Постановление б/н Постановление по делу об административном правонарушении №... от 29 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№332-ФАС52-03/15

 

Резолютивная часть постановления оглашена 07.04.2015     

В полном объеме постановление изготовлено 09.04.2015

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Ю.Н. Гребнев, рассмотрев материалы дела №332-ФАС52-03/15 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 5; ИНН 5260070633,                                ОГРН 1025203035351) с участием защитника общества <…> (по доверенности от 31.12.2014 №16),

 

установил:

 

Согласно постановлению прокурора Сокольского района Нижегородской области от 25.03.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении открытому акционерному общества «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (далее также – ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», поставщик газа) вменяется совершение правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ, Кодекс).

Письмом от 27.03.2015 (исх.№2-7/29-2015) прокуратурой Сокольского района Нижегородской области вышеуказанное постановление направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения по существу.

С учетом положений части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось принятие комиссией Нижегородского УФАС России решения по делу №1523-ФАС52-03/14 от 03.03.2015, которым установлен факт нарушения ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства                  №1523-ФАС52-03/14, принятым комиссией Нижегородского УФАС России                    03 марта 2015 года, признано установленным вступившим в законную силу судебным актом (решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 28.07.2014 по делу №2-273/2014) факт нарушения открытым акционерным обществом «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 5; ИНН 5260070633,                                ОГРН 1025203035351) антимонопольного законодательства (части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции) в части прекращения с 19.05.2014 поставки газа на котельные, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью «Сокольские тепловые системы», посредством которых обеспечиваются услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения граждане и социально-значимые объекты поселка городского типа Сокольское, а именно:

- на котельную №3, расположенную на ул. Механизаторов, д.20, обслуживающую многоквартирные жилые дома и МКДОУ Детский сад №5  на улице Садовая п.г.т. Сокольское Сокольского района Нижегородской области;

- на котельную №4, обсуживающую ГБУЗ НО «Сокольская ЦРБ» и жилой дом №50 по улице Докучаева п.г.т. Сокольское.

Вышеуказанное решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в судебном порядке не оспаривалось.

Из постановления прокурора Сокольского района Нижегородской области следует, что данной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства                            в сфере «газоснабжения», в результате которой в деятельности ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» выявлено нарушение антимонопольного законодательства, путем введения с 19.05.2014 режима ограничения потребления газа в отношении вышеназванных объектов, принадлежащих ООО «Сокольские тепловые системы».

В целях установления (наличия) либо отсутствия в действиях                                ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» факта нарушения антимонопольного законодательства указанные материалы проведенной проверки направлены прокуратурой Сокольского района Нижегородской области в Нижегородское УФАС России.

В объяснениях защитника ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» - <…>, участвующего 25.03.2015 при вынесении прокурором Сокольского района Нижегородской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, указано, что с возбуждением дела об административном правонарушении не согласен.

На основании постановления прокурора Сокольского района Нижегородской области от 25.03.2015 определением от 31.03.2015 (исх.№СС-03/1293) должностным лицом Управления назначено время рассмотрения дела №332-ФАС52-03/15, а именно: на 07 апреля 2015 года в 15 часов 30 минут. Указанный процессуальный документ антимонопольным органом направлен в адрес ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (реестр Управления на отправляемую корреспонденцию от 03.04.2015, отчет об отправке факсом от 01.04.2015).

07.04.2015 на рассмотрении дела №332-ФАС52-03/15 защитник                                ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» <…> (по доверенности от 31.12.2014 №16) поддержал позицию, изложенную в письменных объяснениях по делу от 02.04.2015 (исх.№1344).

<…> разъяснены права, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права <…> понятны, отводы им не заявлены.

Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела об                административном правонарушении доказательства, должностное лицо,              рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

I. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Открытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» приказом Нижегородского УФАС России от 29.11.2001 №223 (с учетом изменений, внесенных приказом от 21.03.2011 №71) включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции «оптовая реализация газа горючего природного» на территории Нижегородской области с долей более 50 процентов.

Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об изменении доли                   ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» на рынке оптовой реализации газа  на территории Нижегородской области, не установлено.

С учетом изложенного ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» занимает доминирующее положение на рынке оптовой реализации газа, поэтому действия данного общества могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа (в том числе в контексте соблюдения требований части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции»).

II. Как следует из материалов дела, 27.10.2014 (вх.№8288) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области обратилась прокуратура Сокольского муниципального района Нижегородской области, сообщив, что решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 28.07.2014 в действиях открытого акционерного общества «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» установлено нарушение антимонопольного законодательства.

Из указанного решения следует, что ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» прекратило поставку газа на принадлежащие ООО «Сокольские тепловые системы» котельные, расположенные в поселке городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области с 19.05.2014.

 По результатам рассмотрения указанного заявления Нижегородским                 УФАС России возбуждено дело №1523-ФАС52-03/14 (приказ Нижегородского УФАС России от 01.12.2014 №466 «О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства») в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившимся в прекращении поставки газа на принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью «Сокольские тепловые системы» объекты газопотребления (котельные, расположенные в поселке городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области).

В ходе рассмотрения дела №1523-ФАС52-03/14 о нарушении антимонопольного законодательства комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что 28.07.2014  Сокольским районным судом Нижегородской области рассмотрено дело №2-273/2014 по иску  прокурора Сокольского района Нижегородской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц – граждан, добросовестных потребителей услуг газоснабжения к  ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», о признании незаконными действий по прекращению поставки газа на котельные, находящиеся в поселке городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области, используемого для изготовления теплоносителя для обеспечения граждан и социально-значимых объектов коммунальной услугой «горячее водоснабжение», в рамках которого иск прокурора Сокольского района Нижегородской области был удовлетворен в полном объеме.

Указанное решение в апелляционном порядке не оспаривалось, 02.09.2014 вступило в законную силу.

Вышеуказанным судебным органом установлены следующие юридические факты.

ООО «Сокольские тепловые системы» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого в соответствии с учредительными документами является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей.

ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» является действующим юридическим лицом, основными видами деятельности которого в соответствии с учредительными документами является: поставка, транспортировка и продажа газа потребителям на территории Нижегородской области.

01 февраля 2014 года между ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (поставщик) и ООО «Сокольские тепловые системы» (покупатель) заключен договор № 33-3-8233-4/2014, согласно которому поставщик принимает обязательства осуществлять поставку газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного в согласованном сторонами объеме, оказание снабженческо-сбытовых услуг и обеспечение транспортировки, распределение газа по распределительным сетям, а покупатель обязуется – принять газ и произвести расчет за него (п. 2.1). Объект поставки газа указан в дополнительном соглашении к договору (п.2.3).          

Расчет за газ производится в несколько этапов, при этом окончательный расчет за фактически потребленный в истекшем месяце газ с учетом ранее внесенных покупателем производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки (п. 5.4.1). Полное или частичное отсутствие оплаты по договору (в том числе полное или частичное отсутствие авансовых платежей) в сроки, оговоренные настоящим договором, является основанием для сокращения поставки газа, вплоть до полного его прекращения с предварительным уведомлением об этом покупателя не менее чем за 24 часа до ограничения (отключения) по факсу или вручением под роспись (п. 6.2).

Поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки полностью или частично, в одностороннем порядке изменить условия договора, в том числе уменьшить объем поставки газа в случае существенного нарушения договора покупателем, а именно: при систематической задолженности покупателя по расчетам за газ, в случае неоднократного нарушения покупателем сроков оплаты по расчетам за газ (п. 6.5 Договора). Договор заключен на срок с 01.02.2014 по 31.12.2014 (п.8.1 Договора).

Согласно дополнительному соглашению к вышеуказанному договору, поставка газа осуществляется на котельную №3, расположенную на улице Механизаторов, дом 20 поселка городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области.  

Технические вопросы по исполнению данного договора урегулированы в техническом соглашении от 01февраля 2014 года.

01 февраля 2014 года заключен договор № 33-3-8234-4/2014 между теми же сторонами и на тех же условиях, что и договор от 01.02.2014 № 33-3-8233-4/2014 по поставке газа в котельную № 4, расположенную по улице Докучаева, дом 42 поселка городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области.

Задолженность ООО «Сокольские тепловые системы» перед ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» за поставленный газ составила более 11 млн. рублей.

Между тем, судом установлено, что ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» 19.05.2014 прекратило поставку газа на котельные, находящиеся в поселке городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области, используемые для обеспечения граждан и социально-значимых объектов коммунальными услугами «теплоснабжение» и «горячее водоснабжение»:

- на котельную №3, расположенную на улице Механизаторов, дом 20;

- на котельную №4, обслуживающую ГБУЗ НО «Сокольская ЦРБ» по улице Докучаева 42.

Проанализировав данные действия, Сокольский районный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что прекращая поставку газа на котельные         ООО «Сокольские тепловые системы», ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» применило несоразмерный способ защиты своих прав, ущемляя права и законные интересы добросовестных потребителей тепловой энергии, не имеющих задолженности по оплате данной коммунальной услуги.

В частности, суд руководствовался следующими положениями законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации  к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Пунктами 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Так, прекращение или ограничение подачи энергии подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно статье 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по транспортировке потребители обязаны оплатить поставленный газ и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе прекратить или ограничить поставку газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Как указывается в судебном решении от 28.07.2014 по гражданскому делу №2-273/2014, законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа.

Согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу приведенного положения, как указывает Сокольский районный  суд Нижегородской области, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным кодексом, другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерацией (статья 40).

В соответствии с пунктами 31, 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, потребитель имеет право на получение услуг в необходимых объемах надлежащего качества, исполнитель услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и не допускать нарушения технологических процессов и снижения качества услуг.

Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 121 Правил).

Сокольским районным судом Нижегородской области установлено,              ООО «Сокольские тепловые системы» является единственным предприятием по подаче тепловой энергии в поселке городского типа Сокольское, которое, на основании указанных выше договоров, приобретая у ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» газ, производит тепловую энергию и горячую воду для последующей перепродажи населению, проживающему в частности в многоквартирных жилых домах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 32, расположенных на улице Садовая, в доме №50 на улице Докучаева рабочего поселка Сокольское Сокольского района Нижегородской области,  организациям данного населенного пункта, в том числе ГБУЗ НО «Сокольская ЦРБ» и МКДОУ Детский сад №5.

Таким образом, как следует из материалов дела, котельные №3 и №4, эксплуатируемые ООО «Сокольские тепловые системы», обеспечивают отоплением жителей поселка городского типа Сокольское, а также социально значимые объекты. Прекращение поставки газа на указанные котельные повлекло прекращение подачи отопления и горячей воды в жилые дома, учреждения образования и здравоохранения, в том числе добросовестным плательщикам данных коммунальных услуг.

На основании установленных правовых и фактических оснований Сокольский районный суд Нижегородской области пришел к выводу о незаконности действий газоснабжающей организации (ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород»), применившей несоразмерный способ защиты своих прав  по прекращению поставки ресурсов организации-потребителю (ООО «Сокольские тепловые системы»), к сетям которой подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, что привело к нарушению их прав на получение коммунальных услуг. Решением от 28.07.2014 по гражданскому делу №2-273/2014, вступившим в законную силу, исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области удовлетворены.

При этом Сокольский районный суд Нижегородской области пришел к выводу, что действия ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» являются злоупотреблением правом в связи с наличием доминирующего положения на рынке, а прекратив подачу газа на котельные в нарушение положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», ответчик применил несоразмерный способ защиты своих прав.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из данной нормы права следует также вывод о том, что фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, а также выводы, содержащиеся в судебном акте, вступившем в законную силу, не могут быть переоценены административным органом, в том числе при рассмотрении дела, возбужденного в порядке главы 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

В этой связи комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что, занимая доминирующее положение на рынке оптовой реализации газа, ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород», совершив действия по прекращению поставки газа на принадлежащие ООО «Сокольские тепловые системы» котельные, нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанные действия привели к нарушению прав на получение коммунальных услуг горячего водоснабжения надлежащего качества неопределенного круга лиц: граждан, проживающих в многоквартирных домах поселка городского типа Сокольское  Сокольского района Нижегородской области, а также владельцев объектов социального назначения.

Вышеуказанный вывод комиссии должностное лицо, рассматривающее                  настоящее дело об административном правонарушении, полагает обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах административного дела документами.

В части 1 статьи 37 Федерального закона «О защите конкуренции»  определено, что за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, за исключением субъекта естественной монополии, подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая изложенное, действия ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек. Других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исследовав характер и степень общественной опасности совершенного                        ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» правонарушения, должностное лицо Нижегородского УФАС России пришло к выводу об отсутствии оснований для квалификации деяния данного юридического лица в качестве малозначительного.

При этом во внимание принимается, что действия ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» в части прекращения с 19.05.2014 поставки газа на котельные,  находящиеся в поселке городского типа Сокольское Сокольского района Нижегородской области, нарушили права и законные интересы добросовестных потребителей тепловой энергии, не имеющих задолженности по оплате данной коммунальной услуги, в том числе интересы социально незащищенной категории лиц.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 этого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительных обстоятельств, которые позволяют применить положения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении                                ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород».

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Так, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 данного Кодекса, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 данного Кодекса, пунктом 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения настоящего дела в отношении ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

Учитывая характер совершенного деяния, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, назначает ОАО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород»  административное наказание в виде административного штрафа, исчисленного исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей.

В соответствии с санкцией части 1 статьи 14.31 Кодекса административный штраф для юридических лиц составляет от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо                     в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения,                и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения,                и минимального размера административного штрафа, предусмотренного                           за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа исчисляется исходя из следующего:

300 000 руб. + 1/2 (1 000 000 руб. – 300 000 руб.) = 650 000 руб.

На основании вышеизложенного, с учетом характера совершенного правонарушения, должностное лицо назначает данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 26.11, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановил:

Признать открытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» (603005, город Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, дом 5; ИНН 5260070633, ОГРН 1025203035351) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением на рынке оптовой реализации газа и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначить данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 1 статьи 30.10 КоАП РФ предусмотрено, что не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 данного Кодекса.

Предупредить открытое акционерное общество «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» о том, что в соответствии  с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

 

 

Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области

г. Нижний Новгород;

 

БИК – 042202001; расчетный счет – 40101810400000010002;

 

Получатель – УФК по Нижегородской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, лицевой счет: 04321510030);

 

ИНН 5260041262; КПП 526001001;

 

Код налога – 16111602010016000140;

 

Назначение платежа – денежное взыскание за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, налагаемое федеральным органом государственной власти.

 

 

Заместитель руководителя управления                                                Ю.Н. Гребнев

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны