Решение №СС-07/3641 РЕШЕНИЕ № 575-ФАС52-07/12 от 9 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№СС-07/3641 от 16.08.2012

                                                                          

 

РЕШЕНИЕ № 575-ФАС52-07/12

 

 

07 августа 2012  года                                                                            г.Н.Новгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

 

Смирнов С.В.

-

председатель Комиссии, заместитель руководителя  управления;

Швецова О.Ю.

-

член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

Ульянов А.С.

-

член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 575-ФАС52-07/12, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» (г. Н.Новгород, ул. Куйбышева, д. 32; г. Н. Новгород, ул. Тимирязева, д. 35) по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителя ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» по доверенности от 11 июля 2012 года – Дарьенковой О.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» на территории Нижегородской области специалистами Нижегородского УАФС России 02.05.2012 в городе Нижнем Новгороде на крыше дома  № 4 на площади Лядова, выявлена рекламная конструкция с рекламой, следующего содержания: «Suzuki. Первый Дилерский Центр. Кредит от 0%. Каско от 12590 р. 800м. ул. Тимирязева, 35. 220-08-33».  Рекламное сообщение содержит условия предоставления кредита – «Кредит от 0%» и авто-страхования – «КАСКО от 12590р.», однако наименование лиц предоставляющих данные финансовые услуги и условия их предоставления, в рекламном сообщении, не указаны.

Специалистами Нижегородского УФАС России составлен Акт наблюдения  от 02 мая 2012 года с приложением фотографий рекламного сообщения.

18 июня 2012 года Нижегородским УФАС России в отношении ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» вынесено Определение о возбуждении дела №575-ФАС52-07/12 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  ФЗ «О рекламе».

07 августа 2012 года состоялось рассмотрение Комиссией Нижегородского УФАС России дела № 575-ФАС52-07/12 по существу.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.

В городе Нижнем Новгороде на рекламной конструкции, установленной на крыше дома  № 4 на площади Лядова, распространялось сообщение следующего содержания: «Suzuki. Первый Дилерский Центр. Кредит от 0%. Каско от 12590 р. 800м. ул. Тимирязева, 35. 220-08-33».

О данном факте составлен акт наблюдения от 02 мая 2012 года с приложением фотографий.

Пунктом 1 статьи  3  ФЗ  «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» определено, что  товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанное сообщение является рекламой, так как адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования – ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» и оказываемой им услуге – кредитованию по процентной ставке «от 0%» и страхованию (КАСКО) «от 12590р.»

Общество с ограниченной ответственностью «СУЗУКИ МОТОРС РУС» (Компания) заключило с ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» (Дилер) Дилерское соглашение от 05 апреля 2010 года. В соответствии с пунктом 1.1 Дилерского Соглашения, целью данного соглашения является продвижение и реализация товаров «SUZUKI». Согласно пункту 1.5 Соглашения, Дилер является независимой коммерческой организацией и заключает сделки по реализации товара от своего имени и за свой счёт, а также несёт единоличную ответственность за всю свою коммерческую деятельность. Дилер не является представителем «Сузуки Мотор Корпарейшн», «Мадьяр Сузуки Корпарэйшн» или Компании.

В свою очередь ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» (Заказчик) заключило с ООО «Марка» (Исполнитель) Договор от 15 февраля 2012года. Предметом данного договора является оказание Исполнителем рекламных услуг для Заказчика. В соответствии с Приложением № 4 к Договору № 150212-ГК от 15 февраля 2012 года и Актом выполненных работ № 00000179 от 19 июня 2012 года Исполнитель произвёл по поручению Заказчика дизайн макета баннера для крышной конструкции размером 15Х5м в количестве 1 штуки.

22 февраля 2012 года между ООО «Арбаком» (Исполнитель) и ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» (Заказчик) заключён Договор на изготовление и размещение рекламных материалов №073/А от 22 февраля 2012 года. Согласно пункту 1.1 данного Договора, Исполнитель обязуется на период рекламной компании Заказчика обеспечить изготовление и размещение рекламно-информационных материалов на объектах наружной рекламы, а Заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги. В соответствии с пунктами 2.1.2., 2.1.3., 2.1.4., 2.1.5 данного Договора, Заказчик обязан предоставить Исполнителю оригинал-макет рекламно-информационного материала с соблюдением требований законодательства РФ, принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги.

Согласно Приложению №1 от 22.02.2012г. к Договору № 073/А от 22.02.2012г. вышеуказанное рекламное сообщение размещалось на рекламной конструкции, установленной на крыше дома №4 на пл. Лядова в период с 01.03.2012г. по 30.04.2012г. Однако, специалистами Нижегородского УФАС России рекламное сообщение выявлено 02.05.2012.

Таким образом, рекламное сообщение распространялось на рекламной конструкции, на крыше дома  № 4 на площади Лядова в период с 01.03.2012г. по 02.05.2012г.

Рекламное сообщение содержит информацию о предоставлении ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» финансовых услуг – страхование  и кредит.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 6 статьи 4 ФЗ «О рекламе», финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Главой 42 ГК РФ установлено несколько видов кредитования: банковский, товарный и коммерческий.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Для осуществления деятельности по выдаче кредитов, предусмотренных статьей  819 ГК РФ, необходимо наличие у юридического лица лицензии Банка России на осуществление банковских операций.

Согласно статье 822 ГК РФ товарный кредит предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками.

Товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и не финансовыми организациями.

Каждый из предусмотренных ГК РФ видов кредитов имеет свои особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителями своих возможностей по фактическому приобретению товаров и услуг.

В соответствии со статьёй 938 ГК РФ, в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Согласно части 1 статьи 6 ФЗ    «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

Указание в рекламе финансовых услуг наименования финансовой организации является обязательным, поскольку с его помощью до участников гражданского оборота доводится информация о правовом статусе организации. Такое указание индивидуализирует организацию в ряду других участников оборота с тем, чтобы правдиво отражать правовое положение юридического лица и не вводить в заблуждение потребителей рекламы относительно предлагаемых данной организацией услуг.

Наименования финансовых организаций, предлагающих финансовые услуги кредитования и страхования, в рекламном сообщении отсутствуют. ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» не имеет лицензий на оказание финансовых услуг (кредитование, страхование), не является финансовой организацией, следовательно, самостоятельно не предоставляет указанных финансовых услуг.

Таким образом, рекламное сообщение, размещённое на крыше дома  № 4 на площади Лядова, противоречит требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Пунктом 2 части 2 статьи, частью 3 28 ФЗ «О рекламе»  установлены требования к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Рекламное сообщение содержит информацию о предоставлении услуг авто-страхования (КАСКО). Реклама содержит лишь одно условие оказания услуг страхования – стоимость «от 12590 р.». Рекламное сообщение не содержит иных условий оказания услуг авто-страхования. Указание стоимости страхования без указания остальных условий оказания услуг страхования недопустимо, так как формирует у потребителей рекламы мнение о возможности получения КАСКО по стоимости 12590 рублей независимо от таких факторов, как модель и  мощность транспортного средства, опыт и стаж водителя, пакет выбираемых для КАСКО опций и т.д.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Согласно макету рекламы, представленного ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» и фотографией рекламы, выявленной специалистами Нижегородского УФАС России, текст рекламного сообщения  содержит условие предоставления кредита – «от 0%», однако информации о других существенных условиях предоставления кредита (таких как срок предоставления, сумма кредита) в рекламном сообщении, отсутствует.

В связи с тем, что в рекламе ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» сведения об  условиях, влияющие на фактическую стоимость финансовых услуг - кредита и страхования отсутствуют, то реклама противоречит требованиям пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Статьей 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Определением о возбуждении дела №575-ФАС52-07/12 от 18 июня 2012 года ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» надлежало в срок до 02 июля 2012 года представить договоры о совместной деятельности, заключённые с финансовыми организациями, в части страхования и кредитования, типовую форму кредитного и страхового договора. Запрашиваемые документы обществом, в установленный срок, не представлены. Из объяснений ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» (исх.№166 от 11.07.2012г.) следует, что в рамках нового проекта по привлечению клиентов ООО «Сузуки Мотор Рус» была разработана программа, условиями которой было предоставление клиентам минимального процента по кредитам при приобретении автомобилей марки SUZUKI и условий, при которых клиент несёт минимальные расходы на страхование приобретённого им автомобиля по КАСКО. В рамках программы, предложенной ООО «Сузуки Моторс Рус», сотрудниками рекламной службы ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» был разработан макет рекламы.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» пояснил, что договоры с финансовыми организациями на предоставление услуг кредитования «от 0%» и страхования (КАСКО) «от 12590 р.» у общества на момент размещения рекламы отсутствуют.

В связи с этим, сведения о предоставлении кредита «от 0%» и КАСКО «от 12590р.», содержащиеся в рекламном сообщении не соответствуют действительности.

 В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, в частности, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, рекламное сообщение противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Наличие в рекламе информации о возможности получения кредита «от 0%» и КАСКО «от 12590р.» направлено на создание у потребителей рекламы желания обратиться в ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» для покупки автомобиля «SUZUKI» по выгодным для потребителя условиям: кредит – «от 0%» , каско – «от 12590р.».

Указанное обстоятельство вводит потенциальных клиентов в заблуждение, так как текст рекламного сообщения содержит не соответствующую действительности информацию, не позволяющую потребителям рекламы, руководствуясь текстом рекламы, сделать вывод о необходимости обратиться в ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» за приобретением товара.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители.

Таким образом, реклама ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе»  ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 7 статьи 5, пунктом 2 частью2, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несет   рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рекламного сообщения, является ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр».

Таким образом, ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» нарушены требования  пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, пунка 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе.

В своём объяснении от 11.07.2012г. и в ходе рассмотрения дела ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» признало нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с тем, что размещение рекламы ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр» на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «ПЕРВЫЙ Дилерский Центр», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Передать материалы дела  уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2012 года. 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                С.В. Смирнов

 

 Члены Комиссии                                                                          О.Ю. Швецова

 

                 А.С. Ульянов

Связанные организации

Связанные организации не указаны