Решение №ОШ/11843/23 О признании рекламы ненадлежащей от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании рекламы ненадлежащей

 

ООО «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород»Доктор ОСТ»

 

603000, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород, ул. Варварская,

д. 7, помещ. П46П47

 

РЕШЕНИЕ

по делу №052/05/24-799/2023

                                                                                                                           г. Нижний Новгород

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2023 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее — Комиссия) в составе:

<...>

-

<...>

<...>

-

<...>

<...>

-

<...>

рассмотрев материалы дела №052/05/24-799/2023, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ» (ИНН 5260473720; ОГРН 1205200036744) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», в отсутствие представителя Общества, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

В целях выявления ненадлежащей рекламы специалистами Нижегородского УФАС России в региональном эфире телеканала «ТВ Центр» выявлена реклама, содержащая признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

Определением от 07.04.2023 в отношении ООО «Нижний Новгород «Доктор ОСТ» возбуждено дело №052/05/24-799/2023 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела по существу состоялось 13 июня 2023 года посредством проведения видеоконференцсвязи.

Изучив материалы дела, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В январе 2023 года в региональном эфире телеканала «ТВ Центр» выявлены видеоролики следующего содержания:

1) «Когда маме поставили артроз и предложили операцию, я сразу привела ее в Доктор ОСТ».

- «Вместо протеза мы предлагаем всего один укол, чтобы сустав работал как новый».

- «Доктор ОСТ — потому что маме лучшее».

2) - «У меня артроз, дети оплатили операцию за рубежом правый протез не приживался, хотя и дорогой, ждала вторую операцию, но тут границы закрыли, так я попала в Доктор ОСТ».

- «Протез ставить не нужно, даже при тяжелых формах артроза, сустав еще можно сохранить с помощью инъекции нового поколения».

- «Счастье, что можно спасти сустав. Жаль поздно пришла в Доктор ОСТ. Были бы оба сустава целы».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее, неизвестно откликнутся ли они на рекламное сообщение (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — медицинскому центру «Доктор ОСТ».

Таким образом, информация содержит все признаки, указанные в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», а, следовательно, является рекламой.

Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено понятие медицинской услуги и медицинской деятельности:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Исходя из содержания рекламного сообщения рекламируемую медицинскую услугу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ».

Общество с ограниченной ответственностью «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО41-01164-52/00359209 от 21.12.2020.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.2017 №804 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «А» и «В», построенные по иерархическому принципу. Раздел «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Раздел «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Установлено, что официальное название рекламируемого метода сохранения сустава — SVF терапия или инъекция стромально-васкулярной фракции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (согласно части 3 статьи 24 ФЗ «О рекламе» требований пунктов 2 — 5 части 1 статьи 24 распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации).

Использование выражения: «...Счастье, что можно спасти сустав. Жаль поздно пришла в Доктор ОСТ. Были бы оба сустава целы», по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, указывает на конкретные случаи излечения. Из формы подачи и смысла рекламной информации следует, что положительные результаты по улучшению состояния здоровья достигнуты благодаря применению объекта рекламирования.

Указанный выше нормативный запрет направлен на исключение усиленного психологического воздействия рекламы тех или иных медицинских услуг на потребителей, которые нуждаются в лечении соответствующих видов заболеваний. В первую очередь, это связано с тем, что при выборе способа лечения того или иного заболевания практикуется индивидуальный подход к каждому клиенту (пациенту).

В данном случае используемое в рекламе выражение: «...Счастье, что можно спасти сустав. Жаль поздно пришла в Доктор ОСТ. Были бы оба сустава целы»" способно сформировать у потребителей общее восприятие имевшего место в действительности случая (ситуации), что создает у потребителя впечатление о том, что эффективность рекламируемых медицинских услуг подтверждается другим потребителем, который ранее воспользовался рекламируемыми услугами и получил положительный результат.

Таким образом, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в рассматриваемой рекламе содержатся ссылки на улучшения состояния здоровья человека в результате применения инъекции для сохранения суставов.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 24 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является ООО «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ» (ИНН 5260473720; ОГРН 1205200036744).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, реклама ООО «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ», распространенная в январе 2023 года в региональном эфире телеканала «ТВ Центр», является ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В связи с тем, что в настоящее время реклама не распространяется, Комиссия Нижегородского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ» предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 №1922, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Центр лечения позвоночника и суставов «Нижний Новгород «Доктор ОСТ», распространенную в январе 2023 года в региональном эфире телеканала «ТВ Центр», поскольку она противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

<...>

Связанные организации

ООО "Нижний Новгород" Доктор ОСТ"
ИНН 5260473720, ОГРН 1205200036744