Решение (комиссия) №ИК/30458/22 О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-3718... от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной, решение №052/01/18.1-3718/2022

 

ООО «ЗПТК»

630049, г. Новосибирск, Красный проспект 200, оф. 31

<...>

 

ПАО «Россети Центр и Приволжье» 603001, г. Нижний Новгород,

ул. Рождественская, д. 33

<...>

 

АО «РАД»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-3718/2022

29 декабря 2022 года город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

<...>

- <...>

-

члена комиссии, <...>,

- <...>

-

члена комиссии, <...>

при участии:

 

 

<...>

-

представителя ООО «ЗПТК» (доверенность 73 от 29.12.2022)

<...>

-

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» (доверенность №Д-ЦА/62 от 14.04.2022)

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Завод программнотехнических комплексов» (далее — ООО «ЗПТК», заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее — ПАО «Россети Центр и Приволжье») при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации автоматизированной системы учета электроэнергии с удаленным сбором данных для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Тулэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211873986,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба ООО «ЗПТК» на ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации автоматизированной системы учета электроэнергии с удаленным сбором данных для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Тулэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211873986.

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации конкурса.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ЗПТК» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 29.12.2022.

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 29.12.2022. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ЗПТК» обладает правом на обжалование действий заказчика.

Из жалобы заявителя следует, что закупочная комиссия ПАО «Россети Центр и Приволжье» неправомерно, по мнению заявителя, отклонило заявку ООО «ЗПТК», что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Кроме того, в своей жалобе заявитель указывает, что закупочная документация заказчика противоречит регламенту электронной торговой площадки, что, по мнению ООО «ЗПТК»,также противоречит требованиям Закона о Закупках.

Комиссия по делу №052/01/18.1-3718/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

22.11.2022 20:03 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации автоматизированной системы учета электроэнергии с удаленным сбором данных для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Тулэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения №32211873986 и закупочная документация.

До окончания срока подачи заявок (08.12.2022 в 12:00) на участие в конкурсе поступило 2 заявки участников, в том числе заявка ООО «ЗПТК» (идентификационный номер заявки - 2).

В соответствии с протоколом очно-заочного заседания Конкурсной комиссии по рассмотрению общих частей заявок участников от 12.12.2022 № 0300-ЦП-22-1 заявка ООО «Энсис Технологии» признана соответствующей условиям конкурса, заявка ООО «ЗПТК» отклонена на основании подпункта (б) пункта 5.4.5 части I документации о закупке.

Заказчиком выявлены следующие несоответствия:

- в части несоответствия Независимой гарантии требованиям документации о закупке;

- в части непредоставления документов, предусмотренных пунктом 3.6.9 части I документации о закупке (не предоставлены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего гарантию от имени гаранта: доверенность на лицо, подписавшее гарантию, а также решение о назначении на должность или приказ о назначении на должность лица, выдавшего доверенность).

Заявитель считает вышеуказанное решение закупочной комиссии заказчика неправомерным, противоречащим требования Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общества), осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством являются субъектами естественной монополии.

Договором от 07.10.2020 № 7700/00224/20 о передаче ПАО «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переданы, а ПАО «МРСК Центра» приняты на себя и осуществляются закрепленные Уставом ПАО «МРСК Центра и Приволжья», локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством РФ полномочия единоличного органа Общества (Генеральный директор – в соответствии с Уставом общества).

При организации и проведении конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Положениями части 6 статьи 3 Закона о закупках, пункта 8.1.6.3 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» предусмотрено, что рассмотрение, оценка и сопоставление заявок участников закупки осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, устанавливаемыми в документации о закупке.

Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с подпунктом р) пункта 7.4.4 Единого стандарта закупок ПАО «Россети» в документации о закупке должны быть указаны сведения о размере обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке.

Пунктом 21 части IV конкурсной документации установлено обеспечение заявок на участие в закупке в размере 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 3 805 869 рублей 96 копеек РФ, НДС не облагается.

В соответствии с подпунктом д) пункта 3.6.7 части I документации о закупке Бенефициаром в независимой гарантии должен быть указан Организатор.

Согласно пункту 2 части IV конкурсной документации Организатором закупки является ПАО «Россети Центр».

Заявки подаются участниками в адрес Организатора закупки, установленное подпунктом д) пункта 3.6.7 части I документации о закупке требование вытекает из порядка проведения закупки.

Заявителем самостоятельно выбран способ обеспечения заявки в форме независимой гарантии.

Комиссией Управления установлено, что в представленной ООО «ЗПТК» в составе заявки независимой гарантии от 07.12.2022 № 1023501 в нарушение требований подпункта д) пункта 3.6.7 части I документации Бенефициаром является иное юридическое лицо – ПАО «Россети Центр и Приволжье».

В соответствии с пунктом 3.6.10 части I конкурсной документации вместе с гарантией участник представляет документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего гарантию от имени гаранта: доверенность на лицо, подписавшее гарантию, а также решение о назначении на должность или приказ о назначении на должность лица, выдавшего доверенность. Если гарантия подписана от имени гаранта лицом, действующим на основании устава (учредительных документов), должны быть представлены решение о назначении лица на должность или приказ о назначении на должность.

Из пояснений заказчика следует, что условие конкурсной документации о предоставлении документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего независимую гарантию направлено на нивелирование предпринимательских рисков и уменьшение негативных последствий для заказчика, связанных с возможностью признания банковской гарантии недействительной в связи с её подписанием неуполномоченным лицом.

Из материалов жалобы следует, что в нарушение требования пункта 3.6.10 части I конкурсной документации Заявителем в составе заявки не предоставлены документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего независимую гарантию от имени гаранта.

В соответствии с требованиями пункта 3.6.3 части I Конкурсной документации несоответствие условий и содержания обеспечения обязательств требованиям настоящей документации приведет к отклонению Заявки.

По мнению комиссии Управления, данные факты свидетельствует о наличии у закупочной комиссии заказчика оснований для отклонения заявки заявителя.

Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

При вынесении решения Комиссия Нижегородского УФАС России учитывает, что до окончания срока подачи заявок заявитель положения документации в рассматриваемой части не оспаривал, запросы разъяснений не направлял. Следовательно, подав заявку на участие в закупочной процедуре, ООО «ЗПТК» конклюдентно согласилось (часть 1 статьи 8 ГК РФ) на все условия конкурсной документации в момент подачи им заявки на участие в закупке.

Доводы лица о несоответствии положений закупочной документации заказчика требованиям Закона о закупках Комиссия Управления оставляет без рассмотрения в виду следующего.

Согласно извещению срок окончания подачи заявок рассматриваемой закупочной процедуры - 08.12.2022.

Жалоба заявитель посредством интернет приемной направлена в адрес Управления 20.12.2022, т.е за пределами срока окончания подачи заявок.

В соответствии с письмом ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения. Необходимо отметить, что участник закупки, подавший заявку, не может обжаловать закупочную документацию, если подал жалобу после окончания срока подачи заявок. Лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, в частности положениям законодательства о контрактной системе, которым установлен аналогичный правопорядок, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявитель не обладает правом на обжалование закупочной документации в виду пропуска срока обжалования.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЗПТК» на ПАО «Россети Центр и Приволжье» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по организации автоматизированной системы учета электроэнергии с удаленным сбором данных для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Тулэнерго»), размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211873986, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

  <...>

 

 

Члены комиссии:

 

 

   
<...>        

 

 

 

 

 

<...>

 

   

 

2022-33917

 

 

Связанные организации

ООО "ЗПТК"
ИНН 5402001518, ОГРН 1155476002494
Акционерное общество "Российский аукционный дом"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351
ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043