Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №347-ФАС52-10/13 в отношении администрации ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №347-ФАС52-10/13

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена: 17 мая 2013 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено: 31 мая 2013 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

начальник отдела контроля органов государственной власти,

 

-

специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

рассмотрев дело №347-ФАС52-10/13 в отношении администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области (далее - администрация) (606000, Нижегородская область, г. Дзержинск, пл. Дзержинского, д.1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

 

- представителя администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области ( доверенность от 02.04.2013 № 84),

- - представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области (доверенность от 30.04.2013 № 129/23),

-– представитель ООО «Интердизайнсервис» (доверенность от 06.05.2013 б\н);

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со ст. 22, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Нижегородское УФАС России проанализировало документы, представленные администрацией городского округа город Дзержинск Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства.

По результатам анализа выявлено следующее.

1.            На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1620 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, ул. Циолковского, в районе д.57» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

2.            На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1621 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, ул.Гайдара,40 (рекламное место № 168)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

3.            На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1622 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, Торговая площадь (ТД «Аленка») (рекламное место № 76)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

4.            На основании Постановления  администрации города Дзержинска Нижегородской области от 20.04.12 № 1600 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, на пересечении пр. Циолковского и ул. Гайдара (рекламное место №4)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

 

Согласно письму администрации (вх. 5466 от 13.07.2012) торги по продаже прав аренды вышеуказанных рекламных мест не проводились.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятии актов или осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды рекламных мест без проведения торгов, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Нижегородским УФАС России 08 апреля 2013 года в отношении администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области возбуждено дело №347-ФАС52-10/13.

До рассмотрения дела администрацией представлено письменное объяснение, в котором ответчик не признает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и полагает, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регулируется положениями Земельного кодекса Российской Федерации и требования Закона о рекламе о проведении торгов в настоящем случае не применимы.

Рассмотрение дела по существу состоялось 17 мая 2013 года.

При рассмотрении дела представитель ООО «Интердизайнсервис» пояснил, что рекламные конструкции, переданные обществу вышеуказанными постановлениями в настоящее время эксплуатируются ООО «Интердизайнсервис». По мнению ООО «Интердизайнсервис», в связи с тем, что договоры на эксплуатацию рассматриваемых рекламных конструкций заключены до вступления в законную силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, их пролонгация возможна в соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции. Обществом представлен договор о размещении сетевых рекламных установок от 27.09.2005.

 

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Комиссией установлены следующие обстоятельства:

 

1.      На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1620 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, ул. Циолковского, в районе д.57» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

2.      На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1621 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, ул.Гайдара,40 (рекламное место № 168)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

3.      На основании Постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 23.04.2012 № 1622 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, Торговая площадь (ТД «Аленка») (рекламное место № 76)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

4.      На основании Постановления  администрации города Дзержинска Нижегородской области от 20.04.12 № 1600 «О предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельного участка в г. Дзержинске, на пересечении пр. Циолковского и ул. Гайдара (рекламное место №4)» в аренду ООО «Интердизайнсервис» без процедуры проведения торгов передан земельный участок для размещения сетевой рекламной конструкции на срок до 01.06.2012.

 

01 июля 2008 года вступила в силу часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, в соответствии с которой заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно письму администрации городского округа город Дзержинск (вх. 5466 от 13.07.2012) торги по продаже прав аренды вышеуказанных рекламных мест не проводились.

Довод ООО «Интердизайнсервис» о том, что договор на эксплуатацию рассматриваемых рекламных конструкций заключен до вступления в законную силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, в связи с чем пролонгация договора возможна в соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, не принимается Комиссией ввиду следующего.

В силу части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Часть 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяет свое действие на договор о размещении сетевых рекламных установок от 27.09.2005 года, заключенный между управлением архитектуры и градостроительства города Дзержинска и ООО «Интердизайнсервис».

Правоотношения, возникающие в связи с заключением договора о размещении сетевых рекламных установок от 27.09.2005 года регулируются специальной нормой права - Законом о рекламе.

Статья 19 Закона о рекламе дополнена частью 5.1 вступившей в законную силу 01.07.2008, в соответствии с которой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, может заключаться только по результатам торгов в форме конкурса или аукциона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", вступившего в законную силу 25.07.2007 года, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 22.07.2012.

Пункт 6.2. договора о размещении сетевых рекламных установок от 27.09.2005 года, заключенный между управлением архитектуры и градостроительства города Дзержинска и ООО «Интердизайнсервис» устанавливает срок его действия в течение  пяти лет.

Пункт 3.2.7 договора от 27.09.2005 обязывает ООО «Интердизайнсервис» заключить с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Дзержинска договор аренды земельного участка для каждой отдельно стоящей рекламной установки в срок до 22.06.2006 года.

Дополнительных соглашений, изменяющих или пролонгирующих срок действия договора от 27.09.2005, в материалы дела не представлено.

Таким образом, договор не предусматривал его действие после 27.09.2010 года.

Следовательно, издание постановлений администрацией городского округа город Дзержинск о предоставлении ООО «Интердизайнсервис» земельных участков для размещения рекламных конструкций в 2012 году не может быть расценено как исполнение пункта 3.2.7 договора от 27.09.2005 года и как пролонгация договора.

Довод администрации о том, что положения Закона о рекламе не применимы при заключении договора аренды на земельный участок для установки и эксплуатации рекламной конструкции, и данные правоотношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, не принимается Комиссией по следующим обстоятельствам.

Согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

Часть 3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами.

Федеральный закон от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» применяется к отношениям в сфере рекламы согласно статьи 2 настоящего федерального закона.

Постановлениями администрации ООО «Интердизайнсервис» переданы земельные участки для целевого использования – размещения сетевой рекламной установки.

Кроме того, силу пункта 2 вышеуказанных постановлений ООО «Интердизайнсервис» предложено заключить договор аренды и оформить разрешение на размещение рекламной конструкции.

Часть 5 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.

Таким образом, вышеуказанные отношения между ООО «Интердизайнсервис» и администрацией возникают не по поводу использования земельных участков как таковых, а в связи с установкой и эксплуатацией на данных участках рекламных конструкций, следовательно, регулируются специальной нормой права - Законом о рекламе.

Часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе определяет, что предоставление муниципальных рекламных мест может осуществляться исключительно по результатам торгов. Вышеназванная правовая норма не содержит исключений, в том числе не предполагает заявительного порядка предоставлении рекламных мест.

Размещение информационного сообщения, содержащего текст о возможности предоставления рекламных мест  не отменяют императивные нормы Закона о рекламе и не освобождает администрацию от обязанности проведения торгов на установку и эксплуатацию муниципальных рекламных конструкций.

Таким образом, к правоотношениям, связанным с заключением договоров аренды земельных участков для размещения рекламных конструкций применимы нормы Земельного кодекса Российской Федерации с учетом специальных норм Закона о рекламе.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 1 Устава городского округа город Дзержинск, принятого Постановлением городской Думы г. Дзержинска от 26.12.2005 № 34, администрацией города Дзержинска является администрация городского округа город Дзержинск.

ООО «Интердизайнсервис» получила в пользование земельные участки для размещения рекламных конструкций без соблюдения принципа состязательности, который может быть реализован только при процедуре проведения торгов.

В результате передачи земельных участков для размещения сетевых рекламных конструкций без проведения торгов ООО «Интердизайнсервис» получило возможность в течение длительного срока эксплуатировать рекламные конструкции, при этом не неся дополнительных затрат, которые оно бы понесли при покупке права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Интердизайнсервис» в результате действия администрации по изданию постановлений от 23.04.2012 № 1620, от 23.04.2012 № 1621, от 23.04.2012 № 1622, от 20.04.12 № 1600 получило необоснованные преимущества в осуществлении рекламной деятельности, а именно в размещении наружной рекламы перед иными хозяйствующими субъектами.

Издание вышеуказанных постановлений о передаче земельных участков для размещения рекламных конструкций без торгов привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления рекламных услуг в городе Дзержинске, поскольку иные хозяйствующие субъекты, кроме ООО «Интердизайнсервис» не имели возможности получить право размещения наружной рекламы на указанных рекламных конструкциях.

Следовательно, предоставление земельных участков для размещения рекламных конструкций без торгов способствует тому, что хозяйствующие субъекты на рынке услуг в сфере рекламной деятельности оказываются в неравном положении, что снижает возможности конкуренции на данном товарном рынке.

Таким образом, действия администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области по изданию постановлений от 23.04.2012 № 1620, от 23.04.2012 № 1621, от 23.04.2012 № 1622, от 20.04.12 № 1600 являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

В связи с тем, что земельные участки для размещения рекламных конструкций, переданные вышеуказанными постановлениями, в настоящее время эксплуатируются ООО «Интердизайнсервис», Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пункта 2 части 1.статьи 48, частью 1 статьи 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                       Признать администрацию городского округа город Дзержинск Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2.                      Выдать администрации городского округа город Дзержинск Нижегородской области предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3.                       Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны