Письмо №ИК/24844/23 Постановление №052/04/9.21-1841/2023 (Новак, Россети) от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «Россети Центр и Приволжье»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33

<...>

ООО «Новак»

г. Нижний Новгород, пр-кт Гагарина, д. 174, пом. 16 <...>

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

052/04/9.21-1841/2023

18 декабря 2023 года                                                                                             г. Нижний Новгород

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области <...>., рассмотрев материалы дела №052/04/9.21-1841/2023 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (603950, город Нижний Новгород, улица Рождественская, дом 33; ИНН 52605200603),

в присутствии представителей ПАО «Россети Центр и Приволжье» <...> (доверенность №Д-НН/524 от 30.06.2023) и <...> (доверенность №Д-НН/558 от 16.10.2023)

установил:

С учетом положений части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось обращение обращение (вх. № 12962/23 от 22.05.2023) ООО «Новак» (далее — заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее – ПАО «Россети Центр и Приволжье», сетевая организация), выразившиеся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Попова, напротив дома 39, (кад номер: 52:18:0050311:195), к электрическим сетям ПАО «Россети Центр и Приволжье» в установленные законом сроки.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 03.08.2023 по делу №052/04/9.21-1841/2023 ПАО «Россети Центр и Приволжье» вменяется совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).

На составление протокола об административном правонарушении явился представитель публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» <...>. (доверенность № Д-НН/474 от 05.06.2023); ООО «Новак» явку своих представителей не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Из пояснений защитника ПАО «Россети Центр и Приволжье», данных при составлении протокола №052/04/9.21-1841/2023 об административном правонарушении привлекаемого к ответственности лица следует, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» вину не признало.

18.12.2023 на рассмотрении дела об административном правонарушении №052/04/9.21-1841/2023, представители ПАО «Россети Центр и Приволжье», вину не признали, поддержали ранее изложенные позиции. ООО «Новак» на рассмотрение своих представителей не направило, извещено надлежащим образом.

Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2023.

Изучив материалы дела, позицию ПАО «Россети Центр и Приволжье», оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, достаточности и взаимосвязи, должностное лицо Нижегородского УФАС России, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение (вх. № 12962/23 от 22.05.2023) ООО «Новак» (далее — заявитель) на действия публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (далее – ПАО «Россети Центр и Приволжье», сетевая организация), выразившиеся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Героя Попова, напротив дома 39, (кад номер: 52:18:0050311:195), к электрическим сетям ПАО «Россети Центр и Приволжье» в установленные законом сроки.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.

Между тем технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 103 Правил договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий: технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;

расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;

отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;

от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);

при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт; в случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии;

1 месяц (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пунктах 13(2) и 13(4) настоящих Правил, энергопринимающие устройства которых ранее присоединены в данной точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.

Как установлено из представленных документов, 07.04.2022 ООО «Новак» обратилось с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств нежилого здания расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Героя Попова, напротив дома 39 (кад. номер: 52:18:0050311:195)

17.11.2022 Заявитель оплатил услугу по технологическому присоединению. Таким образом, с учетом положений пункта 104 Правил, договор между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и ООО «Новак» следует считать заключенным с 17.11.2022.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, в соответствии с пунктом 6 указанного типового договора — 6 (Шесть) месяцев с момента заключения (до 17.05.2023).

Как установлено из письменных пояснений ПАО «Россети Центр и Приволжье» по объекту заявителя разработано техническое решение, подготовлено техническое задание, изготовлен ситуационный план строительства. Торгово-закупочные процедуры по определению подрядной организации для выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на стадии подготовки. После чего, подрядная организация приступит к проектированию, а также получению необходимых согласований проектной документации с собственниками смежных земельных участков и владельцами прочих инженерных коммуникаций.

Однако, на момент поступления обращения в антимонопольный орган вышеуказанный договор о технологическом присоединении, как указывает заявитель, ПАО «Россети Центр и Приволжье» не исполнен.

Между тем к письменным пояснениям от 18.10.2023 представлен акт об осуществлении технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям, датированный 17.10.2023.

Однако обществу необходимо было осуществить технологическое присоединение не позднее 17.05.2023.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В рамках административного расследования, выявлено, что ранее ПАО «Россети Центр и Приволжье» привлекалось к административной ответственности за нарушение порядка подключения к электрическим сетям.

В частности, установленное в рамках настоящего административного дела правонарушение совершалось ПАО «Россети Центр и Приволжье» в период времени, когда указанное лицо считалось подвергнутым административному наказанию согласно постановлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14.04.2022 о назначении ПАО «Россети Центр и Приволжье» административного наказания по делу 052/04/9.21-130/2022 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Постановление по делу 052/04/9.21-130/2022 явилось предметом рассмотрения в Арбитражном суде Нижегородской области (дело А43-12612/2022). В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления по делу 052/04/9.21-130/2022 ПАО «Россети Центр и Приволжье» отказано. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.08.2023 по делу А43-12612/2022 оставлено без изменения. Таким образом, ПАО «Россети Центр и Приволжье» считается подвергнутым наказанию в период с 21.11.2022 по 21.11.2023.

Между тем, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Приказом филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Нижновэнерго» № ННЭ-695 от 29.11.2021 г. утвержден порядок представления отчетности в рамках бизнес-процесса «Реализация услуг по технологическому присоединению и перспективное развитие», в том числе, установлена форма 11 ежемесячной отчетности «Мониторинг деятельности по технологическому присоединению», форма Пкпэ отчетности «Оценка уровня показателя соблюдения сроков осуществления технологического присоединения».

Контроль исполнения приказа возложен на заместителя директора по реализации услуг.

В ПАО «Россети Центр и Приволжье» проводятся еженедельные оперативные совещания, лицам, на которых возложены конкретные задачи в рамках бизнес-процесса «Реализация услуг по технологическому присоединению и перспективное развитие» указывается на необходимость устранить выявленные замечания и соблюдения Правил технологического присоединения; в части исполнения договоров технологического присоединения с привлечением подрядной организации проводится взаимодействие с подрядными организациями, корректируются сроки выполнения ПИР и СМР.

Также принята политика организации «Система менеджмента ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (прим. прежнее наименование) «Контроллинг финансово-хозяйственной деятельности».

Кроме того, ПАО «Россети Центр и Приволжье» внедрен антимонопольный комплаенс, для пресечения подобного рода нарушений.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» в рассматриваемом случае были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения Правил технологического присоединения.

ПАО «Россети Центр и Приволжье» приобщило в материалы дела паспорт бизнес-процесса (БП 6) «Реализация услуг по технологическому присоединению и перспективное развитие» ПП БП 6/08- 2021, а также приложения к нему.

Данными данным паспортом и приложениями четко распределены функции в рамках исполнения договоров технологического присоединения, система контроля за исполнением договоров технологического присоединения.

В соответствии со стр. 233 Приложение № 3. Распределение функций в рамках БП/БС контроль своевременного исполнения СМР возложен на УКС.

Согласно Приложению № 4. Матрица рисков и контрольных процедур исполнитель контрольной процедуры (КП) на уровне филиала на основании реестра договоров ТП проверяет своевременность исполнения договоров подряда. В соответствие с условиями договора в части сроков по действующему законодательству (Правилам Правилами ТП, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 с учетом всех изменений) и срокам, указанным в регламенте технологического присоединения. В случае выполнения этапа работ, Исполнитель КП проставляет фактическую дату исполнения. В случае, если срок выполнения этапов превышает регламентированные сроки, исполнитель КП направляет уведомление в профильное подразделение.

Исполнителем КП является УКС, частота проверки реестра договоров — еженедельно.

Начальником Управления капитального строительства является <...>.

Приказом от 10.10.2023 № ННЭ-452/пр <...> привлечен к дисциплинарной ответственности.

14.12.2023 <...>. также привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (дело №052/04/9.21-2873/2023) аналогичным обстоятельствам.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при иных предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании вышеизложенного, проанализировав фактические обстоятельства в контексте их правового регулирования, должностное лицо Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что ПАО «Россети Центр и Приволжье» не подлежит ответственности предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5 КоАП РФ, заместитель руководителя Нижегородского УФАС России

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении №052/04/9.21- 1841/2023, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье» (603950, город Нижний Новгород, улица Рождественская, дом 33, ИНН 5260200603), прекратить на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

<...>

Связанные организации

ПАО «Россети Центр и Приволжье»
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043
ООО «Новак»
ИНН 5261089605, ОГРН 1145261000565