Решение б/н Решение по делу №55-ФАС52-10/12 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №55-ФАС52-10/12

                                                                                                            г. Нижний Новгород                                                                                                                              

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля  2012 г.                                                                                    

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2012 г.                                                                                    

 

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

-

заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 

 

 

-

заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;

 

-

специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,

 

рассмотрев дело №55-ФАС52-10/11 в отношении администрации Володарского муниципального района Нижегородской области (адрес:606070 Нижегородская область, Володарский район, г.Володарск, ул.Клубная, д. 4) по признакам нарушения части 5  статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителя ответчика по делу, (доверенность от…),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии со статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции Нижегородское УФАС России проанализировало документы, представленные администрацией Володарского муниципального района Нижегородской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и выявило следующее.

На основании Распоряжения администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от 26.01.2011 №35-р на сайте www.volodarsk.ru 23.11.2010 размещено извещение о проведении 18.01.2011 аукциона на право заключения договора аренды муниципального нежилого фонда.

Извещение содержало документацию об аукционе с открытой формой подачи предложений по цене на право заключения договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности Володарского муниципального района Нижегородской области (далее документация об аукционе).

Пунктом 6.2 документации об аукционе предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе в числе прочего прилагается справка об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Согласно пункту 6.4 документации об аукционе, если документы, перечисленные в подпункте 6.2, оформлены не в соответствии с требованиями конкурсной документации, организатор не принимает к регистрации такой пакет документов.

Пунктом 4.5 документации об аукционе установлено, что последним днем приема заявок, документов и поступления задатка на счет организатора является 14 января 2011 года.

Согласно пункту 4.6 документации об аукционе заседание аукционной комиссии по признанию претендентов участниками аукциона, рассмотрение аукционных заявок состоится 17 января 2011года в 14 часов.

Пунктом 5.3 документации об аукционе установлено, что организатор вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения.

В документации об аукционе отсутствует указание на то, что условия конкурса, порядок и условия заключения договора с участником конкурса являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в конкурсе является акцептом такой оферты.

Таким образом, документация об аукционе на проведение аукциона 18.01.2011, утвержденная главой администрации Володарского муниципального района, содержит признаки нарушения пунктов 24, 25, 107, 125 и подпункта 17 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67(далее - Правила).

По признакам нарушения части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  Нижегородским УФАС России на основании Приказа Нижегородского УФАС России № 45 от 02 февраля 2012 года в отношении администрации Володарского муниципального района Нижегородской области возбуждено дело №55-ФАС52-10/12.

Рассмотрение дела по существу состоялось 11 апреля 2012 года.

Администрацией Володарского муниципального района представлено письменное объяснение (вх. №  439 от 27.02.2012), в котором ответчик не признает нарушение части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, пояснив, что в документацию об аукционе ошибочно включен пункт о необходимости предоставления справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год при подаче заявки на участие в аукционе. В извещении о проведении аукциона, опубликованном в общественно-политической газете «Знамя» от 23.11.2010 № 184, отсутствует указание на необходимость представления данного документа.

По мнению ответчика, организатор аукциона не воспользовался правом отказа от проведения аукциона, следовательно, неверное указание в документации об аукционе сроков, в течение которых ответчик вправе отказаться от проведения аукциона, не повлекло наступление неблагоприятных последствий. В документации об аукционе также отсутствуют понятия оферты и акцепта, однако, по мнению администрации Володарского муниципального района, это не нарушает смысла содержания подпункта 17 пункта 114 Правил.

В своих объяснениях ответчик пояснил, что в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе указана дата окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе и составления протокола о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе  - 17 января 2011 года. В тоже время, по мнению администрации Володарского муниципального района, указание в извещении срока окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе и отсутствие указания срока начала рассмотрения заявок не противоречит требованиям Правил.

В письменных объяснениях (вх. № 569 от 16.03.2012) по делу №55-ФАС52-10/12 Администрация Володарского муниципального района поясняет, что в документации об аукционе указывается адрес сайта в сети Интернет, на котором указан адрес электронной почты организатора аукциона. По мнению ответчика, отсутствие в документации об аукционе требований к содержанию, составу и форме заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкции по ее заполнению не нарушает требований Правил, поскольку в документации об аукционе не предусмотрен вариант подачи заявки в форме электронного документа.

Администрация Володарского района полагает, что подпункт 16 пункта 114 Правил не предусматривает изменения размера арендной платы, поскольку положения об изменении арендной платы оговорены в подпункте 3 пункта 114 Правил.

В письменных объяснениях (вх. № 1806 от 29.03.2012) по делу №55-ФАС52-10/12 Администрацией Володарского муниципального района представлено соглашение о расторжении    договора   аренды   нежилого   помещения   от  21.12.2011  №313 и  акт           приема-передачи муниципального имущества от 21.12.2011.

Изучив материалы дела, заслушав выступления привлеченных по делу лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Конституционные принципы единого рынка и поддержки конкуренции как основы построения экономической системы Российской Федерации предопределяют наличие в антимонопольном законодательстве механизмов, устанавливающих пределы влияния органов исполнительной власти и органов местного самоуправления РФ на условия функционирования товарных рынков.

Во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации издан Приказ от 10.02.2010 N 67, которым утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

 

На основании Распоряжения администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от 26.01.2011 №35-р на сайте www.volodarsk.ru (в настоящее время адрес сайта изменен на www.volodarsk.omsu-nnov.ru) 23.11.2010 размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды нежилого фонда 18.01.2011 и документация об аукционе с открытой формой подачи предложений по цене на право заключения договора аренды нежилого фонда, находящегося в собственности Володарского муниципального района Нижегородской области.

1. Пунктом 6.2 документации об аукционе предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе в числе прочего прилагается справка об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Согласно пункту 6.4 документации об аукционе, если документы, перечисленные в подпункте 6.2, оформлены не в соответствии с требованиями документации об аукционе, организатор не принимает к регистрации такой пакет документов.

Довод администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о том, что в извещении о проведении аукциона, опубликованного в общественно-политической газете «Знамя» от 23.11.2010 № 184, отсутствует указание на необходимость представления справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год при подаче заявки на участие в конкурсе не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Пункт 116 Правил устанавливает, что сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении аукциона.

В соответствии с пунктом 44 Правил после размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона организатор на основании заявления любого заинтересованного лица, в течение двух рабочих дней предоставляет такому лицу аукционную документацию. Таким образом, извещение содержит краткую информацию об аукционе, информирует неопределенный круг лиц о возможности ознакомиться с аукционной документацией, содержащей полные и исчерпывающие сведения об аукционе.

Справка об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год не включена в перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в аукционе согласно пункту 24 Правил.

Пункт 25 Правил устанавливает, что отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 24 настоящих Правил, не допускается.

Таким образом, требование о представлении справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год при подаче заявки на участие в аукционе, а также несоответствие сведений, указанных в извещении о проведении аукциона, положениям документации об аукционе является нарушением пунктов 24, 25 и 116 Правил.

2. В соответствии с пунктом 4.5 документации об аукционе заявки и документы на участие в аукционе принимаются по рабочим дням с 23 ноября 2010 года.

Извещение о проведении аукциона, размещенно на сайте www.volodarsk.ru 23 ноября 2010 года.

Подпункт 5 пункта 114 Правил определяет, что датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона. Таким образом, датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе должно быть 24 ноября 2010 года.

Таким образом, пункт 4.5 документации об аукционе является нарушением подпункта 5 пункта 114 Правил.

3. Пунктом 4.5 документации об аукционе установлено, что последним днем приема заявок, документов и поступления задатка на счет организатора является 14 января 2011 года.

Согласно подпункту 5 пункта 114 Правил документация об аукционе должна содержать порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В пункте 4.5 документации об аукционе время окончания подачи заявки на участие в аукционе не указано.

Таким образом, содержание пункта 4.5 документации об аукционе не соответствует требованиям, установленным подпунктом 5 пункта 114 Правил.

4. В документации об аукционе на проведение аукциона 18.01.2011 отсутствует дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Согласно подпункту 10 пункта 114 Правил документация об аукционе должна содержать место, дату и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В силу пункта 125 Правил прием заявок на участие в аукционе прекращается в указанный в извещении о проведении аукциона день рассмотрения заявок на участие в аукционе непосредственно перед началом рассмотрения заявок.

Таким образом, отсутствие указания места, даты и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе в документации об аукционе является нарушением подпункта 10 пункта 114 и пункта 125 Правил.

5. В соответствии с пунктом 128 Правил заявитель вправе отозвать заявку в любое время до установленных даты и времени начала рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Поскольку в документации об аукционе отсутствует указание даты и времени начала рассмотрения заявок, следовательно, потенциальные участники аукциона могут быть ограничены в возможности отозвать заявку на участие в аукционе в установленные законом сроки.

Таким образом, отсутствие в документации об аукционе даты и времени начала  рассмотрения заявок нарушает требования пункта 128 Правил.

6. Пунктом 5.3 аукционной документации установлено, что организатор вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения.

Согласно пункту 107 Правил (в редакции Правил от 10.02.2010г., действовавшей на момент проведения конкурса) организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, пункт 5.3 документации об аукционе нарушает пункт 107 Правил.

7. В извещении о проведении аукциона и документации об аукционе отсутствует адрес электронной почты организатора аукциона.

Довод администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о том, что отсутствие в документации об аукционе адреса электронной почты и возможности подать заявку в форме электронного документа не нарушает Правил не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Подпункт 1 пункта 105 Правил определяет, что в извещении о проведении аукциона должен быть указан адрес электронной почты организатора аукциона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 114 Правил документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению.

В то же время в силу пункта 51 Правил, заявка на участие в аукционе подается в письменной форме или в форме электронного документа.

В документации об аукционе отсутствует адрес электронной почты, требования к содержанию, составу и форме заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкции по ее заполнению.

Из вышесказанного следует, что в документации об аукционе не предусмотрена возможность для потенциальных участников аукциона с минимальными затратами и в короткий промежуток времени подать заявку в форме электронного документа, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

8. В документации об аукционе отсутствует указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты.

Подпункт 17 пункта 114 Правил определяет, что документация об аукционе должна содержать указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты.

Довод администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о том, что отсутствие указания на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Извещение о проведении аукциона является выражением организатором аукциона намерения вступить в правоотношения по поводу организации и проведения аукциона, и заключения договора по результатам торгов. Однако, извещение не содержит всех существенных условий будущего основного договора, поскольку они определены в документации об аукционе.

Поскольку правовой целью является не участие в торгах как таковое, а заключение договора по результатам торгов, указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе считается акцептом такой оферты, является обязательным в соответствии с подпунктом 17 пункта 114 Правил.

Таким образом, отсутствие в документации об аукционе указание на то, что условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются условиями публичной оферты, а подача заявки на участие в аукционе является акцептом такой оферты является нарушением подпункта 17 пункта 114 Правил.

9. Пунктом 9.2 аукционной документации установлено, что величина арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке не чаще одного раза в год.

Согласно пункту 6.1 договора № 313 от 26.01.2011, заключенного с ООО «Станко 24», единственным участником несостоявшегося аукциона по лоту №1 в соответствии с протоколом №1 от 17.01.2011 рассмотрения заявок на участие в аукционе, изменение условий договора, его расторжение совершается по соглашению сторон.

Довод администрации Володарского муниципального района Нижегородской области о том, что пункт 9.2 документации об аукционе не противоречит подпункту 16 пункта 114 Правил, поскольку порядок увеличения цены лота в ходе проведения аукциона, определен в разделе 8 документации об аукционе, не принимается Комиссией по следующим основаниям.

Подпункт 3 пункта 114 Правил определяет, что документация об аукционе должна содержать порядок пересмотра цены договора (цены лота) в сторону увеличения.

В соответствии с подпунктом 16 пункта 114 Правил документация об аукционе должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Поскольку законодательством установлен прямой запрет на изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке, пункт 9.2 аукционной документации и пункт 6.1 договора № 313 от 26.01.2011, заключенного с ООО «Станко 24», не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно подпунктам 3, 16 пункта 114 Правил.

Информация о проведении аукциона, доведенная ненадлежащим способом уменьшает возможность участия в торгах потенциальных участников, а именно ограничивает возможность своевременно подать или отозвать заявку, в том числе в форме электронного документа, внести задаток и принять участие в торгах.

Таким образом, документации об аукционе, утвержденная главой администрации Володарского муниципального района, противоречит требованиям пунктов 24, 25, 51, 107, 116, 125, подпункта 1 пункта 105 и подпунктов 3, 5, 10, 16 17 пункта 114 Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Процедурные нарушения, допущенные при организации и проведении торгов, на основании документации об аукционе, положения которой противоречат Правилам, могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, действия администрации Володарского муниципального района Нижегородской области являются нарушением части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части включения в документацию об аукционе и в договор аренды положений, противоречащих Правилам.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь  статьей  23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи  41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.                      Признать администрацию Володарского муниципального района Нижегородской области нарушившей часть 5 статьи 17.1  Закона о защите конкуренции.

 

2.                      Выдать КУМИ администрации Володарского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3.                      Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны