при длительном неиспользовании абонентом услуг связи на определенном тарифе искажает смысл рекламной информации, поскольку рекламные листовки содержат конкретные сведения об абонентской плате (либо о ее наличии, либо о ее отсутствии), и вводит потребителей в заблуждение, так как потребитель не может узнать из рекламной информации о том, что имеется дополнительная абонентская плата за неиспользование телефонного номера.

Отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» норм, обязывающих оператор связи указывать в рекламе все условия подключения и пользования тарифными планами, не свидетельствует о том, что оператор связи может не указывать существенные условия пользования тарифами, если при этом вводятся в заблуждение потребители.

Факт введения в заблуждение потребителя рекламы при отсутствии в рекламном сообщении части существенной информации подтверждается заявлением Вифлеемского А.Б. и его доводами, приведенными в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

ПАО «Мегафон» представил договор на изготовление полиграфической продукции от 30.01.2015г. №1, заключенный с ООО «ДДД».

Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения в виде рекламных листовок является ПАО «Мегафон».

Таким образом, реклама ПАО «Мегафон», распространенная в январе – феврале 2016 года в салоне связи по адресу: г.Н.Новгород, пл.М.Горького, д.4/2, противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ПАО «Мегафон» предписание об устранении выявленного правонарушения.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36  Федерального закона «О  рекламе», и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508,  Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ПАО «Мегафон», распространенную в январе – феврале 2016 года в салоне связи по адресу: г.Н.Новгород, пл.М.Горького, д.4/2, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать предписание об устранении выявленного правонарушения.

3. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                         С.В.Смирнов

Члены Комиссии                                                                           Д.А.Гришков

                                                                                                     Н.В.Михайлова

 

исп.: Михайлова Н.В.,

 

тел. 8(831) 430-55-74

 

08.04.2016 № СС-07/3101

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №328-ФАС52-07/16

о прекращении нарушения законодательства

 Российской Федерации о рекламе

 

 

        08 апреля 2016 года                                                     г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Гришков Д.А.

-

член Комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Михайлова Н.В.

-

член Комиссии, главный специалист – эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

на основании решения от 08.04.2016г. по делу №328-ФАС52-07/16 о признании ненадлежащей рекламы ПАО «Мегафон», распространенной в январе – феврале 2016 года в салоне связи по адресу: г.Н.Новгород, пл.М.Горького, д.4/2, поскольку она противоречит требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08. 2006 №508, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ПАО «Мегафон» в срок до 20 мая 2016 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: прекратить распространение рекламных листовок «Тарифы, расскажи о себе главное», «Переходи на ноль», содержащих сведения о тарифных планах без указания части существенной информации о начислении абонентской платы при неиспользовании абонентом услуг связи свыше 45 календарных дней подряд.

2. ПАО «Мегафон» представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23 мая 2016 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.  

В случае невыполнения в установленный  срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает юридическое лицо от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии                                                             С.В.Смирнов  

Члены комиссии                                                                         Д.А,Гришков  

           Н.В.Михайлова   

 

Исп.:Михайлова Н.В.

 

Тел.: 8(831) 430-55-74

Связанные организации

Связанные организации не указаны