Решение б/н Решение по делу №1253-ФАС52-Р-9-07/12-10 в отношении ООО «Эл... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                 РЕШЕНИЕ
 
20 января 2011 года                                                                         г.Н.Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<…>
рассмотрев дело №1253-ФАС52-Р-9-07/12-10, возбужденное в отношении ООО «Эльдорадо» по признакам нарушения пункта 15 части 3 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), в присутствии: представителя по доверенности <>,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Нижегородского УФАС России   поступило обращение потребителя рекламы <> по поводу рекламной акции: «Купон на скидку 100 рублей», проводимой ООО «Эльдорадо» в феврале-марте 2010 года в городе Нижний Новгород, содержащей, по мнению заявителя, признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
В заявлении потребитель указал, что при оплате товара в магазине «Эльдорадо», расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, Сормовское шоссе, д.1д, им был предъявлен купон на скидку – 100 рублей. В предоставлении скидки ему было отказано, продавец пояснил, что скидки на покупаемый товар (крышки TEFAL) не распространяются. В рекламном купоне содержалась информация о перечне товаров, на покупку которых в магазине не предоставлялась скидка: «на CD и DVD диски с записью, контракты и платежи мобильной связи и другие услуги». Иных товаров, на которые скидка не предоставляется, не указано.
Нижегородским УФАС России установлено, что в рекламных сообщениях «Купон на скидку 100 рублей» отсутствуют полные сведения о товарах, на которые распространяется действие акции, а также критерии в зависимости от которых устанавливается скидка на товар 10 или 20%, что содержит признаки нарушения пункта 15 части 3 статьи 5, части 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
ФАС России письмом <> наделила полномочиями Нижегородское УФАС России на возбуждение и рассмотрение дела в отношении ООО «Эльдорадо» по признакам нарушения законодательства о рекламе.
13 декабря 2010 года Нижегородским УФАС России вынесло Определение о возбуждении дела №1253-ФАС52-Р-9-07/12-10 в отношении ООО «Эльдорадо» по признакам нарушения пункта 15 части 3 статьи 5, статьи 9 ФЗ «О рекламе».
19 января 2011 года состоялось рассмотрение Комиссией Нижегородского УФАС России дела по существу, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 20 января 2011 года в связи с необходимостью получения со стороны ООО «Эльдорадо» надлежащим образом заверенных документов и материалов.
Изучив материалы дела №1253-ФАС52-Р-9-07/12-10, представленные документы, заслушав позицию ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В феврале – марте 2010 года ООО «Эльдорадо» распространяло на территории Нижегородской области рекламные сообщения  в виде листовок «Купоны на скидку в феврале – марте» следующего содержания: «Купон на скидку 100 руб. Скидку по купону можно получить в период с 09.03.10г. по 14.03.10г. при совершении покупок в магазинах «Эльдорадо» (кроме Интернет-магазина). Скидки на купонам суммируются. На один чек можно получить скидку по нескольким купонам. При этом скидка по купонам не может превышать 10% или 20% от стоимости товара (размер скидки по купону для различных товаров отличается). Скидки не распространяются на CD и DVD диски с записью, контракты и платежи мобильной связи и другие услуги. После получения скидки купон изымается и повторно скидка не производится. Выдача наличных денег по купонам не производится. О действии скидок по купонам на товары участвующие в специальных акциях уточняйте у продавцов-консультантов. О действии скидок по купонам в случае приобретения товаров в кредит уточняйте у продавцов-консультантов. Подробности в магазинах «Эльдорадо» и на сайте www.eldorado.ru. Единая Справочная Служба тел.: 8-800-555-11-11 (звонок бесплатный)».
Распоряжением Руководителя Департамента поддержки продаж ООО «Эльдорадо» от 11 февраля 2010 №64 утверждены Правила рекламной акции «Купоны в феврале-марте».
Правилами проведения акции «Купоны в феврале – марте» предусмотрено следующее:
- в период действия с 12 февраля по 08 марта 2010 года покупателям предоставляется возможность при покупке товаров на сумму от 1500 руб. и более, получить купоны на скидку: 100 руб. и 500 руб., в размере 50% от суммы произведенной покупки;
- в период с 09 марта по 14 марта 2010 года покупатели могут получить скидку по выданным купонам;
- скидки по купонам суммируются, при этом сумма скидки не может превышать 10% или 20% от стоимости товара (максимальный процент скидки по купонам для различных товаров отличается). Если сумма скидки по предъявляемым покупателем купонам превышает максимально допустимую скидку, то будет представлена максимально допустимая скидка (10% или 20% от стоимости товара);
- скидки не распространяются на контракты и платежи мобильной связи и другие услуги;
- информация по моделям товара, участвующим в акции, иные подробности и правила проведения акции уточняйте у продавца.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанное сообщение «Купон на скидку» является рекламой, так как отвечает определению реклама, предусмотренному пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
По результатам анализа распространяемой рекламы Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что из содержания рекламного сообщения следует, что предлагаемая скидка на покупку товаров по купону не распространяется на следующие товары: CDи DVD диски с записью, контракты и платежи мобильной связи и другие услуги. Информация об иных товарах, на которые не распространяется рекламируемая скидка, на рекламных купонах отсутствует.
Однако из заявления Рыжова Д.В. следует, что потребителю было отказано в предоставлении скидки при покупке крышки для кастрюли TEFAL, то есть на товар, наименование которого не указано в рекламном купоне.
На рассмотрении дела представитель ООО «Эльдорадо» пояснил, что на купонах указана вся существенная информация об условиях и сроках проведения акции, о получении скидки. При этом, в купонах на скидку указана информация о том, что подробности необходимо уточнить у продавцов или на официальном интернет-сайте Общества.
Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Пункт 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В связи с тем, в листовках «Купон на скидку в феврале-марте»  отсутствуют сведения о том, на какие товары не распространяется предоставляемая по купонам скидка, реклама противоречит требованиям пункта 15 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлен запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что информация о перечне товаров, на покупку которых распространяются рекламируемые скидки, является для потребителя рекламы существенной.
При этом содержание информации о необходимости уточнения об условиях акции у продавца, сведений об адресе официального интернет-сайта ООО «Эльдорадо» и телефона справочной службы не является надлежащим исполнением обязанности Общества по информированию потребителей об условиях стимулирующей рекламной акции.
Частью 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сведения об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Указание в рекламе сведений о возможности ознакомления с правилами проведения стимулирующей лотереи на интернет-сайте и по телефонам не может свидетельствовать о соблюдении ООО «Эльдорадо» требований законодательства о рекламе, поскольку влечет дополнительные временные и денежные затраты, в том числе связанные с выходом в Интернет, а также затрудняет возможность ознакомления со всеми условиями и правилами проведения стимулирующего мероприятия до принятия решения об участии в нем.
Таким образом, реклама ООО «Эльдорадо» нарушает требования части 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что ни в Правилах проведения акции «Купоны в феврале – марте», ни в купонах на скидку «100 рублей» не содержится полных сведений о товарах, на которые распространяется действие акции, а также сведения о том, в зависимости от каких критериев устанавливается скидка на товар 10 или 20%.
В связи с тем, что в рекламном купоне указан перечень товаров, на которые не распространяется скидка, у потребителя сложилось впечатление, что скидка распространяется на все товары, кроме CDи DVD дисков с записью, и все услуги, за исключением контрактов и платежей мобильной связи.
ООО «Эльдорадо» в ходе рассмотрения дела не представило Комиссии Нижегородского УФАС России документы и материалы, свидетельствующие о наличии утвержденного перечня товаров, на которые распространяется скидка по рекламным купонам. В связи с этим, комиссия Нижегородского УФАС России делает вывод о том, что утвержденный перечень товаров, на которые распространяются скидки по рекламным купонам, отсутствует.
Таким образом, ООО «Эльдорадо» в ходе проведения рекламной акции «Купоны в феврале – марте» не представило для потребителей полной и достоверной информации об условиях и порядке проведения стимулирующей акции. Следовательно, распространяемая ООО «Эльдорадо» реклама «Купоны на скидку 100 рублей» нарушает пункт 15 части 3, части 7 статьи 5, часть 2 статьи 9 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5, статьей 9 ФЗ «О рекламе».
Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований статьи 9  ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламораспространитель – это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В связи с тем, что ООО «Эльдорадо» определило условия проводимой рекламной акции и самостоятельно распространяло среди покупателей рекламные листовки в магазинах «Эльдорадо», то Общество является рекламодателем и рекламораспространителем спорного рекламного сообщения.
Таким образом,  ООО «Эльдорадо» нарушило требования пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 ФЗ «О рекламе».
В связи с тем, что распространение рекламы ООО «Эльдорадо» на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО «Эльдорадо», поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
 
Решение изготовлено в полном объеме 25 января 2011 года. 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
 
 
 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны