Решение (комиссия) №ОШ/18325/23 О признании жалобы необоснованной №052/01/18.1-2089/2023 от 18 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы необоснованной №052/01/18.1-2089/2023

 

ООО МНПП «Антракс»

141190, Московская область,

г. Фрязино, Заводской проезд,

д. 2, корпус главный

<...>

 

ПАО «Россети Центр и Приволжье» 603001, г. Нижний Новгород,

ул. Рождественская, д.33

<...>

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-2089/2023

13 сентября 2023 года                                                                                    город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

-<...>

 

-<...>

 

-<...>

 

-

 

-

 

-

<...>,

<...>,

<...>

при участии:

-К<...>.

 

-К<...>

 

-К<...>.

 

-Р<...>

 

-К<...>.

 

-Т<...>

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» по доверенности (№Д-ЦА/54 от 04.04.2023),

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» по доверенности (№Д-МР/3 от 05.04.2023),

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» по доверенности (№Д-МР/82 от 18.10.2022),

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» по доверенности (№Д-МР/ от 29.08.2023),

представителя ПАО «Россети Центр и Приволжье» по доверенности (№Д-МР/_ от 01.09.2023),

представителя ООО МНПП «Антракс» по доверенности (№45/2023 от 11.09.2023),

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью Малое Научное-Производственное предприятие «Антракс» (далее также — ООО МНПП «Антракс», заявитель) на действия Публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее — ПАО «Россети Центр и Приволжье», заказчик) при организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312675185,

УСТАНОВИЛА:

05.09.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания, номер извещения 32312675185.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ООО МНПП «Антракс» в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 13.09.2023 (уведомление о поступлении жалобы от 06.09.2023 №ОШ/17540/23).

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 13.09.2023.

В материалах дела имеются материалы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Заявитель обжалует действия заказчика.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в соответствие с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба заявителя поступила в Нижегородское УФАС России посредством электронной почты — 05.09.2023, т.е. в пределах сроков, предусмотренных законом для обжалования действий заказчика.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что заявитель обладает правом на обжалование действий заказчика.

Заявитель считает, что характеристики товара в Документации указывают на конкретный товар, вследствие чего ограничивает возможность подачи аналогичного товара иными участниками закупки. Данные действия повлияли на результаты определения поставщика, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о закупках не признали, считают жалобу ООО МНПП «Антракс» необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.

Комиссия по делу №052/01/18.1-2089/2023 изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общества), осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, в соответствии с действующим законодательством являются субъектами естественной монополии.

Договором от 07.10.2020 № 7700/00224/20 о передаче ПАО «МРСК Центра» полномочий единоличного исполнительного органа ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переданы, а ПАО «МРСК Центра» приняты на себя и осуществляются закрепленные Уставом ПАО «МРСК Центра и Приволжья», локальными нормативными актами Общества и действующим законодательством РФ полномочия единоличного органа Общества (Генеральный директор – в соответствии с Уставом общества).

При организации и проведении конкурса Общества руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупках) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупках согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки и закупаемой продукции.

При этом Закон о закупках не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми и необходимыми для выполнения соответствующих функций, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

15.08.2023 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки https://lot-online.ru размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32312675185 и закупочная документация.

Заказчик производит закупку 5 комплектов разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания для модернизации и цифровизации электросетевых объектов Оршанского РЭС. В рамках указанного проекта планируется модернизация 6 фидеров 10 кВ, с целью повышения надежности обеспечения энергоснабжения 4 804 потребителей, в том числе 32 социально значимых объектов: 4 школы, 4 больницы, 3 детских сада, 14 водозаборов, 7 котельных.

Программа цифровизации и модернизации РЭС проводится в обществе начиная с 2020 года.

Указанная модернизация проводится за счет средств инвестиционной программы ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2023 — 2027 год, как субъекта электроэнергетики, утверждаемой Минэнерго России.

Закупка производится на основании плана закупок ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2023 год.

Для определения технических характеристик оборудования, необходимого для включения в техническое задание, ПАО «Россети Центр и Приволжье» руководствуется проектной документацией, разработанной проектной организацией ООО «ТрансЭнергоСнаб» ТЭС-M/2023/001/12/1, ТЭС-М/2023/001/12/2, ТЭС М/2023/001/12/3, ТЭС-М/2023/001/12/4, ТЭС-М/2023/001/12/5, ТЭС-М/2023/001/12/6.

Проектной документацией определяются объем, содержание работ и оборудования, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания (РМИК) для строительства/реконструкции электросетевых объектов Оршанского РЭС.

Закупаемое оборудование является технически сложным. Проектной документацией определено, что именно оборудование (РМИК) имеет технические характеристики, удовлетворяющие требованиям распределенной автоматизации Оршанского РЭС (высокоавтоматизированный РЭС третьей очереди). Данное оборудование закладывалось в проекты высокоавтоматизированных РЭС второй очереди 20 филиалов ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье», реализуемые в 2021-2022 годах, среди которых 2 РЭС филиала «Мариэнерго» - Параньгинский РЭС и Волжский РЭС.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчик пояснил, что замена указанной марки оборудования не допускается, поскольку оборудование приобретается для реализации проектов ТЭС-М/2023/001/12/1, ТЭС-М/2023/001/12/2, ТЭС М/2023/001/12/3, ТЭС-M/2023/001/12/4, ТЭС-М/2023/001/12/5, ТЭС-М/2023/001/12/6 и обеспечивает реализацию алгоритмов работы распределенной автоматизации при технологических нарушениях (том ТЭСМ/2023/001/12/ОТР). Проектирование выполнено на основании функций, заложенных производителем в выбранный тип оборудования, в рассматриваемом случае — «РМИК 3 М2 10/400 1П-УХЛ1 Разработанные алгоритмы работы РМИК направлены на автоматизацию процесса поиска и локализации повреждений на линии. С этой целью выполнен расчет установок и настроек данных РМИК».

Применение стороннего оборудования в рамках разработанного проекта невозможно. Для этого требуется анализ РМИК другого завода изготовителя на предмет имеющихся функций и их диапазонов, внесение изменений в расчетные схемы, в алгоритмы работы распределенной автоматизации при технологических нарушениях. Необходим перерасчет установок и настроек новых РМИК. Кроме того, потребуется полная корректировка томов РД и сметной документации.

Соответственно, применение аналогов в указанной ситуации является нецелесообразным, поскольку указанные товары технически не совместимы и не обеспечивается взаимодействие данных товаров с товарами уже используемыми Заказчиком. Техническое задание содержит требования, которые обоснованы необходимостью обеспечения взаимодействия требуемого к поставке оборудования с установленным на объектах Заказчика оборудованием (за период с 2020 года по настоящее время) в целях его интегрирования в систему распределенной автоматизации, функционирующую в зоне ответственности филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Мариэнерго», обеспечения работоспособности и эффективности системы распределенной автоматизации на объектах Заказчика, и также содействуют максимально возможному уровню конкуренции, но и в итоге минимизирует не только расходы Заказчика, но и тарифную нагрузку на конечных потребителей электроэнергии.

Применение аналогов повлечет для Общества дополнительные финансовые затраты на приобретение оборудования другой марки и пополнение аварийного запаса, переобучение персонала, увеличение затрат на разноплановое техническое обслуживание, что является нецелесообразным и экономически нерентабельным, т.е. приведет к нарушению принципа, установленного пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках — целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек Заказчика.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы, поскольку данное требование обусловлено потребностью заказчика, а также требования распространяются на всех без исключения участников закупки, что не создает преимущественного положения отдельным лицам.

На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО МНПП «Антракс» на действия ПАО «Россети Центр и Приволжье» при организации запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку разъединителей 10 кВ с двигательным приводом и индикатором короткого замыкания, номер извещения 32312675185, необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

<...>

Связанные организации

ООО МНПП "Антракс"
ИНН 7735116935, ОГРН 1027735011468
ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043