Решение б/н Решение по делу №581-ФАС52-04/16 (ж) от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

22.04.2016 №МВ-04/2324

РЕШЕНИЕ

по делу №581-ФАС52-04/16 (ж)

 

19 апреля 2016 года                                                                          г. Нижний Новгород

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

- <…>

-

заместитель председателя комиссии;

- <…>

-

член комиссии;

- <…>

-

член комиссии;

- <…>

-

член комиссии

 

с участием:                                            

от МУП «Комплекс»: <…> (по доверенности от 18.04.2016 №б/н);

от ОАО «Дзержинский Водоканал»: <…> (доверенность от 09.03.2016 №57), -

 

рассмотрела 19 апреля 2016 года в заседании комиссии жалобу открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» на действия муниципального унитарного предприятия «Комплекс» при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296),

 

и установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» (далее – ОАО «Дзержинский Водоканал», заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия «Комплекс»  (далее - МУП «Комплекс», заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296)

В жалобе ОАО «Дзержинский Водоканал» указывает на следующее.

30 марта 2016 года МУП «Комплекс» опубликовало на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска                    (п. Горбатовка) (извещение №31603490296). Между тем заказчиком размещена информация об изменении плана закупок на 2016 год лишь 30 марта 2016 года, то есть в тот же день когда  МУП «Комплекс» опубликовало на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении закупки у единственного поставщика, что, по мнению ОАО «Дзержинский водоканал», является нарушением части 2 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, в извещении, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, вместо закупки у единственного поставщика указана закупка в форме запроса предложений.

Также заказчиком нарушено положение части 12 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выразившееся в неразмещении протоколов, составленных в ходе проведения закупки. Помимо этого, нарушена статья 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так как информация о заключении договора с победителем закупки не внесена в реестр договоров.

В связи с этим ОАО «Дзержинский Водоканал» просит отменить закупку в форме  закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка), выдать МУП «Комплекс» предписании об устранении нарушений федерального законодательства, а также привлечь виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

07.04.2016 жалоба ОАО «Дзержинский Водоканал» Управлением принята к рассмотрению; заседание комиссии антимонопольного органа назначено на 18 апреля 2016 года в 15 часов 30 минут.

На процедуре рассмотрения жалобы присутствовал представитель                          ОАО «Дзержинский Водоканал» и представители МУП «Комплекс». Представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.        

По мнению заказчика, жалоба  ОАО «Дзержинский Водоканал» является необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Представители МУП «Комплекс»  пояснили, что закупка у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296) размещена в соответствии с подпунктами в), г), д), е) пункта 8.1.10 Положения о закупках, так как ранее МУП «Комплекс» проводились аналогичные закупки, однако они признаны несостоявшимися или отменены.

Что касается нарушений срока размещения извещения, а также внесения изменений в план закупок на 2016 год и внесения сведений в реестр договоров, то МУП «Комплекс» сообщает следующее. В период с 01 марта 2016 года по 30 марта 2016 года на сайте www.zakupki.gov.ru проводились регламентные работы, специалисты МУП «Комплекс» неоднократно предпринимали попытка для доступа на указанный сайт. Однако разместить на сайте информацию удалось лишь 30 марта               2016 года, в том числе опубликовано извещение закупки у единственного поставщика.

 Относительно доводов заявителя, что в извещении, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, вместо закупки у единственного поставщика указана закупка в форме запроса предложений, пояснили, что произошла техническая ошибка в указании способа закупки.   

Заседание комиссии, состоявшееся 18.04.2016 15 часов 30 минут, продолжено 19.04.2016 09 часов 00 минут.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав имеющиеся доказательства, комиссия приходит к следующему.

30 марта 2016 года на сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о  проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296). Как следует из извещения, дата размещения извещения - 30.03.2016; срок представления документов - с 01.03.2016 по 01.03.2016.   

В соответствии с извещением предметом закупки у единственного поставщика является заключение договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска                    (п. Горбатовка).

Начальная (максимальная) цена договора – 730 000 (семьсот тридцать тысяч) рублей, включая НДС.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 раздела IV Положения о закупках закреплено, что на официальном сайте заказчик размещает план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее чем на один год.

        На официальном сайте также подлежит размещению следующая информация:

а)     извещение о закупке и вносимые в него изменения,

б)    закупочная документация и вносимые в нее изменения,

в)     проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки,

г)     разъяснения закупочной документации,

д)    протоколы, составляемые в ходе проведения закупок,

е)     сведения об отказе от проведения закупочных процедур;

ж)    иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (подпункт 6.3 пункта 6 раздела IV Положения о закупках).

          Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (подпунктом 6.6 пункта 6 раздела IV Положения о закупках).

        В соответствии с пунктом 7.4.1 раздела V Положения о закупках в целях планирования закупок товаров, работ, услуг заказчиком разрабатывается план закупок. План закупок разрабатывается и утверждается Заказчиком на очередной календарный год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

          Пунктом 1.4.2 Положения о закупках установлено, что внесение изменений в план закупок осуществляется в случае, если:

  • изменены объемы финансирования;
  • изменены потребности в продукции, в том числе сроки ее потребления;
  • проводятся повторные процедуры размещения заказов в случаях, предусмотренных настоящим Положением;
  • заключенные договоры расторгнуты по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

   Согласно подпункту 8.1.10 пункта 8 раздела V Положения о закупках под прямыми закупками (у единственного источника/поставщика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Прямые закупки проводятся, в том числе в случае, если процедура закупки повторно признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок или если все заявки были отклонены, а проведение повторных и новых процедур нецелесообразно.

         В соответствии с пунктом 16 раздела VI Положения о закупках в рамках подготовки и проведения прямой закупки инициатором закупки определяется возможность применения того или иного основания для прямой закупки и определяется потенциальный контрагент.

         Инициатор закупки готовит проект договора и согласовывает его с юридической группой и другими отделами, если это предусмотрено внутренними нормативно-правовыми документами заказчика. Круг лиц, осуществляющих согласование проекта договора, определяется внутренними нормативно-правовыми документами заказчика. Если такие документы отсутствуют, то согласование производится единоличным исполнительным органом заказчика.

         Директор (заместитель директора) или лицо, имеющее право подписи договора, утверждает кандидатуру поставщика (исполнителя) и подписывает данный договор (контракт).

         Согласно протоколу №31603490296-Г-ЕП от 30.03.2016 МУП «Комплекс» изучило предложение общества с ограниченной ответственностью «Теплый Быт» (далее – ООО «Теплый Быт») и заключило с ним договор на техническое обслуживание систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка).

         01 марта 2016 года между МУП «Комплекс» и ООО «Теплый Быт» заключен   договор №07/2016 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка). 

Частью 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» закреплены принципы, которыми руководствуется заказчик при проведении закупки, в частности принципом информационной открытости закупки.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 №932 утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и Требования к форме такого плана. Согласно пунктам 1, 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Пунктом 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг) установлены сведения, которые заказчику необходимо указать в плане закупок для размещения на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 14 Положения о размещении в единой информационной системы информации о закупках, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №908, размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений в единой информационной системе осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

 Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства следует, что информация о закупке должна быть включена в план закупок до размещения и проведения соответствующие закупки.

Изменения в план закупок МУП «Комплекс» о способе закупке, о сроках проведения закупки и закупаемых услугах заказчик разместил в плане 30.03.2016, то есть после заключения договора по итогам проведения закупки у единственного поставщика 01. 03.2016.    

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке (часть 12 статьи 4 Федерального закона                              «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров.

Как следует из вышеуказанных требований, установленных в Положении о закупках, МУП «Комплекс» обязано соблюдать ряд требований при проведении закупок. К ним относятся: размещение извещения, документации о закупке, протоколов, составленных в ходе проведения закупки, проекта договора и иной информации, размещение которой предусмотрено Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Между тем из анализа документов, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленных в Управление следует, что                      МУП «Комплекс» при проведении закупки у единственного поставщика не разместило заблаговременно извещение о проведении указанной закупки, не разместило протоколы, составленные в ходе проведения закупки, а также не разместило заключенный договор в реестре договоров, предусмотренном частью 2 статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Договор по данной закупке заключен 01.03.2016, а извещение о проведении закупки у единственного поставщика размещено 30.03.2016.

В своем возражении на жалобу МУП «Комплекс» указывает, что невозможность размещения информации на официальном сайте в период с 01.03.2016 по 30.03.2016 обусловлена регламентными работами на сайте.

Однако комиссией Управления проанализированы закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, размещенные МУП «Комплекс» за период с 01.03.2016 по 30.03.2016, а также журнал событий размещенных закупок. Установлено, что                   МУП «Комплекс» имело доступ к указанному сайту 10.03.2016 и 23.03.2016.

  10.03.2016 МУП «Комплекс» размещены протокол результатов рассмотрения заявок по закупке №31503187831, а также протокол результатов рассмотрения заявок по закупке № 31503187850.

23.03.2016 МУП «Комплекс» созданы извещение №31603490213, извещение              №31603490296.     

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о создании  условий, ограничивающих доступ до участия в закупке, а также противоречат принципу закупочной деятельности, закрепленному в статье 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» - информационная открытость закупки, поскольку МУП «Комплекс» не представило обоснование выбора именно этого конкретного хозяйствующего субъекта путем размещения закупки у единственного поставщика. 

Кроме того, договор между МУП «Комплекс» и ООО «Теплый Быт» заключен 01 марта 2016 года, однако в извещении указано, что срок представления документов для участников закупки с 01.03.2016 по 30.03.2016. Таким образом, заказчик, размещая извещение о закупке, составляя протокол о ходе закупки, совершил действия при наличии уже подписанного договора поставки на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка), тем самым нарушил процедуру проведения закупок, предусмотренную законодательством о закупках.      

При таких обстоятельствах, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком нарушен порядок организации и проведения закупки, установленный в части 1 статьи 3, частей 5, 12 статьи 4, части 2 статьи 4.1 Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

         Таким образом, при установленных фактических и правовых обстоятельств комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» на действия муниципального унитарного предприятия «Комплекс»  при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296),  обоснованна.

При вынесении решения по жалобе, доводы которой антимонопольным органом признаны обоснованными, комиссия на основании части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» разрешает вопрос о возможности выдачи предписания.

         Как указывается выше, 01 марта 2016 года между МУП «Комплекс» и                       ООО «Теплый Быт» заключен  договор №07/2016.

         В связи с этим комиссия приходит к выводу, что актуальность и целесообразность выдачи предписания в данном конкретном случае отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия 

 

 

 

 

решила:

 

  1. жалобу открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» на действия муниципального унитарного предприятия «Комплекс»  при проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию систем коммунального водоснабжения населенных пунктов г.о.г. Дзержинска (п. Горбатовка) (извещение №31603490296) признать обоснованной.
  2. признать муниципальное унитарное предприятие «Комплекс» нарушающим положения части 1статьи 3, частей 5, 12 статьи 4, части 2 статьи 4.1 Федерального закона «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части нарушения принципа информационный открытости, нарушения сроков размещения документов по закупке.
  3. предписание не выдавать.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»  решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Заместитель

председателя комиссии                                                                              <….>

Члены комиссии                                                                                      <…>

 

                                                                                                                <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны