Письмо №ИК/23369/22 О признании жалобы обоснованной, дело №052/01/18.1-2654/2022 от 4 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О признании жалобы обоснованной, дело №052/01/18.1-2654/2022

 

ИП В<...>

<...>

 

ООО «Экопром»

603127, Нижегородская область,

г. Нижний Новгород, ул. Федосеенко,

д. 51 <...>

 

ООО «ЕСТП»

<...>

 

РЕШЕНИЕ

052/01/18.1-2654/2022

29 сентября 2022 года                                                                                    город Нижний Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в составе:

- <...>

-

<...>,

- <...>

-

<...>,

- <...>

-

<...>,

при участии:

 

 

- У<...>.

-

представителя ООО «Экопром» (доверенность б/н от 21.09.2022)

- Г<...>.

-

представителя ИП В<...>(доверенность б/н от 21.09.2022)

 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя В<...> (далее — ИП В<...>, заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Экопром» (далее — ООО "Экопром", заказчик) при проведении запроса предложений, номер извещения 32211666668,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее также - Нижегородское УФАС России, Управление) поступила жалоба ИП В<...>. на действия ООО «Экопром» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание юридических услуг по взысканию задолженности в досудебном порядке, в рамках приказного производства и сопровождению исполнительных производств, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211666668.

В своей жалобе заявитель сообщает о недобросовестных действиях заказчика при утверждении закупочной документации.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приняло к рассмотрению жалобу ИП В<...> в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и назначило её рассмотрение на 22.09.2022 (уведомление о поступлении жалобы от 16.09.2022 исх.№ОШ/22113/22).

Уведомление от 27.09.2022 исх.№ЛШ/22859/22 рассмотрение жалобы отложено на более поздний срок в целях истребования дополнительных документов у сторон.

Дело по существу рассмотрено посредством видеоконференцсвязи 26.09.2022. В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт надлежащего уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Изучив доводы жалобы, заслушав представителей заказчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно общим правилам пунктов 1 и 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Законом, предоставляющим заинтересованным лицам право на обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Закон о защите конкуренции, в частности положения статьи 18.1 данного Закона, вступившая в силу 06 января 2012 года.

По правилам части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган.

Правом на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии обладают:

- лица, подавшие заявки на участие в торгах;

- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ИП В<...>. обладает правом на обжалование действий заказчика.

Из жалобы заявителя следует, что закупочная документация, разработанная ООО «Экопром», ограничивает возможное число участников закупки, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках).

Комиссия по делу №052/01/18.1-2654/2022, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

02.09.2022 16:01 заказчиком в единой информационной системе и электронной торговой площадки http://estp.ru/ размещено извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание юридических услуг по взысканию задолженности в досудебном порядке, в рамках приказного производства и сопровождению исполнительных производств, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211666668) и закупочная документация.

Начальная (максимальная) цена договора - 29 742 882,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьей 3 Закона о закупках предусмотрено, что порядок осуществления закупок устанавливается положением о закупке.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссией Управления установлено, что при организации и проведении запроса предложений заказчик руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением заказчика о закупках, утвержденным решение единственного участника ООО «Экопром» №9/2022 от 27.09.2022 (далее также - Положение о закупке), а также требованиям закупочной документации, разработанной в соответствии с требования части 6 и 6.1 Закона о закупках.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования к содержанию заявки участника, рассматриваемого запроса предложений, изложены в Разделе 2. «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ», являющемся неотъемлемой частью закупочной документации.

Из материалов дела следует, что в пункте 32 раздел 2 Информационной карты заказчиком, в том числе установлены следующие требования к участникам запроса предложений:

- Наличие у Участника закупки не менее 5 (пяти) договоров (контрактов), срок исполнения которых пришелся на период с 01.01.2018 г. до даты размещения извещения о настоящей закупке в Единой информационной системе в сфере закупок и соответствующих следующим критериям;

1) Наличие у Участника закупки не менее 5 (пяти) договоров (контрактов), срок исполнения которых пришелся на период с 01.01.2018 г. до даты размещения извещения о настоящей закупке в Единой информационной системе в сфере закупок и соответствующих следующим критериям:

- договоры (контракты) заключены с ресурсоснабжающими организациями и/или организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги;

- предметом указанных договор является передача Участнику закупки полномочий по возврату задолженности физических лиц, возникшей из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;

- договоры полностью или частично исполнены;

- совокупная цена договоров, получаемая путем сложения сумм договоров, представленных Участником для участия в закупке, составляет не менее 100 (ста) млн. руб.;

- цена каждого договора (контракта) составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, указанной в документации о закупке.

2) Выручка участника закупи по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный год должна составлять не менее 100 000 000 (Сто миллионов) рублей, без учета НДС.

Из закупочной документации следует, что вышеуказанные критерии являются критериями допуска заявок участников. В силу пункта 2.12.14 закупочной документации не предоставление документов, подтверждающих соответствие участника вышеуказанным критериям, является основанием для отклонения заявки участника.

При анализе вышеуказанных требований, Комиссия антимонопольного органа учитывает, что согласно Правовой позиции Президиума Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам. Связанным с применение Закона о закупках, утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельными лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Из изучив вышеуказанные критерии допуска участников Комиссия Управления приходит к выводу, что требования, установленные заказчиком, в части предоставления документов, подтверждающих получение выручки в размере 100 000 000 рублей, и договоров, совокупная стоимость которых составляет 100 000 000 рублей, является чрезмерным, несоответствующим ни объему работ, предложенных к выполнению, ни начальной (максимальной) цене договора рассматриваемого запроса предложений.

В ходе рассмотрения дела представитель заказчика не смог пояснить каким образом проведен расчет суммы — 100 000 000 рублей.

Комиссия отмечает, что система оценки, представленная в конкурсной документации позволяет заказчику выбрать исполнителя, который в наибольшей степени будет отвечать показателям цены, качества и надежности, поскольку заказчиком при оценке заявок учитываются следующие критерии:

Наименование критериев оценки, показателей

Значимость критериев оценки, показателей

1.

Стоимостные критерии оценки

1.1.

Цена контракта

40 %*

(коэффициент значимости критерия – 0,4**)

 

2.

Нестоимостные критерии оценки

2.1.

Квалификация участников закупки, опыт работы, связанный с предметом контракта

60 %*

(коэффициент значимости критерия – 0,6**)

 

 

Итого:

100%

 

На основании изложенного, комиссия Управления приходит к выводу, что установление рассматриваемых критериев допуска в части предоставления документов, подтверждающих факт выполнения договоров и получение выручки на сумму 100 000 000 рублей, превышающую НМЦК закупки более чем на 236 %, ограничивает возможное число участников закупки и противоречит требования части 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

Выводы комиссии Управления, подтверждаются в том числе тем, что до окончания срока подачи заявок, на участие в запросе предложений подано 2 заявки.

Между тем, рассматриваемым критериям допуска соответствует, исключительно 1 участник закупки - ООО «Агентство Региональная организация по сбору долгов», который в последствии и станет победителем конкурентной процедуры.

Учитывая существо допущенного заказчиком нарушения Закона о закупках, Комиссия Управления считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения и передать материалы дела должностному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 (частями 17, 20), статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия Нижегородского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП В<...> на действия ООО «Экопром» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание юридических услуг по взысканию задолженности в досудебном порядке, в рамках приказного производства и сопровождению исполнительных производств, размещенном на сайте https://zakupki.gov.ru/, номер извещения 32211666668, обоснованной.

2. Признать ООО «Экопром» нарушившим требованием части 1 и 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать ООО «Экопром» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения закона о закупках.

4. Передать материалы дела должностному лицу Нижегородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

<...>

 

<...>

<...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

 

 

Связанные организации

ООО "ЕСТП"
ИНН 7701986754, ОГРН 1137746066490
ООО "Экопром"
ИНН 5263049020, ОГРН 1055255024912
ИП Воробьев Е.С.
ИНН 667000678996, ОГРН 313665833100036