Определение б/н Заключение об обстоятельствах дела №42-ФАС52-03/15 о нарушен... от 10 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

603000, г.Нижний Новгород, пл.Горького, д.6

тел. 430-03-55, факс 434-14-70

 

 

 

_________  № __________

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела №42-ФАС52-03/15

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

16 февраля 2016 года                                                                          г. Нижний Новгород

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении  антимонопольного законодательства в составе:

 

- Гребнев Ю.Н.

 

председатель комиссии, заместитель руководителя управления;

- Кошелева И.А.

 

член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;

- Наволочная Р.О.

 

- Макарова М.Д.

 

член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий;

член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий;

- Смолина А.М.

 

член комиссии, главный специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий,-

 

 

 

 

в присутствии на заседании  <…>  (заявитель по делу), -

         рассматривая дело №42-ФАС52-03/15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «ТНС энерго НН» (603950, город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 3 «в»; ИНН 5260148520) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в порядке статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции», руководствуюсь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ   «О защите конкуренции»,

 

установила:

 В жилом помещении, расположенном по адресу:  <…>, собственником которого является <…>, привлеченная к участию в деле в качестве заявителя, 01.08.2011 установлен двухтарифный прибор учета.

Двухтарифный прибор учета электрической энергии <…>  не был перепрограммирован в 2013 году в соответствии с новыми интервалами тарифных зон суток, которые были установлены приказом Федеральной службы по тарифам № 393-э/1 от 14.12.2012. На протяжении 2013 – 2014 годов <…>  (управляющая компания) выставляла <…>  счета за услуги энергоснабжения по тарифу, дифференцированному по зонам суток.

В соответствии с протоколом <…>   общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <…> , проведенного в форме заочного голосования от 20.08.2014, с 01.09.2014 изменена форма управления многоквартирного дома на непосредственное управление многоквартирным домом. ПАО «ТНС энерго НН»  приняло на себя исполнение коммунальной услуги энергоснабжения для рассматриваемого многоквартирного дома и выставляло счета на оплату электрической энергии заявителю начиная с 01.09.2014.

С указанной даты ПАО «ТНС энерго НН» выставляет <…>  счета по тарифу, не дифференцированному по зонам суток.

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», с 26 октября 2014 года двух- трех- тарифные приборы учета электрической энергии вновь надлежало перепрограммировать.

13.11.2014 <…>   обратилась в ПАО «ТНС энерго НН» с заявлением о перепрограммировании установленного прибора учета (вх. №<…>). ПАО «ТНС энерго НН» отказало заявителю в бесплатном перепрограммировании (письмо от <…>  исх.№ <…>) в связи с тем, что принадлежащий ей прибор учета не перепрограммировался в 2013 году и сначала подлежит коррекции по установленным зонам суток.

Аналогичная ситуация имеет место при расчетах, осуществляемых гарантирующим поставщиком с <…> , проживающим по адресу: <…> , а также с <…> , проживающим по адресу: <…>  (лицевой счет открыт по данному адресу открыт ОАО «НСК» на имя <…> ). <…>  и <…>  также привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей.

Квартира <…>, расположенная по адресу: <…>,  06.06.2006 оборудована двухтарифным прибором учета,  лицевой счет открыт на имя <…> ).  

12.04.2013 <…>  направила заявку в ПАО «ТНС энерго НН» на  перепрограммирование установленного прибора учета. Из письменных пояснений по делу ПАО «ТНС энерго НН» (от 10.04.2015 вх.2195)  следует, что в 2013 году ПАО «ТНС энерго НН» проводило акцию по безвозмездному  перепрограммированию многотарифных приборов учета электроэнергии при условии отсутствия задолженности  по оплате электроэнергии как на момент подачи заявки, так и на протяжении всего периода проведения акции. Так как <…>  имел задолженность в июне 2013 года, в акции он не участвовал. Таким образом, индивидуальный прибор учета <…>  не перепрограммирован в 2013 году. Как следствие, ПАО «ТНС энерго НН» применяло к нему единый тариф при определении стоимости потребленной электрической энергии. Указанный способ расчета продолжал использоваться и после ноября 2014 года.

Из материалов дела следует, что в собственности <…>  находится три объекта недвижимости:

1) жилое помещение, расположенное по адресу: <…>  и оборудованное трехтарифным прибором учета электрической энергии;

2) жилое помещение, расположенное по адресу: <…>   и оборудованное трехтарифным прибором учета электрической энергии;

3) жилое помещение, расположенное по адресу: <…>  и оборудованное двухтарифным прибором учета.

Приборы учета <…>  не перепрограммированы в 2013 году. Таким образом, расчеты за потребленную электроэнергию  производились  по одноставочному тарифу, не дифференцированному по зонам суток.

Заявлений в ПАО «ТНС энерго НН» о перепрограммировании приборов учета электроэнергии, расположенных в жилых помещениях <…> , не поступало.

Причиной отказа гарантирующего поставщика от дифференциации расчетов по зонам суток является непроведение потребителями коррекции приборов учета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени».

Установив  признаки нарушения    части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в изложенных действиях ПАО «ТНС энерго НН», приказом от 11.02.2015 №50 Нижегородское УФАС России  возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства  № 42-ФАС52-03/15.

ПАО «ТНС энерго НН» факт нарушения антимонопольного законодательства не признало. Представитель ответчика указал, что бесплатное перепрограммирование прибора учета электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 № 1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени» возможно только в случае, когда прибор учета перепрограммировался потребителем  в 2013 году, поскольку в этот момент корректировке подлежали интервалы тарифных зон суток, а в 2014 – 2015 годах коррекции подлежит время встроенных часов приборов учета электрической энергии.

При этом, в случае отсутствия сведений о перепрограммировании собственниками пробора учета после 26.10.2014 ПАО «ТНС энерго НН» выставлял им счета за услуги энергоснабжения по тарифам, не дифференцированным по зонам суток.

Позиция ответчика отражена в письменных пояснениях ПАО «ТНС энерго НН» делу № 42-ФАС52-03/15 (вх.№6366 от 18.12.2014, вх.№407 от 23.01.2015, вх.№2195 от 10.04.2015, б/н от 27.04.2015, вх.4208 от 29.06.2015) .

В ходе рассмотрения дела комиссия Нижегородского УФАС России установила, что 19.02.2015 <…>  также обращался в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области с заявлением, в котором просил оценить действия ПАО «ТНС энерго НН», выразившиеся в начислении платы за услуги энергоснабжения по тарифу, не дифференцированному по зонам суток при наличии двух-, трех тарифных приборов учета.

По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Нижегородской области составлен акт от 10 апреля 2015 года №515-04-985-15, в котором отражены нарушения гарантирующим поставщиком постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1465 «Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени», а именно: незаконный отказ от проведения бесплатного перепрограммирования индивидуального прибора учета в жилом помещении <…> , расположенного по адресу: <…> .

10 апреля 2015 года государственной жилищной инспекцией Нижегородской области вынесено предписание №515-04-985-15 об устранении выявленных нарушений, которым на ответчика возложена обязанность произвести перепрограммирование индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении №<…>  многоквартирного дома №<…>   по улице <…>  города <…>  без взимания платы с потребителя в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1465.

 07.10.2015 на заседании комиссии Нижегородского УФАС России                 <…>  представлено заявление ПАО «ТНС энерго НН» в Арбитражный суд Нижегородской области о признании незаконным и отмене ненормативного правого акта  государственной жилищной инспекции Нижегородской области (предписания от 10.04.2015 №515-04-985-15).

<…>  пояснено, что по указанному заявлению Арбитражным судом Нижегородской области назначено к судебному разбирательству дело                            №А43-18489/2015.

В соответствии с определением от 09.10.2015 №ЮГ-03/4695 дело о нарушении антимонопольного законодательства №42-ФАС52-03/15  приостанавливалось до вступления  в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-18489/2015.

  Арбитражного суда Нижегородской области Арбитражный суд Нижегородской области по результатам рассмотрения заявления ПАО «ТНС энерго НН» требования удовлетворил (решение от 03.11.2015).

Однако Первым арбитражным апелляционным судом  решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.2015  по делу №А43-18489/2015 отменено; ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» в удовлетворении заявления о  признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.04.2015 № 515-04-985-15 отказано.

В частности, из постановления первого арбитражного апелляционного суда следует, что нормативные акты, действовавшие до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1465, не содержали прямой нормы, возлагавшей на потребителей коммунальной услуги обязанности за свой счет перепрограммировать приборы учета в связи с утверждением новых интервалов тарифных зон суток.

Таким  образом, законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии ни в связи с изменением порядка исчисления времени, ни в связи с установлением новых тарифных зон суток.

Следовательно, уже после издания приказа Федеральной службы по тарифам от 14.12.2012 №393- э/1 и приказа Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013  №1473-э об утверждении новых интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей Общество должно было перепрограммировать прибор учета  электрической энергии <…> 

Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей.

Из содержания пунктов 1-2, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1465 прямо следует, что перепрограммирование приборов учета и в связи с изменением порядка исчисления времени, и в связи с установлением новых тарифных зон суток обеспечивает исполнитель услуги по электроснабжению без взимания платы с потребителей.

Определением Нижегородского УФАС России от 01.02.2016 исх.№ЮГ-03/446 рассмотрение дела  о нарушении антимонопольного законодательства №42-ФАС52-03/15 возобновлено и назначено на 16 февраля 2016 года.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (в редакции Федерального закона №275-ФЗ от 05.10.2015, вступившей в силу 05.01.2016) установлен запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ПАО «ТНС энерго НН» является гарантирующим поставщиком на розничном рынке по передаче электрической энергии (мощности), доля которого составляет более 50 процентов.  

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, признается доминирующим.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ПАО «ТНС энерго НН» занимает доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии в географических границах, определенных зоной деятельности ПАО «ТНС энерго НН» как гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Нижегородской области. Обстоятельств, свидетельствующих об обратном, не установлено.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» с 26 октября 2014 года двух-, трех- тарифные приборы учета электрической энергии надлежало перепрограммировать. Из письменных пояснений ПАО ТНС энерго НН» по делу №42-ФАС52-03/15 (от 18. 12.2014 вх.№6366) следует, что ответчик не осуществлял перепрограммирование индивидуальных приборов учета тех потребителей, приборы учета которых  не были приведены в соответствие с приказом Федеральной службы по тарифам № 393-э/1 от 14.12.2012, а именно  в которых не корректировались интервалы тарифных зон суток.    

Таким образом, круг лиц, интересы которых могут быть ущемлены рассматриваемыми действиями ПАО «ТНС энерго НН», не может быть определен.

При установленных обстоятельствах Управление приходит к выводу о том, что действия ПАО «ТНС энерго НН», выразившиеся в отказе от перепрограммирования индивидуальных приборов учета, могли привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия,

 

 

заключила:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №42-ФАС52-03/15 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «ТНС энерго НН» (603950, город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 3 «в»; ИНН 5260148520)   части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить его под расписку уполномоченным представителям.

  1. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что на основании части 5 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    Ю.Н. Гребнев

 

Члены комиссии                                                                                               И.А. Кошелева

 

Р.О. Наволочная                                                                   

 

   А.М. Смолина

 

М.Д. Макарова

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны