Письмо №АБ/9016/21 О признании жалобы обоснованной от 7 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
О признании жалобы обоснованной
ООО «ЧОО «Скорпион»
ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий»
ООО «ЭТП ГПБ» |
РЕШЕНИЕ
№052/01/18.1-1173/2021
30 апреля 2021 года город Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:
-<...> |
- |
Заместителя председателя комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
- <...> |
- |
члена комиссии, |
при участии: |
|
|
- <...> |
- |
директора ООО ЧОО «Скорпион», |
<...> |
- |
представителя ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» (доверенность ), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Скорпион» (далее также — ООО «ЧОО «Скорпион», заявитель) на действия государственного автономного учреждения Нижегородской области «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» (далее также — ГАУ НО ««Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий», заказчик) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказании услуг по охране и обеспечению безопасности объекта спорта - Стадион «Нижний Новгород» по адресу г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д. 1А, номер извещения 32110193082 (далее — конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Нижегородское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОО «Скорпион» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказании услуг по охране и обеспечению безопасности объекта спорта - Стадион «Нижний Новгород» по адресу г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д. 1А, номер извещения 32110193082.
В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при организации и проведении конкурса.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО «ЧОО «Скорпион» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 30.04.2021 10:30 (уведомление о поступлении жалобы от 27.04.2021 №ОШ/8175/21).
В свою очередь, ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» представило истребованные антимонопольным органом материалы, отражающие обстоятельства проведения рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме, а также возражения на жалобу ООО «Скорпион».
30.04.2021 Нижегородским УФАС России проведена видеоконференция по рассмотрению жалобы заявителя на действия заказчика.
Изучив доводы жалобы, заслушав директора ООО «ЧОО «Скорпион» и представителя заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.
Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 6 января 2012 года.
По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.
Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ООО «ЧОО «Скорпион» обладает правом на обжалование действий ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий».
Заявитель жалобы считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках). Заказчик возражает против доводов жалобы, считает их несостоятельными, и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия по делу № 052/01/18.1-1173/2021, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.
14.04.2021 17:46 заказчиком в единой информационной системе и на сайте электронной площадки https://etpgpb.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказании услуг по охране и обеспечению безопасности объекта спорта - Стадион «Нижний Новгород» по адресу г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д. 1А, номер извещения 32110193082.
Начальная (максимальная) цена договора – 17 448 620,92 рубля.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе установлены в пункте 22 закупочной документации.
Согласно данному пункту оценка заявок осуществляется с использованием стоимостных и нестоимостных критериев оценки Заявок:
К стоимостным критерия относятся:
№ п/п |
Критерии |
Значимость критерия* |
Коэффициент значимости критерия оценки (КЗi)** |
1 |
Цена Договора |
40 % |
0,40 |
К не стоимостным критериям относятся:
2 |
Квалификация Участников закупки, деловая репутация участника закупки |
60 % |
0,60 |
2.1. |
Наличие квалифицированного персонала |
60 % |
0,6 |
2.2. |
Деловая репутация Участника закупки |
30 % |
0,3 |
2.3. |
Наличие материально-технических и производственных ресурсов |
10% |
0,1 |
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100%.
Пунктом 23.2 закупочной документации установлено следующее:
«В отношении Показателя «Наличие квалифицированного персонала» (НЦБi1):
Значимость показателя критерия: 60%
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,6
Максимальная оценка по показателю 100 баллов.
Рассматривается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ, оказанию услуг по предмету Договора. Оценке подлежит количество квалифицированных специалистов, состоящих в штате либо на ином другом законном основании, которые будут оказывать услуги при исполнении договора.
Наличие:
-
Частных охранников - (закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») - не менее 12 человек.
-
Специалистов по квалификации: радиационная безопасность - не менее 4 человек.
-
Контролеров-распорядителей (приказ Министерства Спорта Российской Федерации от 14.04.2014 N 234 «Об утверждении порядка прохождения специальной подготовки контролеров-распорядителей для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении официального спортивного соревнования») - не менее 12 человек.
0 баллов будет присвоено участнику закупки, который не представил документы, подтверждающие факт наличия квалифицированных специалистов (документы в полном объеме), либо представил меньшее количество специалистов, указанных в п. 1-3 пункта 23.2. Показатель «Наличие квалифицированного персонала».
100 баллов будет присвоено участнику закупки, который представил документы, подтверждающие факт наличия квалифицированных специалистов (документы в полном объеме), указанных в п. п. 1-3 пункта 23.2. Показатель «Наличие квалифицированного персонала».
В качестве документов, подтверждающих наличие специалистов и их квалификацию должны быть представлены в полном объеме по каждому работнику:
1. Копии трудовых книжек (выписок) или копию трудового договора, подтверждающих наличие у участника закупки необходимых специалистов либо копиями гражданско-правовых договоров, заверенные подписью руководителя организации и печатью
(не менее 12 ед.);
2. Копии соответствующих дипломов (свидетельств, сертификатов), подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации специалистов, заверенные подписью руководителя организации и печатью (не менее 12 ед.);
3. Для работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) квалификация дополнительно подтверждается:
- копиями дипломов о высшем образовании или среднем профессиональном образовании и удостоверений о повышении квалификации по программам повышения квалификации по радиационной безопасности в объеме не менее 72 часов;
4. Копии соответствующих удостоверений контролера-распорядителя, подтверждающих его правовой статус и квалификацию, выданных учебным центром (не менее 48 ед.)...».
В своей жалобе заявитель утверждает, что требование о наличии на момент заключения договора частных охранников и Контролеров-распорядителей ограничивает возможное число участников закупочной процедуры.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что вышеуказанные требования о наличии сотрудников в штате нельзя считать нарушением принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, так как оно предъявляется в равной степени ко всем участникам запроса предложений.
Заказчик утверждает, что данное требование включено в документацию в связи с тем, что персонал привлекается к выполнению работ на объекте повышенной опасности (Стадион).
По мнению заказчика, недостаточная подготовка персонала может привести к срыву стабильной работы стадиона.
Между тем, Комиссия Нижегородского УФАС России не согласно с доводами заказчика по следующим основаниям:
Спортивно-развлекательные объекты в том числе стадионы являются объектами повышенной опасности, где одновременно может находиться большое скопление людей. Объектом закупки выступает обеспечение безопасности объекта спорта - Стадион «Нижний Новгород».
На основании изложенного, по мнению Нижегородского УФАС России заказчик в праве включить в закупочную документацию требование о наличии соответствующей квалификации персонала.
Между тем, из пункта 5.4 закупочной документации следует, что услуги должны быть оказаны в срок с 08.05.2021 г. по 31.12.2021 г. (включительно).
Следовательно, у участника закупки после заключения контракта есть возможность осуществить найм необходимого количества персонала для выполнения работ, либо посредством заключения договора с субподрядной организацией, сотрудники которой обладают достаточным опытом оказания охранных услуг.
Таким образом, объективная необходимость установления в закупочной документации требования о наличии определенного числа штатного персонала до момента заключения контракта отсутствует.
Как указывалось ранее, вес критерия «Наличие квалифицированного персонала» при итоговой оценке составляет — 60%, что является существенным и напрямую влияет на выбор итогового победителя закупки.
Учитывая вес критерия, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что требование о наличии необходимого количества персонала для выполнения работ, в частности Частных охранников, Специалистов по квалификации: радиационная безопасность, Контролеров-распорядителей на момент проведения оценки заявок и как следствие заключения договора, ограничивает число возможных участников торгов, поскольку при их отсутствии на момент подачи заявки участник получит 0 баллов при оценке и не сможет стать победителем конкурса.
На основании изложенного, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов, изложенных в жалобе ООО «ЧОО «Скорпион».
Заказчик признан нарушившим требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая обстоятельства рассматриваемого дела, а также существо допущенного заказчиком нарушения, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» предписания, направленного на устранение допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЧОО «Скорпион» на действия ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора по оказании услуг по охране и обеспечению безопасности объекта спорта - Стадион «Нижний Новгород» по адресу г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д. 1А, номер извещения 32110193082, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Выдать ГАУ НО «Дирекция по проведению спортивных и зрелищных мероприятий» обязательное для исполнения предписание.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
<...> | |
Члены комиссии |
<...> |
2021-10374