Решение б/н Решение по делу №508-ФАС52-02/14 (ж) от 6 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23.05.2014 №ЮГ-02/1567

 

РЕШЕНИЕ

 № 508-ФАС52-02/14 (ж)

 

 

08 мая 2014 года                                                                   г. Нижний Новгород

 

Комиссия № 3 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

- Григорян Т.Н. – заместителя председателя комиссии, начальника отдела экономической концентрации;

- Букреевой Я.В. – члена комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля экономической концентрации;

- Чувилиной М.Н. – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями, -

 

при участии

от открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее – ОАО МРСК Центра и Приволжья»):

-Ж.А.Л. (доверенность от 18.04.2014);

- К.Н.В. (доверенность от 20.12.2013);

- М.С.В. (доверенность от 18.04.2014),

 

рассмотрела 08 мая 2014 года в заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест - Информ» на действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», его конкурсной комиссии при организации открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договоров на выполнение работ по установлению охранных зон земельных участков в отношении линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» (извещение № 31400989165 на сайте www.zakupki.gov.ru),

и установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест - Информ», на действия открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья», его конкурсной комиссии при организации открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по установлению охранных зон земельных участков в отношении линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго».

Заявитель указывает, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» разместило в единой информационной системе сведения о проведении названной закупки по трем лотам:

Лот №1 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Арзамасские ЭС», «Южные ЭС», «Сергачские ЭС» для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»;

Лот № 2 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Уренские ЭС», «Семеновские ЭС» для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»;

Лот № 3 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Балахнинские ЭС», «Дзержинские ЭС», «Кстовские ЭС», а также площадных объектов, расположенных на территории Нижегородской области  для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301 конкурснойкомиссией внесены изменения в документацию обозначенной закупки.

В частности,податель жалобы указывает на то, что требование заказчика о  наличии опыта выполнения работ по установлению охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства конкретного класса напряжения необоснованно ограничивает конкуренцию, поскольку если у хозяйствующего субъекта имеется опыт выполнения работ по установлению охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства иного проектного номинального класса напряжения, то такое лицо будет признано несоответствующим требованиям заказчика.

Кроме того, ООО «ГЕО Инвест – Информ» считает, что обособленное требование по лоту № 3, касающееся предоставления сведений о выполнении работ по установлению границ охранных зон площадных объектов электросетевого хозяйства за последние 36 месяцев с момента подачи заявки участником, невозможно исполнить в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» внесены изменения в Приложение к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 24 февраля 2009 г. № 160.

Согласно подпункту «д» Приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранные зоны устанавливаются вокруг подстанций в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте«а» настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции.

В связи с тем, что с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» не прошло 36 месяцев, то потенциальный участник закупки не имеет возможности представить документы, подтверждающие наличие у него опыта выполнении обозначенных работ, то есть такое лицо автоматически приобретает статус несоответствующего требованиям заказчика.

Таким образом, податель жалобы считает, что описанные изменения, внесенные в пункт 2.3.1.2 (з) документации обозначенной закупки протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301, существенно нарушают общеустановленные и законодательно закрепленные принципы проведения закупок товаров, работ, услуг.

ООО «ГЕО Инвест – Информ» просило признать ограничивающими конкуренцию изменения, внесенные протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301 в пункт 2.3.1.2 (з) конкурсной документации обозначенной закупки.

ООО «ГЕО Инвест - Информ» на заседание комиссии по рассмотрению жалобы представителей не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы на действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

При рассмотрении жалобы ООО ««ГЕО Инвест - Информ» представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснив, что изменения, внесенные в документацию обозначенной закупки протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301,не противоречат требованиям антимонопольного законодательства и являются обоснованными.

Заслушав доводы представителей лица, участвующего в рассмотрении жалобы, оценив их в совокупности с имеющимися в деле материалами, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области приходит к следующему.

По правилам статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведения торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации ипроведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 17 той же статьи Федерального закона «О защите конкуренции» при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Таким образом, в рассматриваемом случае комиссии Нижегородского УФАС России необходимо разрешить вопрос относительно обоснованности доводов ООО «ГЕО Инвест - Информ», содержащихся в его жалобе на действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и его конкурсной комиссии при организации открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по установлению охранных зон земельных участков в отношении линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго».

Разрешая обозначенный вопрос, комиссия Нижегородского УФАС России исходит из следующего.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из подпункта 1.2.1 конкурсной документации следует, что рассматриваемый конкурс проводится в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья», утвержденным решением Совета Директоров ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (протокол от 16.07.2013 №132).

Установлено, что ОАО «МРСК Центра и Приволжья» 19 марта 2014 года опубликовало на электронной торговой площадке www.b2b-mrsk.ru извещение №37-06/236 о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение работ по установлению охранных зон земельных участков в отношении линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго», кроме того, общество также разместило обозначенное сообщение на официальном сайте ОАО «МРСК Центра и Приволжья» www.mrsk-cp.ru и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru извещение № 31400989165.

Предмет рассматриваемого конкурса составили три лота:

-Лот №1 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Арзамасские ЭС», «Южные ЭС», «Сергачские ЭС» для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»;

-Лот № 2 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Уренские ЭС», «Семеновские ЭС» для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»;

-Лот № 3 - Установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Балахнинские ЭС», «Дзержинские ЭС», «Кстовские ЭС», а также площадных объектов, расположенных на территории Нижегородской области  для нужд  филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья».

Протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301 общество внесло изменения в подпункт «з» пункта 2.31.2 конкурсной документации, изложив его в следующей редакции:

Чтобы претендовать на победу в конкурсе и получении права заключить договор, участник конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и положительной деловой репутацией, опытом выполнения аналогичных договоров, а также иметь ресурсные возможности, соответствовать минимально-отборочным критериям:

Опыт выполнения аналогичных договоров:

Общие требования по лотам №1, 2, 3:

- наличие за последние 36 месяцев с момента подачи заявки участником не менее 3 исполненных договоров на выполнение работ по установлению охранных зон воздушных линий электропередачи;

- ведение вида деятельности по землеустройству не менее 36 месяцев с момента подачи заявки участником.

Обособленные требования по лотам №1, 2, 3 (линейные объекты):

- наличие опыта выполнения аналогичных договоров (под аналогичными договорами понимается: установление охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства соответствующего класса напряжения; под соответствующим классом напряжения понимается: класс напряжения линии электропередач соответствующий классу напряжения по лоту, информация указана в техническом задании) в объеме километража не менее объема по соответствующему лоту;

Обособленное требование по лоту № 3 (площадные объекты):

- Наличия опыта выполнение работ по установлению границ охранных зон площадных объектов электросетевого хозяйства общим количеством не менее объема по лоту за последние 36 месяцев с момента подачи заявки участником.

В свою очередь, требования к документам, подтверждающим соответствие Участника установленным критериям, изложены в пункте 2.3.2 документации.

Так, из положений подпункта 2.3.2.3 следует, что в качестве документов, подтверждающих квалификацию, потенциальный участник закупки должен представить:

- Копии договоров с приложениями и иных документов, из которых однозначно можно сделать вывод об опыте выполнения работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства соответствующего класса напряжения, исполнению договоров (подпункт «b»);

- Копии договоров с приложениями и иных документов, подтверждающих наличие у Участника соответствующего опыта выполнения работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства соответствующего класса напряжения, в объеме не менее объема по соответствующему лоту (подпункт «c»).

Анализ установленного в Конкурсной документации критерия по опыту выполнения аналогичных договоров позволяет антимонопольному органу заключить, что конкурсной комиссии ОАО «МРСК Центра и Приволжья» для констатации факта соответствия участника общим требованиям критерия «опыт выполнения аналогичных договоров» необходимо наличие за последние36 месяцев не менее трех исполненных в полном объеме договоров на выполнение работ по установлению охранных зон воздушных линий электропередачи класса напряжения линии электропередач, соответствующего классу напряжения по лоту, то есть 6 и 10 кВ, в объеме километража не менее объема по соответствующему лоту.

В устных поясненияхна заседании комиссии по рассмотрению жалобы, представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сообщили следующее.

В связи с тем, что в рассматриваемом случае воздушные линии электропередачи напряжением 6-10 кВ располагаются в населенной местности, то порядок установления их охранных зон существенно отличается от выполнения работ по установлению охранных зон воздушных линий электропередачи иного класса напряжения, находящихся например, в труднодоступной либо ненаселенной местностях.

Поскольку вданной ситуации обществу необходимо установить охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, расположенных непосредственно в населенной местности, то при выполнении искомых работ важным является в первую очередь охрана жизни и здоровья людей, а также бесперебойное обеспечение потребителей электрической энергией.

В связи с изложенным заказчик должен быть уверен в том, что лицо, имеющее намерение заключить договоры на установку охранных зон воздушных линий электропередачи напряжением 6-10 кВ, обладает опытом выполнения работ, аналогичных предмету торгов.

Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства регламентирован Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее – Привила).

Приложение к Правилам закрепляет, что охранная зона для воздушных линий электропередачи с напряжением от 1 до 20 кВ устанавливается на ширину в 10 метров по каждому краю, и в - 5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов (подпункт «а»).

Кроме того, в данной норме приводятся требования к расстоянию охранных зон, подлежащих установлению вдоль воздушных линий электропередачи в зависимости от класса напряжения объекта.

Так, охранные зоны для воздушных линий электропередачи с напряжением 35 кВ устанавливается на расстоянии 15 метров, для воздушных линий электропередачи с напряжением 150, 220 кВ – 25 метров.

Указанное позволяет заключить, что процессы выполнения работ по установлению охранных зон различных классов напряжения и объектов электросетевого хозяйства различных классов напряжения и расположенных в разных местностях отличаются между собой.

Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав обозначенные нормативные правовые акты,положения конкурсной документации рассматриваемой закупки, касающиеся установления заказчиком спорных требований, каких-либо нарушений в обжалуемых действиях конкурсной комиссии не выявила.

При разрешении вопроса об обоснованности второго довода подателя жалобы Комиссия Нижегородского УФАС России исходит из следующего.

На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» сообщили, что до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» в Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства – вокруг подстанций- какими-либо нормативными правовыми актами не регламентировались.

Однако работы по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства выполнялись и до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства».

В таких случаях границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства согласовывались с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор (Ростехнадзор),и работы по их установлению выполнялись в комплексе работ по землеустройству, обеспечивающим внесение в документы государственного кадастра недвижимости сведений о границе охранной зоны объекта электросетевого хозяйства.

При этомширина охранной зоны (граница) площадного объекта электросетевого хозяйства устанавливалась равной ширине охранной зоны(границе) линейного объекта электросетевого хозяйства соответствующего класса напряжения, к которому такой площадной объект был прикреплен.

Установлено, что предметом рассматриваемого конкурса по лоту №3 явилось право заключения договоров на выполнение работ по установлению охранных зон линейных объектов электросетевого хозяйства, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ПО «Балахнинские ЭС», «Дзержинские ЭС», «Кстовские ЭС», а также площадных объектов, расположенных на территории Нижегородской области.

Из анализа конкурсной документации следует, что к обозначенным площадным объектам заказчик относит трансформаторные и иные подстанции с воздушными линиями электропередачи.

В силу абзаца 10 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно пункту 5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

Таким образом, еще до введения в действие подпункта «д»Приложения к Правилам, закрепляющего требования о необходимости установления охранных зон обособленно вокруг подстанций, охранные зоны вокруг обозначенных объектов в силу приведенной нормы Правил подлежали установлению комплексно с иными объектами электросетевого хозяйства.

Представители ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на заседании комиссии пояснили, что лицу, желающему принять участие в закупке, в качестве документов, подтверждающих квалификацию, не обязательно представлять договоры именно на выполнение работ по установлению охранных зон площадных объектов электросетевого хозяйства, потенциальный участник закупки мог представить договоры на выполнения комплекса работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в число которых входили трансформаторные и иные подстанции.

Для подтверждения вышеизложенного ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в материалы дела представлен договор подряда от 14 августа 2012 года заключенный между ООО «МРК-С» и ООО «Кадастровый центр».

Предметом обозначенного соглашения от 14.08.2012 явились обязательства со стороны ООО «Кадастровый центр» по выполнению кадастровых работ по межеванию, установлению и описанию границ охранных зон и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под электросетевыми комплексами напряжением 0,4-6-10 кВ для последующего оформления права на земельные участки, оформления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Приложение к договору от 14.08.2012 содержит перечень объектов электросетевого хозяйства, в число также которых входят и трансформаторные подстанции, в отношении которых необходимо выполнить работы, составляющие предмет соглашения.

Кроме того, представители заказчика на заседании комиссии представили договор от 20 августа 2013 года №2772-юр заключенный между ОАО «МРСК Центра и Приволжья» и ООО «Правовое измерение».

По результатам анализ обозначенного соглашения от 20 августа 2013 года №2772-юр комиссией установлено, что ООО «Правовое измерение» в срок до 19 декабря 2013 года выполнило комплекс работ по установлению охранных зон электросетевого хозяйства, в том числе - площадных объектов в количестве 127 штук.

На основании изложенного комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о то, что в период с 26.08.2013 (дата внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» в Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от 24 февраля 2009 г. № 160) и до момента объявления рассматриваемого конкурса (19 марта 2014 года) лицо, желающее принять участие в закупке имелообъективную возможность выполнить работы по установлению границ охранных зон площадных объектов электросетевого хозяйства общим количеством не менее объема по лоту (253 штуки) и представить необходимые подтверждающие документы.

Указанные обстоятельства позволяют комиссии Нижегородского УФАС России установить, что действия конкурсной комиссии по внесению изменений протоколом от 09 апреля 2014 года № 37-05/301 в подпункт «з» пункта 2.31.2 конкурсной документации не противоречат требованиям законодательства.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в таких случаях по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы необоснованной.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 18.1 (частями 17, 20)  Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

 

решила:

 

жалобу ООО «ГЕО Инвест-Информ» на действия ОАО «МРСК Центра и Приволжья», его конкурсной комиссии при организации открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договоров на выполнение работ по установлению охранных зон земельных участков в отношении линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства для нужд ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Нижновэнерго» (извещение № 31400989165 на сайте www.zakupki.gov.ru), признать необоснованной.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Заместитель председателя комиссии                                                          Т.Н. Григорян

 

 

Члены комиссии                                                                                         Я.В. Букреева

 

 

                                                                                                                       М.Н. Чувилина

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны