Решение №ОШ/9329/20 Решение по делу от 22 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по делу
|
РЕШЕНИЕ
по делу № 052/10/18.1-1195/2020
17 июня 2020 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:
<...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления, <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,
<...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,
при участии:
<...> - представителя АО «Выксунский водоканал» (по доверенности от 15.06.2020),
<...> - генерального директора ООО «ЛайнерТек»,
<...> - представителя ООО «ЛайнерТек» (по доверенности от 02.09.2019),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о рассмотрении жалобы,
рассмотрев 17 июня 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техномет» на действия акционерного общества «Выксунский водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на замену канализационных трубопроводов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009164934),
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 11.06.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Техномет» (далее – заявитель, ООО «Техномет») на действия акционерного общества «Выксунский водоканал» (далее – заказчик, АО «Выксунский водоканал») при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на замену канализационных трубопроводов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009164934) (далее – запрос предложений).
При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «Выксунский водоканал», выразившихся в отсутствии в закупочной документации методики оценки заявок и неверном, по мнению ООО «Техномет», начислении баллов обществу.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Техномет» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 17.06.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 15.06.2020 № ОШ/8873/20).
В свою очередь, АО «Выксунский водоканал» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса предложений, а также возражения на жалобу ООО «Техномет».
В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в период, установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции 2020-9704(1) исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.
17.06.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Техномет» на действия АО «Выксунский водоканал».
Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;
2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Техномет» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.
Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Выксунский водоканал» 20.05.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009164934) извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на замену канализационных трубопроводов.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 02.06.2020 № 3485 для участив запросе предложений поступили заявки от трёх участников — ООО «РемСпецМонтаж», ООО «Техномет» и ООО «ЛайнерТек». ООО «РемСпецМонтаж» не допущено к участию в запросе предложений. Победителем запроса предложений признано ООО «ЛайнерТек».
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.
АО «Выксунский водоканал» в своей закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Выксунский водоканал» (далее также – Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены в пункте 1.5 Положения о закупке.
Согласно части 22 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Пунктами 1, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, требования к участникам такой закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В ходе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5.1 извещения заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом рассматриваемый запрос предложений проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно пункту 5.4 Извещения о проведении запроса предложений критерии оценки заявок изложены в Приложении. При этом в единой информационной системе в разделе «документы извещения» отсутствует документ, содержащий критерии и порядок оценки заявок. В пункте 7.1 извещения в качестве приложений указаны:
-Приложение № 1. Техническое задание.
- Приложение № 2 Форма заявки.
- Приложение № 3. Проект договора.
-Приложение № 4 Смета.
Такие действия заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 3, часть 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Ввиду отсутствия в закупочной документации методики оценки и сопоставления заявок осуществить проверку начисления баллов участникам запроса предложений не представляется возможным.
В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Техномет» обоснованной.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Выксунский водоканал» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия
решила:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Техномет» на действия акционерного общества «Выксунский водоканал» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на замену канализационных трубопроводов (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009164934) признать обоснованной.
2. Признать акционерное общество «Выксунский водоканал» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
-
-
Выдать акционерному обществу «Выксунский водоканал» обязательное для исполнения предписание.
-
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении АО «Выксунский водоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
-
-
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.
Председатель Комиссии
Заместитель Председателя Комиссии
Член Комиссии |
|
<...>
<...>
<...> |
|
|
|
<...>
Идентификатор