Решение №ОШ/6418/20 Решение по делу от 7 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 052/07/3.2-763/2020

 

29 апреля 2020 года г. Нижний Новгород


 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа руководителя Управления от 04.03.2020 № 26/20, в составе:

-<...> – председателя Комиссии, ВрИО заместителя руководителя Управления,

- <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля торгов,

- <...> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля торгов,

при участии:

- <...> – директора ООО «Майдаковский завод»,

<...> – представителя АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» (по доверенности от 20.04.2020),

<...> – представителя АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» (по доверенности от 27.01.2020),

<...>– представителя АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» (по доверенности от 20.04.2020),

<...>  – представителя АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» (по доверенности от 27.01.2020),

рассмотрев 29 апреля 2020 года в заседании комиссии путем проведения видеоконференции жалобу общества с ограниченной ответственностью «Майдаковский завод» на действия акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» (далее – заказчик, АО «ЧПО им. В.И. Чапаева») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009025309),

 

установила:

 

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из УФАС России по Чувашской Республике – Чувашии 15.04.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Майдаковский завод» (далее – заявитель, ООО «Майдаковский завод») на действия акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» (далее – заказчик, АО «ЧПО им. В.И. Чапаева») при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009025309) (далее – запрос котировок).

При обращении в Управление заявитель сообщил о недобросовестных действиях АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», выразившихся в неправомерном, по мнению ООО «Майдаковский завод», отклонении заявки общества.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «Майдаковский завод» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) и назначило её рассмотрение на 23.04.2020 (уведомление о поступлении жалобы от 17.04.2020 № ОШ/5326/20).

23.04.2020 заседание Комиссии было отложено до 29.04.2020.

В свою очередь, АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого запроса котировок, а также возражения на жалобу ООО «Майдаковский завод».

В соответствии с Письмом ФАС России № ИА/27895/20 от 03.04.2020 в установленный Указами Президента РФ № 206 от 25.03.2020 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», № 239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) территориальные органы ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрениях жалоб (обращений), в том числе в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъектов контроля и заявителя.

29.04.2020 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы ООО «Майдаковский завод» на действия АО «ЧПО им. В.И. Чапаева».

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заявителя и заказчика, исследовав имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

1) лица, подавшие заявки на участие в торгах;

2) иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «Майдаковский завод» обладает правом на обжалование действий организатора закупки.

Жалобы на действия организатора закупки в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными антимонопольными органами.

В ходе рассмотрения дела установлено, что АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» 24.03.2020 размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru/ – 32009025309) извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099.

Из протокола № 4306 подведения итогов закупки от 07.04.2020, размещенного в Единой информационной системе 08.04.2020, следует, что ООО «Майдаковский завод» отказано в доступе к участию в запросе котировок в связи с тем, что участником не подтверждено наличие контроля качества и приемки продукции ВП МО РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения является положение о закупке.

АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» в своей закупочной деятельности руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (далее также – Положение).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичные принципы закупочной деятельности заказчика установлены пунктом 2.2.1 Положения о закупке.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.

Так, согласно пункту 1.6 Приложения № 1, пункту 10 Приложения № 3 к информационной карте в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О военных представительствах Министерства Обороны РФ» от 11.08.1995 № 804 (далее – Постановление) участнику закупки необходимо представить в составе заявки письмо в произвольной форме, подтверждающее наличие контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

Согласно пункту 3 Постановления в случаях, когда в организациях не создаются военные представительства, Министерство обороны Российской Федерации направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные настоящим Положением, в части выполнения порученных им работ.

В соответствии с пунктом 4 Постановления военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами).

Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствие технической документации на любом этапе разработки, производства, сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации этой продукции.

Военные представительства на основании заключенных государственных контрактов (контрактов) определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться военными представительствами в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

Из совокупности вышеуказанных норм Постановления следует, что закреплению за предприятием (организацией) военного представительства предшествует заключение контракта.

При этом, несмотря на то, что запрос котировок проводится для обеспечения нужд АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» в рамках государственного оборонного заказа, заказчик при проведении данной закупки обязан руководствоваться предусмотренными частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципами закупки товаров, работ, услуг, поскольку запрос котировок проводится в соответствии с нормами названного закона.

Таким образом, вышеуказанные действия заказчика, установившего к участникам запроса котировок необоснованное требование о наличии контроля качества и приемки продукции военным представительством Министерства обороны Российской Федерации, ограничивают количество участников запроса котировок и, как следствие, противоречат пункту 2.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В силу вышеприведенных обстоятельств Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии оснований для признания жалобы ООО «Майдаковский завод» обоснованной.

Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу и необходимости выдачи АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений, а именно об аннулировании запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

решила:

 

1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Майдаковский завод» на действия акционерного общества «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009025309) признать обоснованной.

2. Признать акционерное общество «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» нарушившим часть 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Выдать акционерному обществу «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение допущенных нарушений, а именно об аннулировании запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку детали «Головка» черт. ББ8.649.099 (номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32009025309).

         

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

 

 

Председатель Комиссии

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

Член Комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Майдаковский завод"
ИНН 3717000056, ОГРН 1023701829942
АО "ЧПО им. В.И. Чапаева"
ИНН 2130095159, ОГРН 1112130014325